Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности обучающихся как путь к формированию универсальных учебных действий и гармоничному личностному развитию
Автор: Ускова Надежда Сергеевна
Развитие и образование
ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться,
должен достигнуть этого
собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.
А. Дистервег
В основе современного образования лежит системно-деятельностный подход к обучению и развитию каждой личности. Одним из фундаментальных понятий данного подхода является активная познавательная деятельность обучающихся, направленная на самостоятельную добычу знаний и готовность к собственному саморазвитию.
Таким образом, одной из основных задач, поставленных перед современной школой, является обучение школьников самостоятельной добыче знаний и активизация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. В перспективе решения данной задачи видится путь к гармоничному личностному саморазвитию. Раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание патриотичного и порядочного человека, личности, готовой к жизни в конкурентном мире, зафиксировано в качестве основной задачи образования в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».
Целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности, умение учиться обеспечиваются совокупностью универсальных учебных действий (УУД), лежащих в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Именно УУД, как обобщенные действия, открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в выстраивании самой учебной деятельности.
Из сказанного выше понятно, что педагогический опыт по теме «Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности обучающихся как путь к формированию универсальных учебных действий и гармоничному личностному развитию» актуален для современного образования и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе. Знания, добытые путём поиска и умственных усилий, становятся не только интеллектуальной собственностью, но и дают возможность для формирования личности в целом.
Актуальность предлагаемого опыта на современном этапе обусловлена стремлением разрешить противоречие между необходимостью соответствовать новым требованиям и реальными условиями учебного процесса, а также ряд проблем, наиболее остро проявившихся в практической деятельности за последние три года. Эти проблемы можно условно разделить на общепедагогические и частные, т.е. непосредственно касающиеся преподавания русского языка и литературы.
Общепедагогические проблемы:
- острая необходимость эффективной реализации Концепции модернизации российского образования;
- ужесточение требований социальных заказчиков (ВУЗы, работодатель и т. д.) к выпускнику средней школы;
- необходимость создания «образа» современного выпускника;
- увеличение доли выпускников, стремящихся к получению высшего образования и овладению навыками самообразования.
Частные проблемы:
-нестабильность развития способности учащихся получать, интерпретировать, оценивать и принимать информацию о языковых явлениях;
-недостаточное соответствие школьной программы по русскому языку требованиям, предъявляемым ВУЗами к абитуриентам.
Проблемой для учителя становится выбор средств для развития навыков самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, формирования универсальных учебных действий и гармоничного личностного развития.
Сущность опыта заключается в создании условий для формирования и развития навыков самостоятельной познавательной деятельности обучающихся через организацию системы урочной и внеурочной работы по русскому языку и литературе, соответствующей современным требованиям к формированию универсальных учебных действий и гармоничному личностному развитию школьника.
Новизна опыта заключается в создании и использовании разработанной системы урочной и внеурочной деятельности для активизации процессов самостоятельной добычи информации обучающимися как средства формирования универсальных учебных действий и гармоничного личностного развития школьника.
Цель опыта - способствовать развитию мыслительных, поисковых навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны событий и явлений); формировать стремление к сотрудничеству, умение слушать и слышать других.
Продуктивная познавательная деятельность учеников, создавая устойчивую познавательную мотивацию, может стать и условием устойчивого профессионального, жизненного и личностного самоопределения.
При этом решаются следующие задачи:
- организовать деятельность обучающихся, направленную на самореализацию их личности, развитие познавательного интереса, творческого потенциала;
- формировать универсальные учебные действия и компетенции лицеистов через продуктивное использование в обучении современных образовательных технологий;
- формировать у обучающихся мотивацию к освоению исследовательских навыков деятельности, т.е. перевести внешнюю необходимость поиска неизвестного во внутреннюю потребность.