+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности обучающихся как путь к формированию универсальных учебных действий и гармоничному личностному развитию

Автор: Ускова Надежда Сергеевна

Развитие и образование

ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться,

 должен достигнуть этого

собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением.

А. Дистервег

 

В основе современного образования лежит системно-деятельностный подход к обучению и развитию каждой личности. Одним из фундаментальных понятий данного подхода является активная познавательная деятельность обучающихся, направленная на самостоятельную добычу знаний и готовность к собственному саморазвитию.

 Таким образом, одной из основных задач, поставленных перед современной школой, является обучение школьников самостоятельной добыче знаний и активизация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся. В перспективе решения данной задачи видится путь к гармоничному личностному саморазвитию. Раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание патриотичного и порядочного человека, личности, готовой к жизни в конкурентном мире, зафиксировано в качестве основной задачи образования в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа».

Целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности, умение учиться обеспечиваются совокупностью универсальных учебных действий (УУД), лежащих в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Именно УУД, как обобщенные действия, открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в выстраивании самой учебной деятельности.

Из сказанного выше понятно, что педагогический опыт по теме «Развитие навыков самостоятельной познавательной деятельности обучающихся как путь к формированию универсальных учебных действий и гармоничному личностному развитию» актуален для современного образования и представляет практическую ценность для повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе. Знания, добытые путём поиска и  умственных усилий, становятся не только интеллектуальной собственностью, но и дают возможность для формирования личности в целом.

Актуальность предлагаемого опыта на современном этапе обусловлена стремлением  разрешить противоречие между необходимостью соответствовать новым требованиям и реальными условиями  учебного процесса, а также ряд проблем, наиболее остро проявившихся в практической деятельности за последние три года. Эти проблемы можно условно разделить на общепедагогические и частные, т.е.  непосредственно касающиеся  преподавания русского языка и литературы.

Общепедагогические проблемы:

- острая необходимость эффективной реализации Концепции модернизации      российского образования;

- ужесточение требований социальных заказчиков (ВУЗы, работодатель и т. д.) к выпускнику средней школы;

- необходимость создания «образа» современного выпускника;

- увеличение доли выпускников, стремящихся к получению высшего образования и овладению навыками самообразования.

Частные проблемы:

-нестабильность развития способности учащихся получать, интерпретировать, оценивать и принимать информацию о языковых явлениях;

-недостаточное соответствие школьной программы по русскому языку требованиям, предъявляемым ВУЗами к абитуриентам.

Проблемой для учителя становится выбор средств для развития навыков самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, формирования универсальных учебных действий и гармоничного личностного развития.

Сущность опыта заключается в создании условий для формирования и развития навыков самостоятельной познавательной деятельности обучающихся через организацию системы урочной и внеурочной работы по русскому языку и литературе, соответствующей современным требованиям к формированию универсальных учебных действий и гармоничному личностному развитию школьника.

Новизна опыта заключается в создании и использовании разработанной системы урочной и внеурочной деятельности для активизации процессов самостоятельной добычи информации обучающимися как средства формирования универсальных учебных действий и гармоничного личностного развития школьника.

Цель опыта - способствовать развитию мыслительных, поисковых навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны событий и явлений); формировать стремление к сотрудничеству, умение слушать и слышать других.

Продуктивная познавательная деятельность учеников, создавая устойчивую познавательную мотивацию, может стать и условием устойчивого профессионального, жизненного и личностного самоопределения.

При этом решаются следующие задачи:

- организовать деятельность обучающихся, направленную на самореализацию их личности, развитие познавательного интереса, творческого потенциала;

- формировать универсальные учебные действия и компетенции лицеистов через продуктивное использование в обучении современных образовательных технологий;

- формировать у обучающихся мотивацию к освоению исследовательских навыков деятельности, т.е. перевести внешнюю необходимость поиска неизвестного во внутреннюю потребность.