+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Урок литературы в 7 классе "Легенда о Данко" (по рассказу М. Горького "Старуха Изергиль"). Романтический характер легенды

Автор: Тищенко Татьяна Владимировна

        Урок литературы в 7-м классе по теме: "Легенда о Данко" (по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль"). Романтический характер легенды.

 Цели:

 

 Образовательные:

проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия;  познакомить с  особенностями романтического произведения.

Воспитательные:

 воспитать в учащихся такие  нравственные  качества, как: любовь к людям,  доброту, бескорыстие,  целеустремлённость, настойчивость, веру в себя.

Развивающие:

 способствовать формированию читательской позиции;

развивать творческие способности учащихся;

формировать коммуникативные навыки.

                    Оборудование урока.

 

 1 М.Горький «Легенда о Данко ( текст).

Портрет Горького

Рисунки уч-ся

Оформление доски: в центре – портрет Горького, тема урока ,эпиграф -  Любовь к людям – это ведь и есть те крылья,  на которых человек поднимается выше всего.   

                                                                                                                              М.  Горький

 

·         Слева – Рассказ» Старуха Изергиль»1895 год,

·         Легенда - это жанр устного народного творчества, фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-н.событии

Справа - Особенности  романтического произведения.

 

1      Изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах.

2      Стремление  к свободе.

3      Яркая речь  

4       экзотическая природа

5       антитеза.(герой-толпа )                                              Эпиграф к уроку

                                                        

                                                                        Любовь к людям – это ведь и есть те крылья,  на которых человек поднимается выше всего.   

                                                                                                                              М.  Горький

Ход урока

1.    Оргмомент

2.    Слово учителя

Странно устроен человек : когда мы маленькие, хотим побыстрее повзрослеть, а когда уже взрослые ( поверьте!) хотим вернуться в детство

- Говорят, что все мы родом из детства.

Какие ассоциации вызывает у вас слово »детство»?

Сегодня мы с вами будем говорить о писателе А.М. Горьком.

 Каким же было детство А.М.Горького?

Слово ученика (рассказ о детстве писателя).

-Настоящая фамилия писателя Алексей Максимович Пешков. В детстве будущему писателю пришлось много работать. Уже с девяти лет дедушка отдал его в магазин обуви, потом мальчик  поступил в иконописную мастерскую, на пароход в поварята, в помощники садовника. В 15 лет желание учиться было огромно. Он приезжает в Казань, полагая, что науки всем желающим даром преподаются. Оказалось, что это не так. Он снова поступает на работу, а при возможности всегда читает . Только книги показывали ему иную жизнь. Книга для него – это чудо, в котором заключена душа написавшего ее

 Нередко он плакал, читая, - так хорошо рассказывалось о людях. И мальчишка, задерганный дурацкой работой, обижаемый дурацкой руганью, давал себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырастет.  

 Трудными были  его детство и юность. Именно этим объясняется выбор псевдонима Максим (имя отца)  Горький.

 Писатель утверждал: «Любите книгу — источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать вас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека…»

 

УЧИТЕЛЬ :Именно книга спасла будущего писателя, показала , что есть другой мир, научила любить людей.

 

Обращение к эпиграфу  Любовь к людям – это ведь и есть те крылья,  на которых человек поднимается выше всего.   

Именно любовью к людям наполнены  ранние произведения писателя. Он размышлял  о сильной, яркой личности, которая могла бы повести за собой людей и показать им, что жизнь можно изменить к лучшему. Такой личностью, безусловно, является Данко - герой легенды из рассказа «Старуха Изергиль», написанном в 1895 году. Старуха-молдаванка по имени Изергиль, увидев голубые искры в степи, рассказывает легенду о юноше Данко.

Обращение к теме урока

Цели урока.( формулируют уч-ся)

 Имена глав­ных ге­ро­ев  необыч­ны, непри­выч­ны для нас. Как необыч­ны со­бы­тия, о ко­то­рых по­вест­ву­ет рас­сказ­чик.

Назовите си­но­ни­мы к слову «необыч­ный» – за­га­доч­ный, та­ин­ствен­ный, кра­си­вый, фан­та­сти­че­ский, (ро­ман­ти­че­ский.)

 

В раннем творчестве Горький обращается к романтизму.

Романтизм – это направление в литературе и искусстве первой четверти 19 века.

Особенности ром. произв-й  ( на доске)

·         Особенности  романтического произведения.

 

1      Изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах.

2      Стремление личности к свободе.

3      Речь романтического героя эмоциональна.

4      Герой романтического произведения изображается на фоне экзотической природы

5      Основной романтический прием романтизма - это антитеза.

 

Рассмотрим эти особенности на примере легенды о Данко.

1 Изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах.  Докажите, что Данко – необыкновенный герой.

 (Но тут явился Данко и спас всех один. Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы.

Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.)

В каких исключительных обстоятельствах изображён Данко? Что он сделает?( Выведет людей из болота)

2 Стремление личности к свободе.

Наводящие вопросы:

Как вы думаете, почему эти люди до призыва Данко не уходили из этого места

Работа с текстом

 - Как ведут себя люди ? Как описывает  автор их состояние?  Какие языковые  средства для этого употребляет?  ( Вначале тоска, потом страх, а затем и ужас сковывает людей ( приём градации) 

Люди поверили Данко и идут дружно за ним.

Как меняется поведение людей во время трудностей?  (стали роптать, в злобе и гневе обрушились, стали судить) Какой приём использует автор? (градацию)

 

Самостоятельная работа с текстом по группам( 3 мин.)

1 группа проанализирует речь героя, 2группа – пейзаж, 3 группа – найдёт антитезу.

 «Речь»   Речь романтического героя крайне эмоциональна, метафорична, прерывиста.    Докажите это примерами из текста

А) Найдите в тексте фразы, которыми Данко заставляет людей действовать?

Б) Отрывок  от слов  «Остановились они и под торжествующий шум леса… до слов  «Ты умрёшь! Ты умрёшь!»

Какие предложения по интонации преобладают?

Приведите примеры риторических вопросов?(Вопросов, не требующих ответа)

Знаки препинания в конце предложений?

С кем  Данко сравнивает толпу?

Есть ли повторы? (однокоренных слов, одинаковых слов) Примеры

 

«Природа» . Герой романтического произведения изображается на фоне экзотической природы, необычной для автора и читателя обстановке.

- Найдите описание природы . Как рисует её  автор?

Какие языковые средства употребляет автор при описании леса? Болота? Грозы?

Эпитеты:

                                                                                                                     Олицетворения:  

                                                                                                  

Метафоры:

 

Сравнения:

 

«Антитеза»

Основной романтический прием романтизма  - это антитеза.

 Приведите примеры антитезы  из текста

А) люди – деревья  (в отрывке  от слов  «Но однажды гроза грянула над лесом…» до слов  «А из тьмы ветвей смотрело…»

Б) герой – толпа  от слов  « Вы сказали:  «Веди!»…до слов  «А лес всё пел свою мрачную песню…»

 

Выступление групп             Выводы

3) Речь романтического героя крайне эмоциональна, метафорична, прерывиста.

4) Герой романтического произведения изображается на фоне экзотической природы, в необычной для автора и читателя обстановке. Обилие    метафор, эпитетов, символов,  при создании   лирического пейзажа.

5)  Основной романтический прием романтизма это антитеза.

 

Волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди. В ярости они даже были готовы убить его. И когда герой сердцем своим осветил путь людям, он утвердил бессмертие подвига.

 

  • Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко

совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к св