Урок литературы в 7 классе "Легенда о Данко" (по рассказу М. Горького "Старуха Изергиль"). Романтический характер легенды
Автор: Тищенко Татьяна Владимировна
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Легенда о Данко" (по рассказу М.Горького "Старуха Изергиль"). Романтический характер легенды.
Цели:
Образовательные:
проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия; познакомить с особенностями романтического произведения.
Воспитательные:
воспитать в учащихся такие нравственные качества, как: любовь к людям, доброту, бескорыстие, целеустремлённость, настойчивость, веру в себя.
Развивающие:
способствовать формированию читательской позиции;
развивать творческие способности учащихся;
формировать коммуникативные навыки.
Оборудование урока.
1 М.Горький «Легенда о Данко ( текст).
Портрет Горького
Рисунки уч-ся
Оформление доски: в центре – портрет Горького, тема урока ,эпиграф - Любовь к людям – это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего.
М. Горький
· Слева – Рассказ» Старуха Изергиль»1895 год,
· Легенда - это жанр устного народного творчества, фантастический рассказ, поэтическое предание о каком-н.событии
Справа - Особенности романтического произведения.
1 Изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах.
2 Стремление к свободе.
3 Яркая речь
4 экзотическая природа
5 антитеза.(герой-толпа ) Эпиграф к уроку
Любовь к людям – это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего.
М. Горький
Ход урока
1. Оргмомент
2. Слово учителя
Странно устроен человек : когда мы маленькие, хотим побыстрее повзрослеть, а когда уже взрослые ( поверьте!) хотим вернуться в детство
- Говорят, что все мы родом из детства.
Какие ассоциации вызывает у вас слово »детство»?
Сегодня мы с вами будем говорить о писателе А.М. Горьком.
Каким же было детство А.М.Горького?
Слово ученика (рассказ о детстве писателя).
-Настоящая фамилия писателя Алексей Максимович Пешков. В детстве будущему писателю пришлось много работать. Уже с девяти лет дедушка отдал его в магазин обуви, потом мальчик поступил в иконописную мастерскую, на пароход в поварята, в помощники садовника. В 15 лет желание учиться было огромно. Он приезжает в Казань, полагая, что науки всем желающим даром преподаются. Оказалось, что это не так. Он снова поступает на работу, а при возможности всегда читает . Только книги показывали ему иную жизнь. Книга для него – это чудо, в котором заключена душа написавшего ее
Нередко он плакал, читая, - так хорошо рассказывалось о людях. И мальчишка, задерганный дурацкой работой, обижаемый дурацкой руганью, давал себе торжественные обещания помочь людям, честно послужить им, когда вырастет.
Трудными были его детство и юность. Именно этим объясняется выбор псевдонима Максим (имя отца) Горький.
Писатель утверждал: «Любите книгу — источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать вас духовно сильными, честными, разумными людьми, которые способны искренне любить человека…»
УЧИТЕЛЬ :Именно книга спасла будущего писателя, показала , что есть другой мир, научила любить людей.
Обращение к эпиграфу Любовь к людям – это ведь и есть те крылья, на которых человек поднимается выше всего.
Именно любовью к людям наполнены ранние произведения писателя. Он размышлял о сильной, яркой личности, которая могла бы повести за собой людей и показать им, что жизнь можно изменить к лучшему. Такой личностью, безусловно, является Данко - герой легенды из рассказа «Старуха Изергиль», написанном в 1895 году. Старуха-молдаванка по имени Изергиль, увидев голубые искры в степи, рассказывает легенду о юноше Данко.
Обращение к теме урока
Цели урока.( формулируют уч-ся)
Имена главных героев необычны, непривычны для нас. Как необычны события, о которых повествует рассказчик.
Назовите синонимы к слову «необычный» – загадочный, таинственный, красивый, фантастический, (романтический.)
В раннем творчестве Горький обращается к романтизму.
Романтизм – это направление в литературе и искусстве первой четверти 19 века.
Особенности ром. произв-й ( на доске)
· Особенности романтического произведения.
1 Изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах.
2 Стремление личности к свободе.
3 Речь романтического героя эмоциональна.
4 Герой романтического произведения изображается на фоне экзотической природы
5 Основной романтический прием романтизма - это антитеза.
Рассмотрим эти особенности на примере легенды о Данко.
1 Изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах. Докажите, что Данко – необыкновенный герой.
(Но тут явился Данко и спас всех один. Данко - один из тех людей, молодой красавец. Красивые - всегда смелы.
Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня.)
В каких исключительных обстоятельствах изображён Данко? Что он сделает?( Выведет людей из болота)
2 Стремление личности к свободе.
Наводящие вопросы:
Как вы думаете, почему эти люди до призыва Данко не уходили из этого места
Работа с текстом
- Как ведут себя люди ? Как описывает автор их состояние? Какие языковые средства для этого употребляет? ( Вначале тоска, потом страх, а затем и ужас сковывает людей ( приём градации)
Люди поверили Данко и идут дружно за ним.
Как меняется поведение людей во время трудностей? (стали роптать, в злобе и гневе обрушились, стали судить) Какой приём использует автор? (градацию)
Самостоятельная работа с текстом по группам( 3 мин.)
1 группа проанализирует речь героя, 2группа – пейзаж, 3 группа – найдёт антитезу.
«Речь» Речь романтического героя крайне эмоциональна, метафорична, прерывиста. Докажите это примерами из текста
А) Найдите в тексте фразы, которыми Данко заставляет людей действовать?
Б) Отрывок от слов «Остановились они и под торжествующий шум леса… до слов «Ты умрёшь! Ты умрёшь!»
Какие предложения по интонации преобладают?
Приведите примеры риторических вопросов?(Вопросов, не требующих ответа)
Знаки препинания в конце предложений?
С кем Данко сравнивает толпу?
Есть ли повторы? (однокоренных слов, одинаковых слов) Примеры
«Природа» . Герой романтического произведения изображается на фоне экзотической природы, необычной для автора и читателя обстановке.
- Найдите описание природы . Как рисует её автор?
Какие языковые средства употребляет автор при описании леса? Болота? Грозы?
Эпитеты:
Олицетворения:
Метафоры:
Сравнения:
«Антитеза»
Основной романтический прием романтизма - это антитеза.
Приведите примеры антитезы из текста
А) люди – деревья (в отрывке от слов «Но однажды гроза грянула над лесом…» до слов «А из тьмы ветвей смотрело…»
Б) герой – толпа от слов « Вы сказали: «Веди!»…до слов «А лес всё пел свою мрачную песню…»
Выступление групп Выводы
3) Речь романтического героя крайне эмоциональна, метафорична, прерывиста.
4) Герой романтического произведения изображается на фоне экзотической природы, в необычной для автора и читателя обстановке. Обилие метафор, эпитетов, символов, при создании лирического пейзажа.
5) Основной романтический прием романтизма это антитеза.
Волю романтического героя автор противопоставляет безволию толпы. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шел впереди. В ярости они даже были готовы убить его. И когда герой сердцем своим осветил путь людям, он утвердил бессмертие подвига.
- Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко
совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к св