Использование технологии проектного обучения на уроках окружающего мира
Автор: Волкова Виктория Валериевна
Волкова Виктория Валериевна,
учитель начальных классов
МБОУ «ООШ № 6»
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Сегодня, в условиях быстро меняющегося общества, мы всё чаще говорим о том, что традиционный подход к обучению школьников не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний. Мы знаем, что большинство учащихся в процессе обучения занимают пассивную роль. Это приводит к тому, что среднестатистический выпускник начальной школы не имеет навыка самостоятельной работы и не обладает творческой инициативой. Мы знаем, что только те знания, которые добыты исследовательским и творческим путём, становятся прочно усвоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании ребёнка.[2]
На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Необходимость решать вышеназванные проблемы в своей педагогической практике подвигла меня к использованию проектной деятельности на уроках окружающего мира как новой современной педагогической технологии, позволяющей развивать творческие способности, соединяя в систему теоретические знания и практические умения младших школьников.
Проекты в младших классах – это проблематично, так как учащиеся ещё слишком малы для проектирования. Но это возможно. Проектная деятельность учащихся – это сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Ведь окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему необходимо в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.[3]
Всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частые методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Общая динамика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения.
В последнее время эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.[1]
Для современной школы актуальными являются две разновидности проектирования. Педагогическое проектирование как процесс преобразования образовательной системы можно отнести к социальному типу (проектирование организаций, норм, сложных социальных объектов). Включение же учащихся в проектную деятельность (ученический проект) относят к проектированию гуманитарного типа, которое предполагает: определение целей, разработку средств их реализации; учет социальных и культурных условий, т.е. учет позиций других участников проекта. В практике используются следующие виды гуманитарного проектирования:
1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
2. Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей и решают по-своему поставленные проблемы);
3. Информационно – практико - ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);
4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Экологическая неделя»).
Процесс самореализации включает постановку обучающимися перед собой цели, владение способами ее достижения, реализацию принятых намерений. Творческая самореализация учащихся есть процесс и результат самоосуществления их творческих потенциальных возможностей в учебно – познавательной деятельности. Одним из средств самореализации является создание проекта.
Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему:
- существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;
- значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
- применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;
- структурирование этапов выполнения проекта;
- самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.
Педагогическая ценность ученического проекта определяется:
- возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;
- содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;
- навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;
- заинтересованностью ученика в работе.
Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. [5]
Применение проектной технологии на уроках и во внеурочной работе, а так же определены условия, способствующие использованию технологии проектного обучения на уроках окружающего мира как средство самореализации младших школьников:
1) активизация познавательного интереса, обеспечивающего учебную мотивацию учащихся в проектной деятельности;
2)создание атмосферы исследовательской активности и практической деятельности при работе над проектом;
3)разработаны и внедрены алгоритмы проектной деятельности субъектов образовательного процесса;
4)организация систематического мониторинга с целью выявления результативности проделанной работы.
При организации классно – урочных занятий и внеклассной работы, независимо от определённого учебно – методического комплекта. Развитие творческого мышления, практической самостоятельности и личного опыта младших школьников, подразумевающей самостоятельную деятельность учащихся по решению той или иной проблемы с использованием разнообразных средств интеграции знаний и умений из различных областей. В основу метода проекта положена идея, направленная на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической проблемы.[4] Результаты выполненных проектов непосредственно связаны с реальной жизнью учащихся и поэтому являются для них не только посильными, но и личностно значимыми.
Литература:
1. Бычков А.В. Метод проектов в начальной школе. М.:,2000.
2. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1993.с. 205
3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2
4. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко. – М.:Вентана-Граф, 2007. – 112с.
5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005