+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Использование технологии проектного обучения на уроках окружающего мира

Автор: Волкова Виктория Валериевна

                           Волкова Виктория Валериевна,

учитель начальных классов

                                                                                МБОУ «ООШ № 6»

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

 НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

                                                                                     

      Сегодня, в условиях быстро меняющегося общества, мы всё чаще говорим о том, что традиционный подход к обучению школьников не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний.  Мы знаем, что  большинство учащихся в процессе обучения занимают  пассивную  роль. Это приводит к тому, что среднестатистический выпускник начальной школы не имеет навыка самостоятельной работы и не обладает творческой инициативой. Мы знаем, что только те знания, которые добыты исследовательским и творческим путём, становятся прочно усвоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании ребёнка.[2]

       На мой взгляд, наиболее конструктивным решением проблемы является создание таких условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию и в полной мере выразить себя, свою индивидуальность. Необходимость решать вышеназванные проблемы в своей педагогической практике подвигла меня к использованию проектной деятельности на уроках окружающего мира  как новой современной педагогической технологии, позволяющей развивать творческие способности, соединяя в систему теоретические знания и практические умения младших школьников.

       Проекты в младших классах – это проблематично, так как учащиеся ещё слишком малы для проектирования. Но это возможно. Проектная деятельность учащихся – это сфера, где необходим союз между знаниями и умениями, теорией и практикой. Ведь окружающая жизнь – это творческая лаборатория, в которой происходит процесс познания. Вот почему необходимо в младшем школьном возрасте вовлечь детей в активную познавательную деятельность.[3]

Всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, умение выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Общая дидактика и частые методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования. Общая динамика и частные методики в рамках учебного предмета призывают решать проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения.

    В последнее время эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.[1]

    Для современной школы актуальными являются две разновидности проектирования. Педагогическое проектирование как процесс преобразования образовательной системы можно отнести к социальному типу (проектирование организаций, норм, сложных социальных объектов). Включение же учащихся в проектную деятельность (ученический проект) относят к проектированию гуманитарного типа, которое предполагает: определение целей, разработку средств их реализации; учет социальных и культурных условий, т.е. учет позиций других участников проекта.  В практике используются следующие виды гуманитарного  проектирования:

1. Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

2.  Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей и решают по-своему поставленные проблемы);

3. Информационно – практико - ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

 4. Творческие  (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Экологическая неделя»).

     Процесс самореализации включает постановку обучающимися перед собой цели, владение способами ее достижения, реализацию принятых намерений. Творческая самореализация учащихся есть процесс и результат самоосуществления их творческих потенциальных возможностей в учебно – познавательной  деятельности. Одним из средств самореализации является создание проекта.

Основные условия применения метода проектов сводятся к    следующему:

  • существование некой значимой проблемы, требующей решения путем исследовательского (творческого) поиска и применения интегрированного знания;
  • значимость предполагаемых результатов (практическая, теоретическая, познавательная);
  • применение исследовательских (творческих) методов при проектировании;
  • структурирование этапов выполнения проекта;
  • самостоятельная деятельность учащихся в ситуации выбора.

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

- возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

- содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;

- навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;

- заинтересованностью ученика в работе.

Обязательно присутствуют три момента: выбор, планирование, критика проекта. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов. [5]

  Применение проектной технологии на уроках и во внеурочной работе, а так же определены условия, способствующие использованию  технологии проектного обучения на уроках окружающего мира как средство самореализации младших школьников:

1) активизация познавательного интереса, обеспечивающего учебную мотивацию учащихся в проектной деятельности;

2)создание  атмосферы исследовательской активности  и практической деятельности при работе над проектом;

3)разработаны и внедрены алгоритмы проектной деятельности субъектов образовательного процесса;

4)организация систематического мониторинга с целью выявления результативности проделанной работы.

При организации классно – урочных занятий и внеклассной работы, независимо от определённого учебно – методического комплекта. Развитие творческого мышления, практической самостоятельности и личного опыта младших школьников, подразумевающей самостоятельную деятельность учащихся по решению той или иной проблемы с использованием разнообразных средств интеграции знаний и умений из различных областей. В основу метода проекта положена идея, направленная на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической проблемы.[4] Результаты выполненных проектов непосредственно связаны с реальной жизнью учащихся и поэтому являются для них не только посильными, но и личностно значимыми.

 

Литература:

1. Бычков А.В. Метод проектов в начальной школе. М.:,2000.

2. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: Книга  для учителя. – М.: Просвещение, 1993.с. 205

3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2

4. Матяш, Н.В. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов / Н.В.Матяш, В.Д.Симоненко. – М.:Вентана-Граф, 2007. – 112с.

5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М., 2005