+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Особенности возникновения и развития культурного кластера

Автор: Абдуллина Нурзиля Рустамовна

Изучение вопроса кластеризации в сфере культуры требует понимания сути категорий культуры и культурологии. Термин «культура» изначально отличается многозначностью истолкования. В соответствии с выводами Всемирной конференции по политике в области культуры Декларации ЮНЕСКО (Мехико, 6 августа 19882 г.) в Декларации ЮНЕСКО есть определение культуры, которая в широком смысле может пониматься как «совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков - духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, и помимо искусства и литературы она охватывает образ жизни, «умение жить вместе», системы ценностей, традиции и верования» весь комплекс наиболее ярких духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт, характеризующих общество или социальную группу и включает в себя не только искусство и литературу, но и образ жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и мировоззрение» [4, С.42].

Кластеры – это не только особый способ получения прибыли, но и оптимальная среда для    продвижения      нововведений,     творческой и профессиональной самореализации людей, а также и налаживания социальных отношений. Именно такое значение кластера делает его незаменимым в развитии социокультурной среды региона, так как благоприятность оптимальность функционирования социокультурного пространства во многом зависит от сформированности всех условий, необходимых для совместной продуктивной творческой деятельности ее субъектов, в ходе которой удовлетворяются потребности жителей и гостей региона в определенных видах культурной продукции: предметах декоративно-прикладного творчества, литературе, музыке, танцах, фото, кино- и видеопродукции, туризме, экскурсиях и т.п.

Социокультурный кластер позволит сфокусировать все виды необходимых ресурсов региона (материальных, организационных, инфраструктурных, кадровых) для формирования инновационной, креативной и привлекательной для населения культурной среды.

Кластер позволяет наполнить понятие «культурная услуга», по сей день вызывающее отторжение у деятелей в области культуры. Андросова Н.О. определяет понятие «социокультурный кластер» следующим образом: многоуровневая, внутренне дифференцированная открытая динамичная система, «интегрирующая учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм собственности, с целью формирования благоприятной социально-культурной среды и предоставления населению качественных услуг» [1,С.172].

Ряд исследователей, например Бокова А.В., указывают на важность понятия индустриализации культуры в контексте современных тенденций общественного развития:         информатизации,         сетевизации        и связанной интенсификации коммуникационных процессов [2,С.6-64].

Первичный         опыт развития культурных индустрий принадлежит Великобритании, где в 1970-е XX столетия они были интегрированы в государственную      культурную         политику    и      крупные международные организации, например, ЮНЕСКО, стремящиеся к защите национальных культур. Креативные индустрии определяются как «деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» [8, С.187].

В нашей стране креативные кластеры, способствующие обновлению и коммерциализации       социокультурной         среды        города, формируются преимущественно в местах, ранее занимаемых промышленными и иными объектами, ныне не функционирующими вследствие деинтенсификации производства в российских мегаполисах и других городах.

Кластеры представляют собой сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно дополняющих друг друга и способствующих росту своей конкурентоспособности.

Цели и задачи  создания культурных кластеров:

·        Создать условия для профессионального развития творческих работников на основе межотраслевого сотрудничества с организациями смежных отраслей.

·        Укреплять конкурентные преимущества вошедших в кластер творческих организаций и предприятий смежных отраслей.

·        Создавать благоприятную среду для развития творческих индустрий, в том числе нацеленных на привлечение туристов.

·        Повышать уровень интерактивности культурных продуктов, создаваемых в рамках культурных кластеров.

·        Формировать новые продукты культурного туризма, способные привлекать различные категории туристов.

·        Формировать новый культурный имидж туристской дестинации путем активизации деятельности креативных групп населения.

Принципы формирования культурных кластеров:

- системообразующим стержнем таких кластеров должны являться аутентичные памятники истории и архитектуры, одиночные кластеры должны быть выстроены в определенную сеть, обеспечивающую туристам пешеходную или, в крайнем случае, быструю транспортную доступность;

- культурные кластеры должны носить многосекторальный характер, в них должны быть представлены как находящиеся в государственной собственности памятники, так и частные предприятия сферы услуг;

- все организации, предприятия, учреждения должны функционировать в рамках единой маркетинговой стратегии, работая на коллективный имидж кластера и города в целом.

Суть кластерного подхода состоит в том, чтобы создавать концепцию развития территории с позиции выстраивания на ней максимально высокой плотности деятельности и максимально длинной цепочки добавленной стоимости. Главная цель создания кластера заключается здесь – в максимизации экономического эффекта и прибыли, которая остается на этой территории и идет на развитие инфраструктур, условий и качества жизни. В кластере возникает общая, специфичная, открытая творческая среда для коммуникации и сотрудничества, формируются новые сети взаимоотношений, на основе которых происходит обмен идеями.

Кластер, согласно теории Майкла Портера, это группа географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно- исследовательских институтов, высших учебных заведений и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных кампаний и кластера в целом.

Особая роль кластера в развитии туристической деятельности на определенной территории. Кластерный подход предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. ( развитие инфрастуктуры- дорогие, коммуникации, строительство кафе, баров, гостиниц, лавочек и магазинов)

Основные компоненты кластеров:

- Модельный Дом культуры (клубные формирования, в том числе творческие коллективы народного творчества);

- Модельная библиотека (читальный зал - интернет-зал);

- классы музыкальной школы (филиал детской школы искусств);

- парк культуры с детской площадкой;

- музей истории села (музейная комната);

- Дом ремесел (Дом мастера) и (или) Дом фольклора;

- временные выставки;

- памятники истории и культуры;

- организация кинопоказа;

- выступления профессиональных коллективов (филармонии, театров);

- танцевальный зал (диско-зал);

- спортзал (комната для спортивных занятий с тренажерами, возможно бассейн);

- центр молодежных проектов (развитие творческих индустрии);

- сувенирная лавка;

- детское кафе;

- кино-фото-услуги;

- студия красоты (парикмахерские услуги);

- обувная мастерская;

- представительство ЗАГС (торжественная регистрация браков);

- ателье (пошивочная мастерская);

- рекреационные зоны;

- зоопарк (зооуголок).

Классификация культурных кластеров:

·        Кластеры культурного наследия

·        Этнокультурные кластеры

·        Творческие кластеры

·        Арт-инкубаторы

Кластеры культурного наследия формируются вокруг аутентичных памятников истории, культуры, архитектуры.

Этнокультурные кластеры исторически локализовались  в местах компактного проживания как коренных, так и некоренных для данной территории народов. Этнокластеры, представляющие культуру коренных народов, обычно формируются в сельской местности или малых городах, где лучше сохраняются материальные артефакты и народные традиции

Мегаполисы создают условия для формирования этнокультурных кластеров некоренных народов, искусственно или естественным образом создававших на протяжении веков или десятилетий своеобразные «культурные резервации»

Творческие кластеры:

·        Издательская деятельность и литература

·        Исполнительские виды искусства

·        Музыка, фильмы, видео, и фотография

·        Телевидение и радио

·        Изобразительные искусства и ремесла

·        Реклама, дизайн, включая моду

·        Музеи, галереи, и библиотеки

·        Интерактивные СМИ (сетевые ресурсы, компьютерные игры, мобильный контент и т.д.).

Арт-инкубаторы - форма территориальной и организационной автономизации творческих индустрий предусматривающая  создание территорий, предназначенных для помощи в творческих «start-upах» для молодежи.

         Формирование устойчивых культурных кластеров станет уже в ближайшие годы стратегической линией развития ресурсной базы культурного туризма.