Особенности возникновения и развития культурного кластера
Автор: Абдуллина Нурзиля Рустамовна
Изучение вопроса кластеризации в сфере культуры требует понимания сути категорий культуры и культурологии. Термин «культура» изначально отличается многозначностью истолкования. В соответствии с выводами Всемирной конференции по политике в области культуры Декларации ЮНЕСКО (Мехико, 6 августа 19882 г.) в Декларации ЮНЕСКО есть определение культуры, которая в широком смысле может пониматься как «совокупность присущих обществу или социальной группе отличительных признаков - духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, и помимо искусства и литературы она охватывает образ жизни, «умение жить вместе», системы ценностей, традиции и верования» весь комплекс наиболее ярких духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт, характеризующих общество или социальную группу и включает в себя не только искусство и литературу, но и образ жизни, основные права человека, систему ценностей, традиции и мировоззрение» [4, С.42].
Кластеры – это не только особый способ получения прибыли, но и оптимальная среда для продвижения нововведений, творческой и профессиональной самореализации людей, а также и налаживания социальных отношений. Именно такое значение кластера делает его незаменимым в развитии социокультурной среды региона, так как благоприятность оптимальность функционирования социокультурного пространства во многом зависит от сформированности всех условий, необходимых для совместной продуктивной творческой деятельности ее субъектов, в ходе которой удовлетворяются потребности жителей и гостей региона в определенных видах культурной продукции: предметах декоративно-прикладного творчества, литературе, музыке, танцах, фото, кино- и видеопродукции, туризме, экскурсиях и т.п.
Социокультурный кластер позволит сфокусировать все виды необходимых ресурсов региона (материальных, организационных, инфраструктурных, кадровых) для формирования инновационной, креативной и привлекательной для населения культурной среды.
Кластер позволяет наполнить понятие «культурная услуга», по сей день вызывающее отторжение у деятелей в области культуры. Андросова Н.О. определяет понятие «социокультурный кластер» следующим образом: многоуровневая, внутренне дифференцированная открытая динамичная система, «интегрирующая учреждения и организации независимо от организационно-правовых форм собственности, с целью формирования благоприятной социально-культурной среды и предоставления населению качественных услуг» [1,С.172].
Ряд исследователей, например Бокова А.В., указывают на важность понятия индустриализации культуры в контексте современных тенденций общественного развития: информатизации, сетевизации и связанной интенсификации коммуникационных процессов [2,С.6-64].
Первичный опыт развития культурных индустрий принадлежит Великобритании, где в 1970-е XX столетия они были интегрированы в государственную культурную политику и крупные международные организации, например, ЮНЕСКО, стремящиеся к защите национальных культур. Креативные индустрии определяются как «деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант и которое несет в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» [8, С.187].
В нашей стране креативные кластеры, способствующие обновлению и коммерциализации социокультурной среды города, формируются преимущественно в местах, ранее занимаемых промышленными и иными объектами, ныне не функционирующими вследствие деинтенсификации производства в российских мегаполисах и других городах.
Кластеры представляют собой сообщество фирм, тесно связанных отраслей, взаимно дополняющих друг друга и способствующих росту своей конкурентоспособности.
Цели и задачи создания культурных кластеров:
· Создать условия для профессионального развития творческих работников на основе межотраслевого сотрудничества с организациями смежных отраслей.
· Укреплять конкурентные преимущества вошедших в кластер творческих организаций и предприятий смежных отраслей.
· Создавать благоприятную среду для развития творческих индустрий, в том числе нацеленных на привлечение туристов.
· Повышать уровень интерактивности культурных продуктов, создаваемых в рамках культурных кластеров.
· Формировать новые продукты культурного туризма, способные привлекать различные категории туристов.
· Формировать новый культурный имидж туристской дестинации путем активизации деятельности креативных групп населения.
Принципы формирования культурных кластеров:
- системообразующим стержнем таких кластеров должны являться аутентичные памятники истории и архитектуры, одиночные кластеры должны быть выстроены в определенную сеть, обеспечивающую туристам пешеходную или, в крайнем случае, быструю транспортную доступность;
- культурные кластеры должны носить многосекторальный характер, в них должны быть представлены как находящиеся в государственной собственности памятники, так и частные предприятия сферы услуг;
- все организации, предприятия, учреждения должны функционировать в рамках единой маркетинговой стратегии, работая на коллективный имидж кластера и города в целом.
Суть кластерного подхода состоит в том, чтобы создавать концепцию развития территории с позиции выстраивания на ней максимально высокой плотности деятельности и максимально длинной цепочки добавленной стоимости. Главная цель создания кластера заключается здесь – в максимизации экономического эффекта и прибыли, которая остается на этой территории и идет на развитие инфраструктур, условий и качества жизни. В кластере возникает общая, специфичная, открытая творческая среда для коммуникации и сотрудничества, формируются новые сети взаимоотношений, на основе которых происходит обмен идеями.
Кластер, согласно теории Майкла Портера, это группа географически локализованных взаимосвязанных компаний, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных услуг, инфраструктуры, научно- исследовательских институтов, высших учебных заведений и других организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных кампаний и кластера в целом.
Особая роль кластера в развитии туристической деятельности на определенной территории. Кластерный подход предполагает сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами. ( развитие инфрастуктуры- дорогие, коммуникации, строительство кафе, баров, гостиниц, лавочек и магазинов)
Основные компоненты кластеров:
- Модельный Дом культуры (клубные формирования, в том числе творческие коллективы народного творчества);
- Модельная библиотека (читальный зал - интернет-зал);
- классы музыкальной школы (филиал детской школы искусств);
- парк культуры с детской площадкой;
- музей истории села (музейная комната);
- Дом ремесел (Дом мастера) и (или) Дом фольклора;
- временные выставки;
- памятники истории и культуры;
- организация кинопоказа;
- выступления профессиональных коллективов (филармонии, театров);
- танцевальный зал (диско-зал);
- спортзал (комната для спортивных занятий с тренажерами, возможно бассейн);
- центр молодежных проектов (развитие творческих индустрии);
- сувенирная лавка;
- детское кафе;
- кино-фото-услуги;
- студия красоты (парикмахерские услуги);
- обувная мастерская;
- представительство ЗАГС (торжественная регистрация браков);
- ателье (пошивочная мастерская);
- рекреационные зоны;
- зоопарк (зооуголок).
Классификация культурных кластеров:
· Кластеры культурного наследия
· Этнокультурные кластеры
· Творческие кластеры
· Арт-инкубаторы
Кластеры культурного наследия формируются вокруг аутентичных памятников истории, культуры, архитектуры.
Этнокультурные кластеры исторически локализовались в местах компактного проживания как коренных, так и некоренных для данной территории народов. Этнокластеры, представляющие культуру коренных народов, обычно формируются в сельской местности или малых городах, где лучше сохраняются материальные артефакты и народные традиции
Мегаполисы создают условия для формирования этнокультурных кластеров некоренных народов, искусственно или естественным образом создававших на протяжении веков или десятилетий своеобразные «культурные резервации»
Творческие кластеры:
· Издательская деятельность и литература
· Исполнительские виды искусства
· Музыка, фильмы, видео, и фотография
· Телевидение и радио
· Изобразительные искусства и ремесла
· Реклама, дизайн, включая моду
· Музеи, галереи, и библиотеки
· Интерактивные СМИ (сетевые ресурсы, компьютерные игры, мобильный контент и т.д.).
Арт-инкубаторы - форма территориальной и организационной автономизации творческих индустрий предусматривающая создание территорий, предназначенных для помощи в творческих «start-upах» для молодежи.
Формирование устойчивых культурных кластеров станет уже в ближайшие годы стратегической линией развития ресурсной базы культурного туризма.