Реализация педагогических условий познавательного развития детей дошкольного возраста в образовательном процессе
Автор: Чупина Елена Владимировна
Реализация педагогических условий познавательного развития детей дошкольного возраста в образовательном процессе
В своей работы мы организовали проектную деятельность экологической направленности «Мир неживой природы». Работа проводилась в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Содержание подготовительного этапа включало создание обогащенной предметно-развивающей среды, направленной на развитие самостоятельного экспериментирования, соответствующей принципам комфортности, вариативности, функциональности, учета интересов и предпочтений старших дошкольников. В группе был создан исследовательский центр: специальный уголок у окна, где располагались различные материалы для исследований:
- образцы песка, глины, чернозема;
- образцы полезных ископаемых нашего края (ракушечник, нефть, известняк и пр.);
- камни (галька, гравий, керамзит);
- медь, железо, уголь, магнит;
- смола, асфальт, мел, резина, каучук;
- соль, сахар, лимонная кислота.
Для активизации детской исследовательской деятельности мы использовали оборудование:
- разнообразные емкости (кружки, колбы, графины, тарелочки, пробирки, стаканчики, песочные формочки и т.д.);
- шприцы, трубочки (резиновые, пластмассовые), воронки, сито;
- увеличительные стекла, лупы (микроскоп);
- измерительные приборы (градусники, весы, часы, линейки, термометр);
- фонендоскоп, жгут, бинты, салфетки, калька;
- компас, бинокль;
- пилочки, наждачная бумага, пипетки;
- губка, пенопласт, поролон, вата и т.д.;
- микроскопы, глобус.
В группе вместе с родителями собрали познавательную литературу: энциклопедии «Все обо всем» (А. Ликум), «Что есть что», «Сто тысяч почему» (М. Ильин), «Что такое, Кто такой» (А.Г.Алексин и др.), рассказы, сказки, пословицы, загадки и пр.; исторические сведения о родном крае и т.д. Тематически книги подбирались в соответствии с изучаемыми проблемами. В специально оформленном литературном центре есть картины, иллюстрации, познавательные игры, географическая карта. Здесь мы проводим вечера «Эврика!».
Второй этап – основной. Цель этапа: развитие познавательной активности детей в условиях постепенно усложняющегося экспериментирования.
Содержание работы с детьми строилось на следующих принципах:
- принцип опоры на актуальные интересы старших дошкольников и создания перспективы движения детей к решению новых задач и освоению исследовательских умений;
- принцип широкой реализации исследовательского подхода дошкольников к решению проблемных ситуаций в разных видах деятельности (создание исследовательского пространства в группе ДОУ, активизирующего экспериментирование старших дошкольников);
- принцип непрерывности исследовательской деятельности дошкольников, предполагающий продолжение детского экспериментирования с объектами в условиях семьи и взаимодействия детей с родителями;
- принцип дозирования экспериментальной деятельности с учетом уровня исследовательской активности старших дошкольников;
- принцип сочетания индивидуального и коллективного исследовательского поиска;
- принцип партнерского сотрудничества и взаимодействия взрослых (педагогов, родителей) и детей в экспериментировании;
- принцип педагогической поддержки и обеспечения переживания детьми успеха и радости открытия в экспериментировании.
Объектом детского экспериментирования стали следующие темы:
- «Удивительные свойства воды»;
- «Воздух – невидимка»;
- «Откуда приходят звуки?»;
- «Чудеса под ногами»;
- «Волшебный магнит».
По каждой теме были проведены серии опытов, в процессе которых исследовались объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, магнит и их свойства (Приложение).
В организации и проведении опытов были выделены следующие этапы:
- постановка проблемы (задачи);
- поиск путей решения проблемы;
- проведение опытов;
- фиксация наблюдений;
- обсуждение результатов и формулировка выводов.
Процесс развития познавательной активности дошкольников на втором этапе обеспечивала развитие интереса и стремления детей вести исследовательский поиск решения проблем, проявление настойчивости в достижении цели, формирование соответствующих представлений и практического опыта самостоятельного использования исследовательских умений для решения проблем в условиях экспериментирования (с водой, песком, магнитами, светом).
На заключительном этапе подводились итоги проектной деятельности. Родители инициировали дальнейшее исследование объектов по интересам детей, участвовали вместе с детьми в написании «Энциклопедии наших открытий», в которой отражали результаты экспериментов с использованием различных приборов (микроскопов, весов, биноклей и пр.). В совместном досуге «Клуб открытий» родители, воспитатели и дети демонстрировали опыты, решали проблемные задачи. Родители организовывали посещение музея воды и выезды детей на природу.
На этом этапе была выявлена нарастающая субъектная позиция дошкольников. Это выражалось в эмоциональных проявлениях: устойчивом интересе и эмоционально-положительном отношении детей к исследовательскому поиску, желании самостоятельно экспериментировать с различными объектами и предметами, проявляя при этом избирательное отношение к выбору материалов исследования.
Субъектные проявления характеризовались активностью и инициативностью детей в выборе содержания исследовательской деятельности. Дошкольники стремились к комбинаторному поиску разных способов решения одной и той же задачи.
В это время в группе образовывались объединения детей по интересам к экспериментированию с объектами. Воспитатель стимулировал создание ситуаций обсуждения, взаимного обмена детьми опытом самостоятельного экспериментирования и совместного определения вариантов направления дальнейшего исследовательского поиска. Дети стали сами составлять наглядные схемы исследований, обмениваться мнениями и возникающими идеями.
Были выделены типы детей:
- «исследователи» – дошкольники, которых интересовал широкий спектр проблем. Они увлекались разными видами экспериментирования, привлекали знания из многих областей для достижения цели;
- «специалисты» – это дошкольники, которые предпочитали определенные виды экспериментирования с ограниченным кругом объектов исследования;
- «практики» – это дошкольники, которых интересовали способы применения результатов исследования в практической деятельности;
- «созерцатели» – дети, которые наблюдали за экспериментированием других, сопереживая и радуясь их достижениям.
Мы отметили переход исследовательской активности в экспериментировании в более широкое творчество в виде декоративного, прикладного искусства. Дошкольники самостоятельно использовали объекты экспериментирования (песок, магниты, соль и пр.) для изготовления и декорирования поделок.
Таким образом, работа по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста проводилась с учетом педагогических условий, с участием родителей, в несколько этапов. На первом этапе организован исследовательский уголок в группе, создавались проблемные ситуации для развития интереса к экспериментированию, на основном этапе создавались условия для развития исследовательских умений детей в процессе экспериментирования, на третьем этапе полученные знания и умения дети применяли в творческой, самостоятельной деятельности.