Использование средств музыкального воспитания в подготовке детей дошкольного возраста к обучению грамоте
Автор: Майорова Марина Юрьевна
Чем раньше ребенок овладевает грамотой, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положительных эмоций, реже возникают трудности! Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге.
В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Один из способов развития речи детей - дошкольников - регулярное использование средств музыкального воспитания.
Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка. С этим искусством человек соприкасается с рождения, целенаправленное музыкальное воспитание он начинает получать уже в детском саду, а в последующем и в школе. Следовательно, музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста. Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Необходимо помнить, что музыкальное развитие положительно влияет на общее развитие детей. У ребёнка совершенствуется мышление, обогащается эмоциональная сфера, а умение переживать и чувствовать музыку помогает воспитать любовь к прекрасному в целом, чуткость в жизни. Развиваются и мыслительные операции, язык, память. Поэтому развивая ребёнка музыкально, мы способствуем становлению гармонично развитой личности.
Связь музыки и речи очевидна. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. Выразительность языка музыки во многом сходна с выразительностью речи. Музыка, так же как и речь, имеет интонационную природу. Как голос передает эмоциональное состояние человека с помощью интонационной окраски, так и музыка, обладая интонацией, выражает настроение, характер.
Исследования показали, что использование музыкотерапии при речевых патологиях имеет благоприятное воздействие. Поэтому сочетание работы над речью детей - дошкольников и развитием музыкальных способностей вполне актуально.
Элементарным воздействием музыки на речевую сферу детей становится ее пассивное или активное восприятии. Пассивное восприятие имеет активизирующий эффект, может выражаться в музыкальном оформлении различных игр, в сопровождении традиционных групповых занятий. Также музыка может быть использована во время выполнения самостоятельной работы детей, когда исключается речевое общение. Активное восприятие выражается в беседе о прослушанном музыкальном произведении. Такая беседа может включать характеристику эмоционально-образного содержания произведения и позволяет расширить словарный запас детей, обогатить его образными словами и выражениями, характеризующими чувства, переданные в музыке. После прослушивания музыкального произведения полезно не только поговорить о нем, но и предложить детям подвигаться под эту музыку, чтобы они почувствовали её характер, передали свои чувства, своё отношение к музыкальному произведению.
Следует ориентироваться на интерес детей. И если он отсутствует или выражен слабо, следует обратить внимание на подбор музыкальных произведений для слушания.
Интерес детей повышается, если:
- · ряд музыкальных произведений объединен общим рассказом; (например, произведения «Клоуны» Д.Кабалевского, «Медведь танцует под дудочку» А.Н.Александрова, «Чтобы кувыркаться» И.Сау, можно включить в тему «Цирк»)
- · ряд занятий посвящен творчеству одного композитора, а итоговое занятие включает музыкально - дидактическую игру «Узнай и назови произведение»;
- · на занятии сравниваются контрастные по содержанию и по названию произведения (например, «Болезнь куклы» и «Новая кукла» П.И. Чайковского) или близкие по названию, но разные по характеру («Смелый наездник» и «Всадник» Р.Шуман).
Пение - это тот вид музыкальной деятельности, в котором работа над речью детей проходит наиболее эффективно. В пении дети проявляют активность, желание петь, испытывают удовольствие от коллективного хорового пения. Пение очень полезно для детей, имеющих речевые нарушения, так как оно развивает дыхание, голос, формирует чувство ритма и темпа речи, улучшает дикцию, координирует слух и голос. Пение помогает исправлять ряд недостатков: невнятное произношение, проглатывание окончания слов, а пение на слоги способствует автоматизации звука, закреплению правильного произношения.
Обучение детей пению складывается из нескольких моментов (постановка голоса, работа над дикцией, работа над дыханием). В работе над дикцией полезно проговаривать текст одними губами, в разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за правильностью положения губ и точнее запоминать и воспроизводить текст и мелодию песни.
В работе над дыханием важно использовать показ или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Перед началом пения можно предложить детям сделать вдох (“понюхать цветок”) или показать момент взятия дыхания кивком. Чтобы не происходило разрыва слов в пении можно сравнивать показ правильного и неправильного исполнения.
Проблема постановки певческого голоса дошкольника - одна из наиболее сложных в практике музыкального воспитания дошкольников. Но и при постановке певческого голоса можно решать и речевые задачи:
- · совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи;
- · прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность;
- · формируя навыки самостоятельного пения (соло) и пения без сопровождения, закладываем основы активной монологической речи;
- · Развивая ладовое чувство, музыкальную интонационную точность, развиваем способность к речевым интонациям;
В процессе вокально-речевой работы на музыкальных занятиях эффективно использования распевок:
- · пение вокализов, несложных мелодий с каким либо гласным звуком (например, мелодию «ре - ми - фа - ми - ре» надо пропеть со звуком а, затем на пол тона выше со звуком о и т.д.);
- · Пропевание слогов «ми - мэ - ма - мо - му» на одном звуке;
- · Пропевание нисходящих мажорных трезвучий на гласных «и - а - у», «е - о - а».
Их несложная мелодика позволяет обращать внимание не только на интонационную точность исполнения, но и на правильное и выразительное произношение звуков
Очень важным для детей является тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, развитие общей и мелкой моторики. В этом помогает музыкальная ритмика, так как ее лечебный эффект при двигательных и речевых расстройствах известен давно.
Оптимальная система работы в этом разделе создана Э.Жаком - Далькрозом. В ней музыкально-ритмические задания сочетаются с ритмическими упражнениями, что позволяет детям постепенно накапливать музыкально-двигательный опыт, соотнося его с музыкой разного характера, отражать его в свободных выразительных движениях и музыкально-художественных образах. Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений приобретенных в упражнениях позволяют детям полнее и качественнее проявить себя в танцах.
Музыкальная ритмика оказывает коррекционное воздействие и на речь детей. Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами. Справедливо заметил Л.Генералов: «Движение - это тоже речь, выражающая сущность ребёнка».
Особую роль играют упражнения для развития мелкой моторики и кистей рук - пальчиковая гимнастика под музыку. Связь мелкой моторики и речевого умения установлена давно, так при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук. Разработка и методика использования пальчиковых игр под музыку (песни) предложена Е. Железновой. Данная методика решает задачи речевого развития в двух направлениях: первое направление осуществляется при выполнении самой пальчиковой гимнастики, а второе направление при стимулировании ребенка к подпеванию песни, то есть к речевой активности.
Еще один вид музыкальной деятельности решает вопросы развития мелкой моторики. Это обучение игре на детских музыкальных инструментах. Он является одним из интереснейших видов деятельности для детей, по причине возможности проявления самостоятельности, активности, творчества, преодоления излишней застенчивости, скованности ребенка.
Специальные оркестрово-исполнительские умения связаны с овладением ребенком приемами игры на том или ином инструменте. В младшем возрасте - это преимущественно шумовые и ударные инструменты, не имеющие звукоряда. К ним относятся бубны, деревянные ложки, маракасы, колокольчики, треугольники и т.д. Создание шумовых оркестров - это замечательное средство развития не только метроритмического слуха, но и мелкой моторики детей. Ведь ребенок учится контролировать процесс звукоизвлечения не только слухом, но и волевым усилием кисти руки, отчего и происходит ее мышечная работа.
Постепенно дети овладевают умениями играть на инструментах, имеющих звукоряд - металлофоны, детские аккордеоны, где они учится играть на слух. Развитие слуха очень важно при активизации речи ребенка, так как научно доказано функциональное единство речи и слуха. Поэтому, начиная с младшего возраста, важно побуждать детей прислушиваться к звукам мелодии, сравнивать их, различать по высоте для накопления слухового опыта.
Логоритмические упражнения - еще одна методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения, включающая речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры. Целью логоритмического воздействия является преодоление и профилактика речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачами логоритмического воздействия являются:
- · развитие слухового внимания;
- · развитие фонематического слуха;
- · развитие пространственных организаций движений;
- · развитие общей и тонкой моторики, мимики, пантомимики;
- · формирование, развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации;
- · развитие физиологического и фонационного дыхания;
- · развитие речевой моторики для формирования артикуляционной базы звуков;
- · формирование и закрепление навыка правильного употребления звуков в различных формах и видах речи, во всех ситуациях общения.
Практика показывает, что регулярное использование логоритмических упражнений способствует развитию четкого произношения доступных по возрасту звуков, обогащению словаря детей, быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со сверстниками.
Благодаря логоритмике дети пополняют словарный запас, разрабатывают мелкую и крупную моторику, учатся правильному произношению .
Движение помогает осмыслить и запомнить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность.
Музыка вызывает у детей положительные эмоции, повышает тонус коры головного мозга и тонизирует ЦНС, усиливает внимание, стимулирует дыхание, кровообращение, улучшает обмен веществ.
Значимую роль в слове, движении, музыке играет ритм. По мнению профессора Г. А. Волковой, «звучащий ритм служит средством воспитания и развития чувства ритма в движении и включения его в речь».
Таким образом, под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно будут развиваться психические процессы и свойства личности, будет оказана большая помощь в работе над развитием активной речи детей.