Программа по школьному музею
Автор: Булатова Любовь Министеевна
Введение
Во все времена человечество реализовывало задачу передачи опыта предков новым поколениям. В новом, третьем, тысячелетии задача передачи духовных ценностей человечества приобретает все большее значение. Технический прогресс - бесспорный в материальном плане, в то же время сопровождается снижением у взрослых и детей уровня духовности. К сожалению, в результате искусственного отторжения людей от истоков родной культуры в начале XX века была утрачена значительная часть народных традиций, памятников, ценностей.
В настоящее время наблюдается недостаточная освещенность традиционной культуры в современном обществе, узкое использование образовательными учреждениями и, прежде всего, школой традиций отечественной педагогики в духовно - нравственном воспитании детства и юношества, разрушение традиционного русского, православного уклада жизни, утрата семейной функции передачи подрастающим поколениям значимых культурных и жизненных ценностей.
В последнее время различными способами стирались из сознания детей, подростков, молодежи самые святые имена, ярчайшие даты и подвиги, что привело к разрыву нитей, которыми молодое поколение должно быть связано с предками, с историей, с Отечеством. Именно поэтому в современных условиях так трудно преодолевается кризис образования, культуры и духовного мира человека.
Концепция модернизации образования предполагает создание в современной школе условий для реализации задач получения образования с совершенно новыми качественными характеристиками. Одна из этих важнейших характеристик - степень нравственности подрастающего поколения. Это положение получило подкрепление в Доктрине российского образования, где в качестве важнейшей задачи школы утверждено положение о необходимости духовно - нравственного воспитания детей, подростков и молодежи. Этим и обусловлен выбор педагогами ГОУ СО «Ревдинская специальная (коррекционная). общеобразовательная школа» образовательной программы «Истоки малой Родины» для учащихся с особыми возможностями здоровья (ОВЗ), которая реализуется в образовательном
процессе с 2005 года.
Цель программы - создать комплекс коррекционно - развивающих условий, позволяющих возрождать духовно - нравственное здоровье учащихся с ОВЗ через освоение ими системы базовых социокультурных ценностей и активное привлечение родителей.
Основные задачи программы следующие:
- освоение и принятие детьми, их родителями духовно - нравственных категорий внутреннего мира человека и социума, в котором живет и развивается ребенок;
- привлечение учащихся и их семьи к единым социокультурным ценностям через совместную социокультурную деятельность;
- личностное осмысление отношения к ближайшему природному и социальному окружению, к духовно - нравственным ценностям своего народа;
- обогащение словарного запаса детей через освоение социокультурных ценностей;
- освоение детьми в совместной деятельности со взрослыми различных видов декоративно - прикладного искусства;
- развитие способности слышать Слово, видеть Образ и создавать Книгу;
- развитие непрерывной связи прошлого — настоящего - будущего на основе социокультурных принципов.
В качестве планируемого результат реализации содержания программы мы видим овладение детьми с ОВЗ, их родителями духовно - нравственными ценностями и на основе этого создание своей ПЕРВОЙ КНИГИ.
В первый год освоения содержания программы учащиеся совместно с родителями осваивают базовые социокультурные ценности нашей малой Родины: Семья. Род. Дом. Деревня. Город. Горы. Реки. Родники. Народные ремесла. Зеленый мир.
Во второй год освоения содержания программы учащиеся совместно с родителями осваивают базовые социокультурные ценности: Животные и птицы Ревдинского района. Памятники природы. Исторические памятники.
Данный курс призван подвести учащихся к истокам духовности в том ее понимании, которое бытует у народов Урала как конкретных представителей России.
Программа предназначена для 3 - 4 классов начальной школы для детей с ОВЗ.
Вид программы — компилятивный.
Приобщение ребенка к историко - культурному наследию Ревдинского района осуществляется через учебно - воспитательный комплекс, а именно школьный мини - музей «В духе Уральской старины», созданный педагогами, детьми и их родителями. В отличие от традиционных занятий, на которых педагог оперирует в своей деятельности, главным образом, абстрактно - логическими понятиями, а его главным инструментом является слово, в музее педагог опирается на музейный предмет, хранящий в себе энергию человека, державшего этот предмет в своих руках. Таким образом он сохраняет энергию того или иного исторического события.
Познание духовно - нравственных ценностей, определяющих высокий смысл и назначение жизни человека, нельзя осуществлять как обычное изучение рациональных законов и правил. Педагогическое взаимодействие в сфере духовности, нравственности не должно быть замкнуто рамками одного учебного предмета, поэтому целесообразно слияние, взаимодействие гуманитарных учебных дисциплин, интегрирование между предметами.
Обоснование соединения таких дисциплин как «Истоки» и «ИЗО» заключается в том, что Концепция программы «Урал. Человек. Истоки» оказалась созвучной концептуальному подходу, заложенному в программе «ИЗО». Изучение этой программы будет осуществляться через социокультурный системный подход воспитания ребенка с особыми возможностями здоровья. На занятиях по программе «Урал. Человек. Истоки» мы погружаемся в обозначенную духовно - нравственную проблему, анализируем свои представления о ценностях и смыслах явлений, окружающих нас в обычной, повседневной жизни, обобщаем опыт детей на основе анализа своего внутреннего мира, через изучение самого себя. А на занятиях по изобразительному искусству, внеклассных мероприятиях в режиме группы продленного дня (ГТТД). эти представления воплощаются в художественных образах детского рисунка, поделках, рассказах, инсценировках. Это содержание будет отражено в ПЕРВОЙ КНИГЕ, созданной каждым ребенком класса.
Каждый раздел программы заканчивается истоковедческой практикой, в рамках которой учащиеся занимаются поисковой работой в таких областях: как песни, танцы, обряды, праздники, ремесла, музыка, говор, язык конкретной территории (диалект), конкретного поселения. Результаты этой практики оформляются в виде рефератов, сообщений и защищаются на круглых столах.
Таким образом, на занятиях происходит постепенное привлечение детей и родителей к прошлому социокультурному опыту, переосмысление настоящего опыта и развитие способности ориентироваться на будущее, что позволяет подключить к учебно - воспитательному процессу в равной степени педагогов, учащихся начальной школы и их родителей. Все субъекты учебно - воспитательного процесса - взрослые и дети - развиваются в равной степени.
Учебно - тематический план
№ |
Наименование темы |
Всего занятий |
Втом числе: |
||
|
|
|
теорет. |
практ. |
|
1 - й год обучения |
|||||
1 |
Введение. Знакомство с курсом «Истоки малой Родины». |
1 |
1 |
~ |
|
2 |
С чего начинается малая Родина? |
12 |
6 |
6 |
|
3 |
Родные и близкие |
6 |
3 |
3 |
|
4 |
Народные ремесла Ревдинского района. История крестьянской одежды Уральского региона |
8 |
4 |
4 |
|
5 |
Зеленый мир вокруг человека |
7 |
3 |
4 |
|
|
Итого: |
34 |
17 |
17 |
|
2 - й год обучения |
|||||
1 |
Животные и птицы Ревдинского района |
8 |
4 |
4 |
|
2 |
Праздник души |
8 |
4 |
4 |
|
3 |
Памятники природы на территории Ревдинского района. |
7 |
3 |
4 |
|
4 |
Исторические памятники нашей местности |
8 |
4 |
4 |
|
5 |
Итоговые занятия «Чему научили «Истоки»? |
4 |
- |
4 |
|
Содержание программы