+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Мультисенсорное обучение в начальных классах как способ познания и развития памяти младшего школьника

Автор: Пинаева Дарья Дмитриевна

 

 

 

Память – способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить ее в сферу сознания и поведения. Выделяют процессы запоминания, сохранения и воспроизведения, включающего узнавание, воспоминание, собственно припоминание. Различают память произвольную и непроизвольную, непосредственную и опосредствованную, кратковременную и долговременную. Особые виды памяти: моторная (память-привычка), эмоциональная или аффективная (память «чувств»), образная и словесно-логическая.

 

В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения. Память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.

 

Однако далеко не все из того, что приходится запоминать первокласснику в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная память оказывается здесь уже недостаточной.

 

Нет сомнения в том, что заинтересованность ребенка в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация являются необходимыми условиями развития памяти.

 

Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено в первую очередь приобретением в ходе учебной деятельности различных способов и запоминания, связанных с организацией и обработкой запоминаемого материала. Однако без специальной работы, направленной на формирование таких способов, они складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.

 

Цель личностно-ориентированного обучения – всеобъемлющее гармоничное развитие ребёнка. Для создания условий развития ребёнка в преподавании иностранного языка на уроке и используется "мультисенсорный подход" при обучении различным видам речевой деятельности.

 

Как известно, в зависимости от «ведущего» канала восприятия, детей можно разделить на визуалов, аудиалов и кинестетов. При подборе учебных материалов к уроку, необходимо учитывать особенности восприятия детей с опорой на аудиальное, визуальное и кинестетическое запоминание. Регулярная смена заданий, ориентированных на различные каналы восприятия, помогает настроить внимание каждого ребенка во время урока на обучаемом материале. Активизируя сенсорику ребёнка, мультисенсорное обучение развивает у детей способность концентрировать и удерживать внимание, сохранять материал в долговременной памяти.

 

Использование мультисенсорной технологии помогает ученику воспринимать знания более чем одним способом. Большинство обучающих методик используют или зрение, или слух, т.е. визуальные или аудио методики. Зрение ученика используется во время чтения, просмотре картинок или информации, изображенной на доске. Аудио ресурс задействован, когда ученик слушает объяснения учителя. Иногда у ученика слабое зрительное восприятие, возможны и проблемы со слуховым восприятием. Решением этих проблем является вовлечение мультисенсорного обучения, позволяющего использовать все возможности, включая тактильные и кинетические. Это поможет мозгу ученика развить тактильную и кинетическую память в дополнении к зрительной и слуховой памяти.

 

Ученики с трудностями в обучении обычно имеют проблемы в одной или нескольких областях чтения, письма, правописания, понимания, математики, формулировании. МТ позволяет ученикам использовать их собственные сильные стороны для того, чтобы облегчить обучение и понимание.

 

Схема мультисенсорного обучения будет такова: «вижу – делаю – говорю (пишу)». Поэтому при мультисенсорном подходе очень много предлагается ручного труда - выполнение поделок, которые выполняются на уроке.

 

По мнению ученых, осязание играет связующую роль между зрением и слухом, способствуя взаимодействию чувств. В процессе создания поделок у детей развиваются мелкая моторика рук, мышление, память и речь.

 

В рамках данного подхода используется задания включающие музыку, звуки, песни, изображения, реальные объекты, и конечно, двигательная активность.

 

Приёмы мультисенсорного обучения детей (на примере темы по русскому языку):

 

Тема «Состав слова»

 

1.                Соотнесение части слова с образом: корень слова –корень дерева, основа слова – почва/земля, основание дерева, приставка слова – ветка дерева, окончание слова – верхушка дерева, суффикс слова – лист дерева.

 

2.                Соотнесение геометрических фигур с частями слова: приставка – параллелепипед/прямоугольник, корень – шар/овал, суффикс – конус/треугольник, окончание – куб/квадрат.

 

3.                Изображение учеником (самостоятельно или парой) части слова позой/телом.

 

4.                Выкладывание из ниток или проволоки схемы слова.

Использование при разработке уроков много сенсорного подхода расширяет возможности достижения целей обучения и создает условия для развития всех сенсорных систем обучающихся. При активизации межанализаторных связей процесс обучения становится более успешным. При этом подача нового материала одновременно по нескольким каналам восприятия – зрительному, слуховому, тактильно-кинестетическому предупреждает психосоматические и эмоциональные перегрузки ребенка, облегчает понимание новой информации и развивает все каналы восприятия, которые у данного ребенка не являются ведущими.