+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Естественно-научные основы формирования понятийной компетентности школьников

Автор: Кадыров Сердар Розгелдиевич

Темпы и основные направления развития современного постиндустриального общества всё большей степенитребуют повышения качества образовательной подготовки учащихся. Этот процесс стимулирует разработку и реализацию творчески настроенными педагогами новых путей, средств и методов повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Однако, до настоящего времени большая часть предложенных инноваций носят формализированный, часто даже умозрительный характер. Отчасти это обусловлено тем, что современная педагогическая наука в недостаточной степени использует достижения психофизиологии, как естественнонаучной основы развития креативности, творческого потенциалаучащихся в активизации когнитивной деятельности.

Следует отметить, что психофизиологические характеристики многочисленны. Это затрудняет их непосредственное использование даже в условиях комплексного подхода к решению учебно-воспитательных задач современной школы. В этих условиях дажепредставители современной системной педагогики стихийно ограничивают эти многочисленные факторы частным типологическим подходом. Согласно имеющимся научным данным частный психофизиологический тип практически полностью определяет содержательный компонент когнитивной деятельности, проявление интересов человека к различным видам деятельности, наличия у него специфических способностей, индивидуального стиля мыслительной и учебной деятельности.

Можно констатировать, что, несмотря на наличие столь неоспоримых естественнонаучных фактов, они до настоящего времени почти не востребованы психологией, педагогикой и методическими дисциплинами, на которых базируются все формы школьного образовательного и воспитательного процесса.

Анализ научно-методической литературы также не позволил нам выявить положительные примеры эффективного, системного использования психофизиологических факторов как естественнонаучной основы формирования учебной понятийной компетентности школьников.