Качество дополнительного образования: инноватика, методы, технологии
Автор: Литюкова Любовь Алексеевна
Качество дополнительного образования: инноватика, методы, технологии
Литюкова Л.А. педогог дополнительного образования
МБУДО «ЦДТ» г.Волгодонска
Главная задача российского образования вообще, и дополнительного образования, в частности, состоит в том, чтобы вооружить учащихся знаниями и навыками, которые не устареют в обозримом будущем. Сформировать и развить такие личностные качества, которые максимально облегчат человеку процесс адаптации к социальным реалиям. Позволят ему реализовать себя в сложном, противоречивом обществе, наиболее адекватными в личностном и социальном планах способами. А для этого необходимо качественное образование. Что же такое качество?
Качество — это степень соответствия присущих характеристик требованиям (Согласно ГОСТ Р ИСО 9000-2001). Качество как понятие относительное имеет два аспекта:
- первый - это соответствие стандартам или спецификации;
- второй - соответствие запросам потребителя.
Показателями нового качества образовательного процесса могут выступать следующие характеристики:
1. Доступность
Создание условий для обучения воспитанников с различными образовательными возможностями.
Системная подготовка к выбору профессии по окончании школы..
2. Выполнение государственного стандарта образования и санитарно-гигиенических требований к организации
Наличие лицензии, подтверждающей соответствие санитарных, пожарных и иных форм требованиям.
Выполнение учебных программ дополнительного образования.
3. Эффективная работа с учащимися, имеющими потребности в дополнительном уровне образования
Результаты выступления учащихся на олимпиадах, конкурсах, выставках и т. д..
Наличие портфолио индивидуальных достижений.
4. Индивидуализация образования
Наличие системной диагностики и наблюдения за развитием воспитанников.
Наличие индивидуальных программ.
5. Использование современных технологий обучения
Использование вычислительной техники и современных технических средств.
Возможность для школьников работы в интернете.
Деятельность по внедрению и разработке инновационных образовательных технологий.
6. Результативная воспитательная работа
Отсутствие правонарушений среди учащихся.
Высокий уровень удовлетворенности воспитательной работой со стороны воспитанников и родителей.
Результативная деятельность по формированию патриотической, нравственной и др., характеристик личности.
7. Высокая квалификация педагогов
Наличие высшей квалификационной категории.
Повышение профессиональной компетентности педагогов и их отношение к работе.
8. Удовлетворенность образовательными услугами со стороны заказчиков (родителей и учащихся)
Высокий уровень удовлетворенности дополнительным образованием со стороны родителей.
Высокий уровень удовлетворенности дополнительным образованием со стороны воспитанников.
Отсутствие конфликтов или наличие механизма их цивилизованного решения.
Отсутствие отрицательных эффектов и последствий (перегрузки, утомление, ухудшение здоровья, психические расстройства, дефицит учебной мотивации и пр.); новые знания, умения, навыки учащихся, повышение уровня их личностного развития.
Всё это способствует всестороннему развитию личности ребенка и его организации, содержательного досуга, способствует повышению уровня воспитанности.
Само «образование» в дополнительном образовании рассматривается не просто как «подготовка к жизни» или, предположим, освоение основ профессии, это и есть основа жизни с ее непрерывным процессом саморазвития, самосовершенствования, увлекательного и радостного потребления интеллектуальных ресурсов. Дополнительное образование, отвечая новым вызовам времени и творческим запросам подрастающего поколения, должно научить их не физическим действиям: «пилить», «рисовать», «танцевать», а нравственным средствам: мечтать, проектировать, планировать, преобразовывать свою жизнь и окружающую действительность, стремясь в своей творческой деятельности к совершенству и гармонии. Такое инновационное образование основывается на свободе мысли и действия, творчестве, партнерстве, уважении достоинства каждой личности.
Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе
определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:
· инновация рассматривается как результат творческого процесса;
· инновация представляется как процесс внедрения новшеств.
В основе развития новой образовательной системы лежат современные технологии обучения: Интернет - технологии, технология электронной почты, компьютерные обучающие программы, Web-технологии, «кейс - стади» (обучение с использованием конкретных ситуаций), рефлексия как метод самопознания и самооценки, тренинговые технологии, технология обучения с применением метода проектов. Сейчас мы не можем представить себе проведение уроков и мероприятий без использования ИКТ.
Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности педагога и ребенка. В понимании сущности инновационных процессов в образовании лежат две важнейшие проблемы педагогики — проблема изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта и проблема внедрения достижений психолого-педагогической науки в практику. Следовательно, предмет инноватики, содержание и механизмы инновационных процессов должны лежать в плоскости объединения двух взаимосвязанных между собой процессов, рассматриваемых до настоящего времени пока изолированно, т. е. результатом инновационных процессов должно быть использование новшеств, как теоретических, так и практических, равно и таких, которые образуются на стыке теории и практики. Речь, следовательно, идет о том, что педагог должен выступать в качестве автора, разработчика, исследователя, пользователя и пропагандиста новых педагогических технологий, теорий, концепций. Управление этим процессом обеспечивает целенаправленный отбор, оценку и применение в своей деятельности опыта коллег или предлагаемых наукой новых идей, методик. Происходящие социально-экономические преобразования обусловили необходимость коренного обновления системы образования, методологии и технологии организации учебно-воспитательного процесса. Инновационная направленность деятельности педагогов, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики.
Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией. Применяя данные технологии в инновационном обучении, педагог делает процесс более полным, интересным, насыщенным. При пересечении предметных областей естественных наук такая интеграция просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия. Целями инновационного образования являются:
• обеспечение высокого уровня интеллектуально-личностного и духовного развития ребенка;
• создание условий для овладения им навыками научного стиля мышления;
Ключевым понятием инновационного образования является понятие «профессионализм». Профессионализм в педагогике понимают через призму качества, норму качества, эталонный уровень.
Большинство педагогов под профессионализмом понимают:
• определенный уровень мастерства решения профессиональных задач;
• способность в рамках своей профессии к надежной, безотказной деятельности;
• творчество в нестандартных ситуациях, поиск эффективных решений;
• высокий интеллектуально-личностный уровень развития;
• наличие ключевых квалификаций и компетенций.
Существует устойчивое мнение, что инновационное занятие сформировалось на основе новых образовательных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это отчасти верно, однако главную роль в развитии занятия нового типа сыграли изменения в системе образования последних лет.
Дополнительное образование создаёт условия для сохранения ребёнком своей творческой уникальности, активизирует процессы осмысления им своего предназначения в жизни, способствует самоопределению в пространстве ценностных установок, помогает в выборе профессии.
Специфика дополнительного образования допускает различные схемы продвижения ребёнка от одного образовательного результата к другому. Здесь не может быть стандартов. Освоение любой образовательной программы может начинаться с любого достигнутого ребёнком уровня готовности к восприятию предлагаемого материала, к решению предложенной задачи или к выполнению какого-то задания.
Всё это в совокупности и является качеством дополнительного образования.
Литература
1. Асмолов, А.Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение / А.Г. Асмолов // Образовательная политика. – 2014. – №2(64). – С. 2 – 6.
2. Бирюлина, О. Н. Развитие профессиональной компетентности пе- дагога в условиях совершенствования дополнительного образования де- тей / О. Н Бирюлина // Дополнительное образование детей в изменяю- щемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательно- сти, результативности : материалы Международной научно-практиче- ской конференции. В 2-х ч. Ч. 2 / Челябинск – Москва / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2013. – С. 324–327.
3. Концепция развития дополнительного образования детей [Элек- тронный ресурс]. – Режим доступа: http://dopedu.ru/gos-politika/564- concept-utv.html.
4. Инновационная деятельность педагогов в учреждении дополни- тельного образования детей Дворце творчества детей и молодежи : сбор- ник методических статей / авт.-сост.: Т. В. Сапожникова, О. В. Захарова, Л. В. Горенкова / под ред. А. В. Кислякова. – Копейск, 2014.