+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

ЛЕГО- конструирование во второй младшей группе ДОУ" (Из опыта работы воспитателя второй младшей группы)

Автор: Чащина Светлана Николаевна

ЛЕГО- конструирование во второй  младшей группе ДОУ.

Из опыта работы воспитателя второй младшей группы МКДОУ «Детский сад №3» Чащиной С.Н.

      В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. В системе образования детей дошкольного возраста появились новые игры и развлечения. Дети легко осваивают информационно - коммуникативные средства, и традиционными наглядными средствами их уже сложно удивить. Развитие образовательного процесса идет по многим направлениям, затрагивая главным образом формирование личностных качеств дошкольника. Результатом образовательной деятельности ДОУ ныне считается не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком личностные качества: любознательность, активность, самостоятельность, ответственность и воспитанность.

       Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Но, при этом, часто можно видеть картину: у малыша много игрушек, а он не играет ими. Причин тому, конечно, не одна, но чаще всего главная причина в том, что игрушки уже себя «исчерпали», элемент новизны исчез. А он-то и привлекает ребёнка в первую очередь. Дать же ему задачку для ума, длительную интеллектуальную нагрузку готовая игрушка не в состоянии. В этом отношении куда лучше строительные материалы, мозаика и др. Эти игры обладают большой вариативностью, разнообразием комбинаций. Но и их развивающие возможности ограничены: они не побуждают детей к усиленной умственной деятельности, не требуют от них значительных напряжений, не опережают развитие ребёнка, а в лучшем случае удовлетворяют лишь его сиюминутные потребности. А этого очень мало для развития творческих способностей. Если ещё учесть, что далеко не в каждой семье созданы все необходимые условия для развития творческой деятельности детей, то становится очевидно: нужны игры нового типа, игры моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта, способствующие формированию у детей коммуникативных навыков, установлению положительных межличностных отношений.

       Мы, педагоги, стремимся использовать разнообразные приемы и методы, понимая, что сами должны обучаться современным технологиям, ведь наши воспитанники живут в мире компьютеров, Интернета, электроники и автоматики. Они хотят видеть это и в образовательной деятельности, изучать, использовать, понимать. Одним из таких современных методов считается совместная (дошкольники, педагоги и родители) интеграционная деятельность – лего - конструирование.

      ЛЕГО - педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

     Каждый ребенок - прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструктивной деятельности. Конструирование – это интереснейшее и увлекательное занятие, оно теснейшим образом связано с интеллектуальным развитием ребенка.

     В этом виде деятельности своей новизной отличается использование Лего - конструктора, с помощью которого ребенок имеет возможность общаться, исследовать и играть.

     Лего побуждает работать в равной степени и голову и руки. Конструктор помогает детям воплощать в жизни свои задумки, строить и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат.

     Детей увлекающихся конструированием отличают богатые фантазия и воображение, активное стремление к созидательной деятельности, желание экспериментировать, изобретать; у них развиты пространственное, логическое, математическое, ассоциативное мышление, память, а именно это является основой интеллектуального развития ребенка.

     Лего – это всегда новое открытие, новая идея. Новый толчок к развитию.

     Все эти данные подтверждают актуальность использования лего-конструирования в ДОУ, как средство развития интеллектуальных способностей детей.

     Основные принципы организации деятельности по ЛЕГО – конструированию:

- Доступность изучаемого материала.

- Систематичность, последовательность проведения занятий.

- Эмоционально насыщенная тематика занятий.

- Проблемно – ситуативный характер заданий.

- Вариативно – дифференцированное содержание заданий.

- Представление детям широкой самостоятельности, поощрение их инициативы.

     В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструктора. Это конструктор Дупло, предназначенный для детей от полутора до пяти лет и более мелкий конструктор Дакта, рекомендованный к использованию для детей от четырех лет.

     Придя работать в детский сад на подготовительную группу, я увидела заинтересованность и увлеченность детей лего-конструктором. Дети приносили из дома конструктор и с интересом им занимались, обыгрывали свои постройки, просили помощи в построении сложных конструкций. Данная тема меня заинтересовала и увлекла, и я решила изучить ее, поняв ее актуальность. Изучив литературу я написала программу по лего-конструированию, рассчитанную на 4 года обучения. Мы решили внедрить и апробировать разработанную мной программу, начиная со второй младшей группы. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 15 минут по подгруппам 8-11 человек.

     Основная форма проведения занятий – практикум.

     Для поддержания интереса к занятиям начальным техническим моделированием я использую разнообразные формы и методы проведения занятий:

беседы, из которых дети узнают информацию об объектах моделирования;

работа по образцу, - обучающиеся выполняют задание в предложенной педагогом последовательности (по схеме), используя определенные умения и навыки;

самостоятельное проектирование для закрепления теоретических знаний и осуществления собственных незабываемых открытий;

коллективные работы, где дети могут работать группами, парами, все вместе.

Структура занятий

Первая часть занятия – это игры, упражнения на развитие логического мышления.

Цель первой части – развитие элементов логического мышления.

Основными задачами являются:

·                      Совершенствование навыков классификации.

·                      Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа.

·                      Активизация памяти и внимания.

·                      Ознакомление с множествами и принципами симметрии.

·                      Развитие комбинаторных способностей.

·                      Закрепление навыков ориентирования в пространстве.

Вторая часть – собственно конструирование.

Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.

Основные задачи:

·                      Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

·                      Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.

·                      Стимулирование конструктивного воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.

·                      Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.

·                      Развитие речи и коммуникативных способностей.

Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ, обсуждение.

      На первом этапе я познакомила детей с конструктором LEGO, его разновидностями и свойствами. Мы исследовали детали: размер, форму, цвет, из чего сделаны, проверили опытным путем на прочность и плавучесть. Определили с ребятами название каждой формы.

     Затем в совместной деятельности я предлагала детям выполнить задания по лего-конструированию. Первые постройки ребята выполняли с помощью наглядной модели из крупного конструктора Лего Дупло и его аналогов из небольшого количества деталей (3-5 детали). Дети с интересом включались в работу и, как правило, дополняли в предложенную модель из конструктора свои детали. После подробного знакомства с конструктором и первых совместных опытов конструирования дети стали чаще играть с конструктором ЛЕГО, причем, использовали его не только как самостоятельную игру, но и как способ дополнения в сюжетно-ролевых играх. После овладения навыков скрепления крупного конструктора Лего, мною детям предлогалось выполнение построек с использованием конструктора Дакта (привычный размер конструктора Лего).

      На данном этапе своей работы, занимаясь с детьми лего-конструированием, я усложняю виды предлагаемых построек с помощью увеличения деталей и составления схем. Задания со схемами требуют большей концентрации внимания и четких согласованных действий, безусловно, они более сложны для детей, чем конструирование по наглядной модели, но развивают максимальную самостоятельность действий у ребенка.

     Дети не только индивидуально выполняют построеки, но и работают в парах, микрогруппах, а также выполняют коллективную работу.

     Одним из любимых видов лего-конструирования для детей является выполнение работ по собственному замыслу, ведь каждый ребенок может создать собственную сюжетную линию игры. Конструирование по замыслу подходит для диагностики, которая проводится 1 раз в месяц.

     При организации работы я стараюсь соединить игру, труд и обучение, что помогает обеспечить единство решения познавательных, практических и игровых задач. Игровые приемы, загадки, считалки, скороговорки, тематические вопросы также помогают при творческой работе. Так на занятиях я использую такие дидактические игры как: «Найди кирпичик как у меня», цель данной игры: закреплять цвет и форму деталей. Игра «Собери кирпичики ЛЕГО». Детей делим на группы, раскидываем на ковре кирпичики, ставим коробочки, распределяем кто какой цвет будет собирать. Побеждает та команда, которая быстрее соберет.  «Передай кирпичик ЛЕГО»- игра на развитие координации движений. Ведущий закрывает глаза, дети стоят по кругу и по команде передают друг другу кирпичик. При слове «Стоп» ведущий открывает глаза, ребенок, у которого оказался кирпичик становится ведущим. Игра «Телефон» - строим из конструктора телефоны, звоним друг другу и разговариваем. Детям очень нравится эта игра, удается хорошо разговорить их, чтобы они использовали разные слова и более сложные речевые обороты. Игра «Найди лишнюю деталь» - так как детки в этом возрасте при анализе деталей способны учитывать только один признак, то берем несколько кирпичиков и просим найти лишнюю деталь. Например, берем 4 красных и 1 зеленый или 5 квадратных кирпичиков и 1 прямоугольный. Игра «Чудесный мешочек»: В тёмном мешке детали разные по форме и цвету. Показываем деталь, ребёнок должен вытащить на ощупь такой же по форме и назвать цвет. Второй вариант, на слух называем деталь, ребёнок должен на ощупь вытащить ту же деталь. И другие игры «Угадай, кто я?», «Дорожка», «По грибы, по ягоды», «Мой дом».

    На занятии при постройке башенки использовала стишок:

1,2,3,4,5 будем башню собирать.

 Первый кирпичик поросенку, а второй – медвежонку,

Третий будет для зайчат, а четвертый для утят,

Ну а пятый для синичек, шустрых птичек невеличек.

После того, как построили башню, считаем:

1, 2, 3, 4, 5 научились мы считать.

     На занятиях провожу физкультминутки, например:

LEGO- умная игра,                   (пальчики сжимаем)

Завлекательна, хитра                 (руки в стороны).

Интересно здесь играть,           (круговорот рук)

Строить, составлять, искать!   (лесенка, хлопок, очки)

Приглашаю всех друзей           (руками зовем к себе)

«LEGO» собирать скорей.

Тут и взрослым интересно:     (прыжки на месте)

В «LEGO» поиграть полезно     (показать большие пальцы на руках).

 

   Чтобы увлечь детей и заинтересовать в дальнейшем ходе работы, например   на занятии по теме «Животные в зоопарке» я использовала загадки.

Серый   толстый великан,                          

На   спине его горбы -

Нос   как будто длинный кран,                  

Там   запас еды, воды…

На   спине прокатит он,                             

Узнали?   Как его зовут?

Озорной   ушастый … (Слон).                

 

 Это кто с длиннющей шеей

 Здесь под солнцем рожки греет?

 У него спокойный нрав,

 Сверху вниз глядит (Жираф)!

     Исходя из проведенной работы, я сделала вывод, что создавая конструкции из ЛЕГО, я не только развиваю у детей навыки конструирования, но и решаю задачи других образовательных областей, предусмотренные программой. Используя лего-конструктор я ставлю перед детьми простые, понятные и привлекательные для них задачи, решая которые они, сами того не замечая, обучаются.

     В лего - конструировании предусматривается участие родителей, которые могут повлиять на развитие способностей детей и выявление их талантов. В начале учебного года мной был проведен опрос родителей о наличии у детей дома конструктора ЛЕГО, родительское собрание на тему «Развитие ребенка через ЛЕГО», практикум «Строим из легоконструктора», после чего многие родители пошли на встречу и приобрели конструкторы для занятий в детском саду.

      В ходе своей работы я отметила у детей более высокую заинтересованность в конструктивной деятельности. Ребята активно конструируют, они готовы фантазировать и пробовать творить на любую тему, не боятся создавать что-то новое, все реже стали звучать фразы: «Я не умею» или «Как это сделать?». Уже в ходе обсуждения предстоящей постройки многие дети предлагают варианты конструирования, в самом процессе деятельности общение между ребятами становится более продуктивным и уважительным по отношению друг к другу.

      По итогам своей работы, я пришла к выводу, что конструктор Лего, отвечая всем современным требованиям образовательных стандартов, позволяет учиться, играя и обучаться в игре.