+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие творческих способностей учащихся средней школы на уроках русского языка и литературы

Автор: Ганиева Татьяна Гариевна

Развитие творческих способностей учащихся средней школы на уроках русского языка и литературы

 

Трудно учителю русского языка и литературы в первой четверти XXI века составить конкуренцию видеохостингам Ютуб, Тик-Ток. Уроки русского языка и литературы не кажутся столь интересными, как ролики с этих каналов. И учителю нужно очень постараться, чтобы хоть как-то заинтересовать детей своим же родным языком и литературой, любой: и своей, родной, и иностранной.  Да дело даже и не в развлекательном характере этих каналов.  Дело в том, что и многие родители изначально, начиная с самого рождения, не развивали в детях познавательные процессы. Ведь гораздо проще дать ребенку электронный гаджет или включить телевизор, вместо того, чтобы просто поиграть с ребенком, почитать ему книжку, рассказать сказку, спеть песенку, придумать какой-нибудь кукольный театр для малыша. А ведь природа-матушка предусмотрела совсем иной сценарий развития детенышей, и про смартфон с телевизором она ничего слыхом не слыхивала и знать не знает. И наука «возрастная психология», которая как раз и изучает динамику психики человека и психологических качеств человека рекомендует родителям детей-дошкольников активно играть с детьми, потому что именно в этот период жизни ребенка она оказывает значительное влияние на его дальнейшее развитие.  Игра, она как раз и помогает развивать эти познавательные процессы. В этот период у ребенка происходит развитие мышления и памяти, формирование мотивационной сферы и другие психологические качества. Речь сейчас не об этом. А о том, что родители в этот важный период дают в руки детям электронный гаджет. И этот очень важный период ребенок проходит, не играя с реальными игрушками, а проживает его в виртуальном мире. Вот и приходят сейчас в школу дети, которым ничего не интересно, ничего не надо, в школе им скучно. То ли дело в телефоне!

Безусловно, это здорово, что современные дети  виртуозно владеют современными технологиями, но как быть с развитием творческих и интеллектуальных способностей? Ведь это интеллект двигает прогресс вперед. И интеллект человеческий, а не компьютерный, компьютерный только активно помогает.

Вот и получается, что учителям приходится любыми способами выкручиваться, чтобы только заинтересовать детей своим предметом.Если раньше, чтобы выполнить индивидуальное домашнее задание, например, по литературе (подготовить какое-либо сообщение или реферат) надо было идти в библиотеку, пересмотреть определенное количество книг, сделать многочисленные записи и потратить на это достаточно много времени, а потом еще продемонстрировать свой труд перед одноклассниками, то сейчас любой реферат или даже исследовательская работа не занимает много времени у учащихся. Дети демонстрируют необыкновенную способность находить любую информацию в считанные минуты, распечатать ее, а вот поделиться этой информацией с одноклассниками, уже не получается так виртуозно, так как даже прочитать напечатанный текст учащийся не  может достаточно хорошо, не говоря уже о том, чтобы пересказать написанное.

Поиск новых средств организации образовательного процесса привёл меня к пониманию того, что для воспитания творческой личности нужны деятельностные, групповые, практико-ориентированные, проблемные  и прочие формы и методы обучения, чтобы хоть как-то заинтересовать учащихся окружающим реальным миром

И одной из таких форм оказалась игра (с чего, вообще-то, и надо было начинать еще в раннем детстве). Игры, даже у школьников среднего звена, вызывают неподдельный интерес и при этом развивают развитие конструктивных умений, наблюдательности, творческого воображения, учение становится радостью как для ученика, так и для учителя

Игровые технологии лучше использовать в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс - переходный этап в жизни детей: из начальной школы - в основную. Задача учителя  - сделать так, чтобы встреча с незнакомым не испугала, не разочаровала, а, наоборот, способствовала возникновению интереса к учению. Для меня важно сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят игровые технологии.

I. Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм

1.     Игра « Диктор»

Расставь ударения, произнеси правильно.

Ателье,  ворота, дефис,  звонит, инструмент, инженер, камбала, ломоть, ракушка,  хаос,  цемент, щавель, договор, тефтели, партер, револьвер, торты, банты.

Можно предложить прочитать целый текст так, как его читают дикторы

2.     «Подбери слова»

Учащимся предлагается определенная тема, на которую они должны подобрать слова из орфоэпического словарика, включенного в учебник.

Тема «Спорт»: футбол, хоккей, волейбол, спортсмен, бутсы, кроссовки, тренер, тренироваться.

 II. Фонетические игры

 Игра-загадка  «Салат»

 В огороде  выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи: 1 - в слове 2 слога, 7букв, 6звуков (морковь);  2 -  в слове 2 слога, ударение падает на первый слог, 2 согласных звука мягких (перец); 3 - в слове 1слог, все согласные звуки твердые (лук); 4 - в слове 4 слога (помидоры).

В результате дети получают предложение.  Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук.

 

2.      Игра «Новоселье»

Звери и птицы построили многоэтажный дом. Когда же стали заселяться, то начались споры, кому, где жить. И тогда решили: те животные, чьи названия состоят из одного слога, пусть живут на первом этаже, чьи названия из двух слогов – на втором этаже и т. д .

Учитель называет животное, дети отвечают, на каком этаже будет жить то или иное животное.  Примеры  животных:  ласка, еж, барсук, енот, куница, лось, лиса, заяц, хорь, бобр, косуля, волк, росомаха, рысь, медведь, горностай.

 

III. Лексико-фразеологические игры

1.     « Собери фразеологизм»

Как,  Макар, свисти, на языке, ветер, вертится, в карманах, куда, в рукавицах, канул, телят, в воду, не гонял, ежовых. 

Ответы:

- Куда Макар телят не гонял.

-Как в воду канул.

-Ветер свистит в карманах.

-На языке вертится.

-В ежовых рукавицах. 

2.     «Собери пословицу»

Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.

1) Ремесло не коромысло: - не научиш(?)ся.

2) Хорош(?) садовник - собереш(?) хлеба на грош(?).

3) Не помучиш(?)ся, не посееш(?) - не взойдут.

4) Не удобриш(?) рож(?) - плеч(?) не оттянет.

5) Бобы не грибы, хорош(?) и крыжовник.

Ключ: правильно - 1 + 4; 2 + 5; 3 + 1; 4 + 2; 5 + 3. 

3.     Акростих

Задача: к данному слову подобрать фразеологизмы, начинающиеся с определённой буквы

 К Кануть в лету

О Обетованная земля

С   Сорвать маску

М  Мозолить глаза

О   От доски до доски

С   Сбросить иго 

4.     «Собери слово»

Кто больше прочитает слов по часовой стрелке и против часовой стрелки

 (Око, лес, лесок, сок, сокол, кол, колесо, село, осел). 

1.     IV. Игровые задания, направленные на отработку орфографических норм

2.     Словотворение

Записав на доске слова или вывесив заранее приготовленный список, учитель  предлагает изменить каждое слово или образовать новое, чтобы появился разделительный ь (например, крыло – крылья, здоровый – здоровье).

крыло

здоровый

варить

воробей

звено

зимовать

 

кушать

берег

медаль

счастливый

под землей

под полом

 

без дороги

раздумывать

ружейный

скамейка

судить

соловей

 

 

4.     «Помоги Пете Ошибкину»

Например:

1) В слове вьюга Петя Ошибкин написал твердый знак, так объяснив выбор орфограммы: после приставки в- перед гласной ю, с которой начинается корень юг, пишется твердый знак. Согласны ли вы с Петей?

2) В слове соленый Петя написал гласную а. «Проверочное слово - сало», -объяснил он. Правильно ли это?

3) Не был Петя Ошибкин написал слитно. «Это слово, - сказал он, - можно заменить синонимом без не - отсутствовал». Почему он неправ?

4) Ненавидел к тетради Пети написано раздельно. «Не с глаголами пишется раздельно», - заявил Ошибкин.

5) Шепот Петя написал с буквой о. «После шипящих под ударением пишется о», - объяснил он. Прав ли Петя?

6) Расчистил Петя написал с буквой з. Он рассуждал так: «Приставки, оканчивающиеся на согласный звук, на письме не изменяются». Прав ли он?

7) Цыган Петя написал с и. «В конце слова после ц пишется и, я точно помню», - сказал Петя. Почему он неправ?

8) «Горечь пишется без мягкого знака, так как это слово второго склонения мужского рода», - услышали ребята на уроке, когда отвечал Ошибкин. Как его поправить?

9) Вырастили у Ошибкина написано с буквой о, рядом стоит проверочное слово -рослый. А как надо?

5.     Диктант – шутка

 Такой диктант позволяет обыграть в небольшом тексте какие-либо трудные для запоминания слова. Так, например, при изучении орфограммы «Гласная после шипящих в корне» большую сложность вызывают слова- исключения. Возможно, шуточный диктант, в который включены эти слова, поможет детям запомнить их.

 По шоссе мчалась машина. В кабине сидел шофёр, а в кузове тряслись чопорный шотландец, бывший мажордом, Жора - обжора, жокей, жонглёр и шорник. Каждый был занят своим делом. Жора ел шоколад и запивал крюшоном, жонглёр жонглировал крыжовником, пытаясь нанизать его на шомпол. Жокей с шорником договаривалась о новых шорах для лошади. Шотландец чопорно молчал, надвинув на глаза капюшон. Жора предлагал чокаться крюшоном. Настроение у него было мажорное, будто он ехал на весёлое шоу. Вдруг раздался шорох. Это у обжоры лопнул шов на шортах. Все, конечно, были шокированы происшедшим

 Игровые задания, направленные на отработку словообразовательных навыков

1.«Составь слово»

 В данной игре ученики должны составить слова из значимых частей слова и окончаний других слов.

-  Его корень в слове «снежинка», приставка в слове «подъехал», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «ученики». Назовите слово.

А) подснежники

Б) снежки

В) снеговики

Г) снежинки

 -  Его корень в слове «вязать», приставка в слове «замолчать», суффикс в слове «сказка», окончание в слове «рыбка» . Назовите слово.

А) рассказ

Б) завязка

В) рыбалка

Г) сказочка

 -  Мой корень – родственник «сраженью»,

Приставка – в слове «заявление»,

В «наборщике» есть суффикс мой,

А весь – тружусь я под землей.

А) забойщик

Б) заражение

В) каменщик

Г) шахтер

 -  Его корень в слове «писать», приставка в слове «рассказать», суффикс в слове «книжка», окончание в слове «вода». Назовите слово.

А) писака

Б) рассказ

В) записка

Г) расписка 

3.     «Раз, два, три – говори»

 Обращаясь по очереди к участникам игры, учитель читает указанные ниже словосочетания, предлагая заменить каждое из них одним словом с нужным суффиксом. Выигрывает тот, кто правильно назвал все слова.

1.     Музыкант, играющий на трубе.

2.