Обучающий гид
Автор: Иванова Нюргустана Прокопьевна
«Экологическое образование и воспитание детей
на примере работы МБУ ДО «Эльгяйского регионального музейно-экологического центр им. Б.Н.Андреева»
выполнила: педагог доп.обр. МБУ ДО ЭРМЭЦ
Иванова Нюргустана Прокопьевна
В 1967 г. по инициативе учителя биологии Бориса Николаевича Андреева, заслуженного учителя РСФСР, СССР, кавалера ордена Октябрьской революции, началась плановая работа по созданию Музея природы в с. Эльгяй Сунтарского района ЯАССР. Основная экспозиция из 2000 экспонатов была составлена за четыре года и размещена в отдельном здании площадью 1400 кв.м.
1.1 Основные направления деятельности ЭРМЭЦ
Основными направлениями деятельности МБУ ДО ЭРМЭЦ им. Б.Н.Андреева являются сохранение и преумножение культурного и духовно-нравственного богатства народа, просвещение и дополнительное образование разных слоев населения, воспитание экологической культуры.
Музейная работа
Цели и задачи музейной деятельности ЭРМЭЦ:
1. обеспечение должной сохранности музейных экспонатов и коллекций;
2. систематизация и научное описание экспонатов;
3. регулярное пополнение фондов музея;
4. просветительская работа.
В музее представлены 10 основных разделов и экспозиций, показывающих ландшафты природных зон мира: Арктика, Антарктида; Саванна, Австралия; Горы; Степь, Пустыня; Тундра; Тайга; Птицы Вилюйского бассейна; Палеонтология; Уссурийский край; Тропики.
В настоящее время в музее насчитывается более 4000 экспонатов. Среди наиболее ценных и редких можно назвать такие, как чучела белого медведя, жирафа, куланов, исполинского кенгуру, броненосца, крокодила и многое другое.
Экологическое образование и воспитание
Основная цель программы - это экологическое воспитание и образование детей дошкольного и школьного возрастов.
Задачи:
• Экологическое просвещение населения и организация дополнительного образования школьников.
• Совершенствование организационных форм, методов и технологий эколого-биологического образования.
• Качественное и научное использование музейных материалов в образовательной и воспитательной деятельности.
• Сотрудничество с экологическими инициативами, в том числе некоммерческими обществами и государственными организациями и учреждениями улуса, региона и республики.
• Формирование культуры поведения в окружающей среде;
• Формирование знаний по природоохранной деятельности;
• Приобщение детей к научно-исследовательской работе;
• Воспитание любви и уважения к своей Родине.
Для достижения цели и задач программы в музейно-экологическом центре работают кружки эколого-биологического направления: «Я и природа» (МБДОУ «Елочка»), «Зеленая планета» (МБДОУ «Кэнчээри»), «Колокольчик» (МБДОУ «Чуораанчык), «Друзья природы» (4«б»), «Юные биологи» (11«а» кл.), «Цветоводство» (8,9кл), «Умелые руки» (7 кл), «В мире животных» (3 «а» класс), «Биохимия» (10-11 кл.), «Плетенка» (1,5,7,8 кл), «Ситии» (взрослые населения), «Чэбдик» (взрослые). Охват детей в 2020-2021 уч.год составляет 180 учащихся в том числе взрослых.
Коллекции музея позволяют показать все разнообразие живой природы, взаимосвязь живого организма с окружающей средой, экологию природных сообществ, влияние научно-технического прогресса на природу и т.д. Обзорные экскурсии по музею охватывают все разделы экспозиции. Тематические экскурсии для учащихся разрабатываются с учетом содержания образовательных программ школы, но не повторяют их и ориентированы не на узкий школьный предмет, а на обширную область знаний. Доступность экспозиций позволяет разработать экскурсии для детей разных возрастов, в том числе для дошкольников. Экскурсии и уроки в музее не навязывают знания, а прививают живой интерес к окружающей среде, создают условия для экологического мировоззрения.
Основные направления образовательной деятельности
Образовательная деятельность ЭРМЭЦ ведется по 3-м направлениям:
1. Экологическое воспитание среди дошкольников
Основным содержанием экологического воспитания дошкольников является формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка. В этом направлении работает несколько кружоков в МБДОУ с.Эльгяй Программы кружков составлены для закрепления и обогащения знаний детей дошкольного возраста о природе, о взаимосвязи между жизнью растений, животных, природными явлениями, чтобы научить детей бережному отношению к природе.
2. Экологическое образование среди учащихся Эльгяйской средней общеобразовательной школы.
Образовательная программа основывается на использовании педагогических принципов, образовательных и информационных технологий. Программа имеет интегрированный характер, так как тесно связана со многими дисциплинами. Программы кружков разработаны на основе фондов, научных коллекций, постоянно действующих экспозиций и выставок музея природы. Кроме кружков, постоянно проводятся уроки по ботанике, зоологии, общей биологии, географии, химии.
3.Кроме этого в ЭРМЭЦ ежегодно проводятся традиционные кустовые, улусные, республиканские, региональные научно-практические конференции, семинары-практикумы: «Природа и мы», Кустовая НПК «Шаг в будущее», Кустовая НПК для дошкольников «Юный исследователь», «Орнитологическая конференция». В прошедщем учебном году мы впервые провели региональную НПК для юношей «Старт в науку». Целью НПК явлалось патриотическое и экологическое воспитание юношей на основе изучения природы родного края и имеющихся традиций взаимодействия человека с окружающей средой.
Методисты и педагоги дополнительного образования нашего музея ежегодно проводят тематические уроки школьникам Эльгяйской СОШ по экологии, биологии, истории родного края, консультации для докладов и рефератов. Ежегодно воспитанники наших кружков активно принимают участие в научно-практических конференциях и занимают призовые места.
Для привлечения школьников и посетителей музея, мною разработаны и продолжает разрабатываться серия пособий «Обучающие гиды» для школьников и одиночных посетителей музея, которые позволяют детально ознакомиться с экспозициями музея, расширяет или помогает проверить знания о многообразии жизни на земле.
Целью пособий «Обучающие гиды» является вовлечение школьников, дошкольников и одиночных посетителей в творческое осмысление музейной экспозиции.
Задача:
§ С помощью обучающих гидов детально ознакомить учащихся и одиночных посетителей с экспозициями музея.
§ Проверить знания о многообразии жизни на земле.
§ Проверить и закрепить знания по темам, пройденным на уроках биологии.
§ Развить находчивость и смекалку.
Преимущества обучающих гидов:
- Пользование обучающими гидами привлекает интерес школьников и воспитанников детского сада.
- С помощью обучающих гидов учащиеся и одиночные посетители могут детально ознакомиться с экспозициями музея.
- Могут проверить свои знания о многообразии жизни на земле.
- Обучающие гиды можно использовать как при изучении новой темы, так и при закреплении пройденных тем на уроках биологии и на занятиях кружка.
- Выполняя задания обучающих гидов, дети развивают свою находчивость и смекалку.
- Класс можно привести в любое время работы музея, а также во время любого урока и кружка.
Заключение
Таким образом, экологическое образование и воспитание в МБУ ДО ЭРМЭЦ является основой развития экологической культуры детей. Бережное отношение к окружающей среде является залогом жизни человека, и его долголетия. В решении этой проблемы свое посильное участие принимает коллектив педработников МБУ ДО ЭРМЭЦ им. Б.Н.Андреева. А также работы методистов и педагогов ЭРМЭЦ им. Б.Н.Андреева являются не только важным источником патриотического воспитания, но и помогают приобретению новых знаний об окружающем мире, развивает интеллект, навыки творческой работы, приобщают к культуре умственного труда.