Использование пальчиковой гимнастики на уроках сольфеджио в 1-2 классах ДМШ и ДШИ
Автор: Болдырева Ирина Викторовна
Использование пальчиковой гимнастики
на уроках сольфеджио в 1-2 классах ДМШ и ДШИ
В связи внедрением ФГТ сольфеджио как предмет, который направлен на развитие музыкального слуха, должен работать по двум основным критериям: профессиональному – воспитанию музыканта высокого класса и воспитанию слушателя, как музыканта-любителя. «Сольфеджио» как учебная дисциплина и сегодня напрямую связано с психологической наукой. Базовые категории психологии, такие, как восприятие, внимание, память, мышление, должны быть постоянно в поле внимания преподавателя сольфеджио.
Современный ритм жизни приводит к тому, что с каждым годом все большее количество детей становится эмоционально нестабильными и неусидчивыми. В младших классах, используя только типичные формы работы на уроках, становится сложнее заинтересовать ребят и удержать их внимание. Поэтому на уроках с учащимися младших классов, помимо традиционных методов обучения, необходимо использовать различные игровые методы, которые помогут снять напряжение и переключить внимание с одной формы работы на другую.
В последние годы огромной популярностью в работе с детьми младшего школьного возраста пользуется пальчиковая и ручная гимнастика. Она с успехом используется на отделениях музыкальных школ и гимназий искусств. Ее популярность объясняется в первую очередь тем, что она очень нравится детям. Прикладывая свои усилия, дети осваивают и затем самостоятельно выполняют целые комплексы упражнений.
Всем известно положительное воздействие тонких движений пальцев рук под музыку на общее развитие детей. Сочетание пальчиковой гимнастики с яркими музыкальными образами создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять, развивает память, чувство ритма и музыкальной звуковысотности, помогает воображать и фантазировать.
Исследования отечественных физиологов показали, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка, оказывает большое влияние на функции высшей нервной деятельности.
Достоинство именно «пальчиковых» игр заключается в том, что в процессе их выполнения у ребенка развиваются музыкальные способности, ритм, музыкальная память, умение чисто интонировать мелодию. Главной целью в процессе работы с «пальчиковыми» играми является: формирование и развитие метроритмических и двигательных ощущений. В связи с этим на первый план выходят следующие задачи:
1. развитие чувства метроритма, восприятия, памяти и воображения;
2. развитие внимания, терпения, умения сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;
3. проявление творческих способностей;
4. умение управлять своим телом, чувствовать себя уверенно
Положительный опыт использования «пальчиковых» игр подтверждается как отечественной, так и зарубежной практикой. Процесс познания – самая интересная развивающая игра, он не заложен в детях от рождения. Одним из таких действий является язык жестов. В повседневной жизни мы часто пользуемся этим языком. Например: поднятый указательный - «предупреждение», палец на губах - знак молчания и т. д. Язык жестов нужен не только для передачи какой-либо информации, а и для того, чтобы наши пальцы находились в постоянном взаимодействии.
Психологические особенности детей младшего школьного возраста таковы, что одновременно с интеллектуальным постижением окружающего их мира они требуют и так называемого «эмоционального насыщения». Подобный эмоциональный комфорт детям могут обеспечить занятия по предмету сольфеджио. Этому способствует пение, слушание музыки, творческая импровизация, а также ритмико-двигательные и «пальчиковые» упражнения. Усвоение ритмико-двигательных и пальчиковых навыков, умение правильно и художественно точно двигаться доставляет детям большую радость. При этом у них раздвигаются рамки художественного видения мира, а простые и привычные действия преображаются в «пальчиковые», танцевальные и дирижерские движения. Обычные всем хорошо знакомые прыжки, приседания, подскоки, движения руками, получая соответствующее музыкальное оформление, способствуют эмоциональному развитию ребенка. Занятия любыми музыкальными и «пальчиковыми» движениями направлены, прежде всего, на развитие у детей музыкальности, способностью переживать содержание музыкального процесса, чувствовать музыкальный образ. Дети учатся создавать музыкально-двигательный образ путем организации восприятия музыки и самих движений детей. Музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Именно поэтому желательно большинство «пальчиковых» упражнений выполнять под музыку.
Если раньше на уроках сольфеджио использовалось семь традиционных форм работы: вокально-интонационные упражнения, сольфеджирование и пение с листа, воспитание чувства метроритма, воспитание музыкального слуха, творческие навыки, музыкальный диктант, теоретические сведения, то сейчас необходимо применять разнообразные технологии, находить новые и интересные формы работы на уроках с детьми. Поэтому я использую разнообразные игры, ритмические и пальчиковые упражнения, и включаю их в урок. Данные упражнения я применяю на практике в течение учебного года с учащимися 1 класса. В моей практической копилке присутствуют упражнения из таких сборников как: Ковалевская М. «Музыкальная гимнастика для пальчиков», Поддубная Е. «Музыкальные пальчиковые игры», Рузина М. «Страна пальчиковых игр», Черенкова Е. «Развивающие игры с пальчиками». Приведу простейшие примеры пальчиковых игр:
Игра «Сороконожки».
Две сороконожки (10 пальцев трепещут в воздухе)
Бежали по дорожке
Побежали, побежали (одна рука бежит по другой до плеча)
И друг дружечку догнали (другая рука)
Так друг дружечку обняли ( замочек руками)
Что едва мы их разняли (разнимают)
Игра «Эти пальчики»
Этот пальчик мой танцует (выполняют заданные движения)
Этот вот кружок рисует
Этот пальчик ловко скачет
Будто легкий, легкий мячик.
А мизинчик мой малышка,
Ноготком скребет как мышка.
Игра «Гармошка»
Посмотри: моя ладошка, (выполняют заданные движения)
Как веселая гармошка!
Пальчики я раздвигаю
А потом опять сдвигаю.
Длительности нот также могут осваиваються через движение пальчиков: средний и указательный палец правой руки «ходят» по столу с проговариваем слов: четверти – «шаг»; восьмые - «бегать»; шестнадцатые - «очень быстро»; половинные - «стой»; целые – «слушай нотку». В этом упражнении происходит соединение речевой ритмики с телесно-двигательным ощущением ритма.
Развивать сенсомоторную координацию — это развивать согласованные действия рук, зрения и слуха. С помощью зрения и слуха ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения мозга, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция “схемы человеческого тела”, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Всем известные игры “Ладушки”, “Сорока белобока”, “Коза рогатая” до сих пор недостаточно осмыслены нами. Ребенок, впервые приходящий в класс музыкальной школы обладает определенным комплексом двигательных навыков. Из них важными для обучения на музыкальном инструменте являются, в первую очередь, скоординированные движения плеча, предплечья и, кистевого сустава. Движения же пальцев в жизни ребенка почти всегда связаны только с хватанием и удержанием. Для того чтобы научить ребенка играть на инструменте необходимо в первую очередь научить его контролировать движения пальцев. Начинать занятия с юным музыкантом необходимо с упражнений на тренировку движений пальцев левой руки (если ребенок занимается на струнных инструментах). Чередовать тренировку пальцев правой и левой рук, затем выполнять упражнения одновременно пальцами обеих рук (если ребенок занимается на клавишных инструментах).
Перед тем как приступить к занятиям, следует обратить внимание на несколько конкретных советов:
· сформировать у ребенка интерес и устойчивое положительное отношение к нему;
· занятия не должны быть слишком длинными
· занятия не должны быть слишком длинными
· занятие должно восприниматься ребенком как игра;
· все упражнения на занятии должны выполняться в медленном темпе;
· указания должны быть спокойными, доброжелательными;
· постараться каждый раз найти, за что похвалить ребенка;
· усложнять задания постепенно от одного занятия к другому;
· после каждого упражнения пальчиковой гимнастики необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями);
· каждое упражнение желательно сопровождать веселыми стихами, которые помогают снять моральное напряжение и напряжение с губ, а также формировать и совершенствовать чувство ритма;
· учитывать эмоциональный настрой ребенка;
· не забывать о своем настроении, выразительности, интонации и мимике.
Список литературы.
1. Ковалевская М. Музыкальная гимнастика для пальчиков. С.- П., 2006
2. Поддубная Е. Музыкальные пальчиковые игры. Ростов-на-Дону, 2011
3. Руднева С., Фиш З. Ритмика. Музыкальное движение. М., 1972
4. Цвынтарный В. “Играем пальчиками и развиваем речь”. – СПб., 1999.