+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Использование пальчиковой гимнастики на уроках сольфеджио в 1-2 классах ДМШ и ДШИ

Автор: Болдырева Ирина Викторовна

Использование пальчиковой гимнастики

на уроках сольфеджио в 1-2 классах ДМШ и ДШИ

        

В связи внедрением ФГТ сольфеджио как предмет, который направлен на развитие музыкального слуха, должен работать по  двум основным критериям:  профессиональному – воспитанию музыканта высокого класса и воспитанию слушателя, как музыканта-любителя. «Сольфеджио» как учебная дисциплина и сегодня напрямую связано с психологической наукой. Базовые категории психологии, такие, как восприятие, внимание, память, мышление, должны быть постоянно в поле внимания преподавателя сольфеджио.

Современный ритм жизни приводит к тому, что с каждым годом все большее количество детей становится эмоционально нестабильными  и неусидчивыми. В младших классах, используя только типичные формы работы на уроках, становится сложнее заинтересовать ребят и удержать их внимание. Поэтому на уроках с учащимися младших классов, помимо традиционных методов обучения, необходимо использовать различные игровые методы, которые помогут снять напряжение и переключить внимание с одной формы работы на другую.

В последние годы огромной популярностью в работе с детьми младшего школьного возраста пользуется пальчиковая и ручная гимнастика. Она с успехом используется на отделениях музыкальных школ и гимназий искусств. Ее популярность объясняется в первую очередь тем, что она очень нравится детям. Прикладывая свои усилия, дети осваивают и затем самостоятельно выполняют целые комплексы упражнений.

Всем известно положительное воздействие тонких движений пальцев рук под музыку на общее развитие детей. Сочетание пальчиковой гимнастики с яркими музыкальными образами создает благоприятный эмоциональный фон, учит концентрировать внимание и правильно его распределять, развивает память, чувство ритма и музыкальной звуковысотности, помогает воображать и фантазировать.

Исследования отечественных физиологов показали, что развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка, оказывает большое влияние на функции высшей нервной деятельности.

Достоинство именно «пальчиковых» игр заключается в том, что в процессе их выполнения у ребенка развиваются музыкальные способности, ритм, музыкальная память, умение чисто интонировать мелодию. Главной целью в процессе работы с «пальчиковыми» играми является: формирование и развитие метроритмических и двигательных ощущений. В связи с этим на первый план  выходят следующие задачи:

1.   развитие чувства метроритма, восприятия, памяти и воображения;  

2.   развитие внимания, терпения, умения сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

3.   проявление творческих способностей;

4.   умение управлять своим телом, чувствовать себя уверенно

Положительный опыт использования «пальчиковых» игр подтверждается как отечественной, так и зарубежной практикой. Процесс познания – самая интересная развивающая игра, он не заложен в детях от рождения. Одним из таких действий является язык жестов. В повседневной жизни мы часто пользуемся этим языком. Например: поднятый указательный - «предупреждение», палец на губах - знак молчания и т. д. Язык жестов нужен не только для передачи какой-либо информации, а и для того, чтобы наши пальцы находились в постоянном взаимодействии.  

Психологические особенности детей младшего школьного возраста таковы, что одновременно с интеллектуальным постижением окружающего их мира они требуют и так называемого «эмоционального насыщения». Подобный эмоциональный комфорт детям могут обеспечить занятия по предмету сольфеджио. Этому способствует пение, слушание музыки, творческая импровизация, а также ритмико-двигательные и «пальчиковые» упражнения.          Усвоение ритмико-двигательных и пальчиковых навыков, умение правильно и художественно точно двигаться доставляет детям большую радость. При этом у них раздвигаются рамки художественного видения мира, а простые и привычные действия преображаются в «пальчиковые», танцевальные и дирижерские движения. Обычные всем хорошо знакомые прыжки, приседания, подскоки, движения руками, получая соответствующее музыкальное оформление, способствуют эмоциональному развитию ребенка. Занятия любыми музыкальными и «пальчиковыми» движениями направлены, прежде всего, на развитие у детей музыкальности, способностью переживать содержание музыкального процесса, чувствовать музыкальный образ. Дети учатся создавать музыкально-двигательный образ путем организации восприятия музыки и самих движений детей. Музыка вызывает у любого человека моторную реакцию. Именно поэтому желательно большинство «пальчиковых» упражнений выполнять под музыку.

Если раньше на уроках сольфеджио использовалось семь традиционных форм работы: вокально-интонационные упражнения, сольфеджирование и пение с листа, воспитание чувства метроритма, воспитание музыкального слуха, творческие навыки, музыкальный диктант, теоретические сведения, то сейчас необходимо применять разнообразные технологии, находить новые и интересные формы работы на уроках с детьми. Поэтому я использую разнообразные игры, ритмические и пальчиковые упражнения, и включаю их в урок. Данные упражнения я применяю на практике в течение учебного года с учащимися 1 класса. В моей практической копилке присутствуют  упражнения из таких  сборников как: Ковалевская М. «Музыкальная гимнастика для пальчиков», Поддубная Е. «Музыкальные пальчиковые игры», Рузина М. «Страна пальчиковых игр», Черенкова Е. «Развивающие игры с пальчиками». Приведу простейшие примеры пальчиковых игр:

Игра «Сороконожки».

Две сороконожки (10 пальцев трепещут в воздухе)

Бежали по дорожке

Побежали, побежали (одна рука бежит по другой до плеча)

И друг дружечку догнали (другая рука)

Так друг дружечку обняли ( замочек руками)

Что едва мы их разняли (разнимают)

Игра «Эти пальчики»

Этот пальчик мой танцует (выполняют заданные движения)

Этот вот кружок рисует

Этот пальчик ловко скачет

Будто легкий, легкий мячик.
     А мизинчик мой малышка,

Ноготком скребет как мышка.

Игра «Гармошка»

Посмотри: моя ладошка, (выполняют заданные движения)

Как веселая гармошка!

Пальчики я раздвигаю

А потом опять сдвигаю.

Длительности нот также могут осваиваються через движение пальчиков: средний и указательный палец правой руки «ходят» по столу с проговариваем слов: четверти – «шаг»; восьмые - «бегать»; шестнадцатые - «очень быстро»; половинные - «стой»; целые – «слушай нотку». В этом упражнении происходит соединение речевой ритмики с телесно-двигательным ощущением ритма.

Развивать сенсомоторную координацию — это развивать согласованные действия рук, зрения и слуха. С помощью зрения и слуха ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения мозга, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция “схемы человеческого тела”, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Всем известные  игры “Ладушки”, “Сорока белобока”, “Коза рогатая” до сих пор недостаточно осмыслены нами. Ребенок, впервые приходящий в класс музыкальной школы обладает определенным комплексом двигательных навыков. Из них важными для обучения на музыкальном инструменте являются, в первую очередь, скоординированные движения плеча, предплечья и, кистевого сустава. Движения же пальцев в жизни ребенка почти всегда связаны только с хватанием и удержанием. Для того чтобы научить ребенка играть на инструменте необходимо в первую очередь научить его контролировать движения пальцев. Начинать занятия с юным музыкантом необходимо с упражнений на тренировку движений пальцев левой руки (если ребенок занимается на струнных инструментах). Чередовать тренировку пальцев правой и левой рук, затем выполнять упражнения одновременно пальцами обеих рук (если ребенок занимается на клавишных инструментах).

Перед тем как приступить к занятиям, следует обратить внимание на несколько конкретных советов:

·      сформировать у ребенка интерес и устойчивое положительное отношение к нему;

·     занятия не должны быть слишком длинными

·     занятия не должны быть слишком длинными

·      занятие должно восприниматься ребенком как игра;

·      все упражнения на занятии должны выполняться в медленном темпе;

·      указания должны быть спокойными, доброжелательными;

·      постараться каждый раз найти, за что похвалить ребенка;

·      усложнять задания постепенно от одного занятия к другому;

·      после каждого упражнения пальчиковой гимнастики необходимо расслаблять пальцы (потрясти кистями);

·      каждое упражнение желательно сопровождать веселыми стихами, которые помогают снять моральное напряжение и напряжение с губ, а также формировать и совершенствовать чувство ритма;

·      учитывать эмоциональный настрой ребенка;

·      не забывать о своем настроении, выразительности, интонации и мимике.

Список литературы.

1.     Ковалевская М. Музыкальная гимнастика для пальчиков. С.- П., 2006

2.     Поддубная Е. Музыкальные пальчиковые игры. Ростов-на-Дону, 2011

3.     Руднева С., Фиш З. Ритмика. Музыкальное движение. М., 1972

4.     Цвынтарный В. “Играем пальчиками и развиваем речь”. – СПб., 1999.