+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

Автор: Иванова Ирина Владимировна, Александрова Марина Владимировна

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой  мотивации и потребности сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. [4, стр.3].

Одним из видов современных инновационных технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников являются здоровьесберегающие технологии.   Здоровьесберегающие технологии – совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий направленных на защиту и обеспечение здоровья формирование осознанного и ценностного отношения к своему здоровью. [1, стр.22]

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения навыки  не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. [1, стр.23]

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды, в дошкольном учреждении. В детском саду оборудован физкультурный зал, с различным физкультурным оборудованием, в группах созданы центры двигательной активности, с учетом возрастных особенностей детей и их интересов. [1, стр.33]. В группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, атрибуты для подвижных игр, оздоровительной гимнастики.

Организация двигательной деятельности детей включает в себя: физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, гимнастику после сна, ежедневный режим прогулок, создание необходимой развивающей среды, соблюдение двигательного режима и режима дня, проведение физкультминуток,  игр с движениями. Большое значение, в  оздоровительной работы дошкольников, имеет система закаливания. При этом используется комплекс закаливающих процедур: босохождение, умывание, ходьба босиком по «дорожкам здоровья», воздушные ванны в облегченной одежде, гимнастика на свежем воздухе в теплый период года. [2, стр.27].

Одним из направлений организации оздоровительной работы с дошкольниками является использование апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей: элементы точечного массажа, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, психогимнастика, хождение по «дорожкам здоровья».

 Хождение босиком – действенный «исторический» метод, являющийся также хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Этот  технически самый простой для реализации нетрадиционный метод закаливания. [3, стр.33].

Так, «дорожки здоровья» используются в сочетании с контрастными  воздушными ваннами после дневного сна. «Дорожка здоровья» обозначается в игровой комнате импровизированными спортивными снарядами и инвентарем  (ребристая доска, массажные коврики, галька). Инвентарь располагается так, чтобы дети всей группы могли заниматься одновременно, переходя от одного снаряда к другому. [3, стр.33].

С целью предотвращения развития утомления у детей, снятия эмоционального напряжения с детьми  проводятся физкультурные минутки. Физкультминутки проводятся  по мере необходимости во время занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и т.д. Длительность составляет 3-5 минут.

Дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. [5].

Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. [5]

Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии. [5]

Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму.  Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие, наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний. [6]

Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:

·         проведение психофизической разрядки;

·         развитие познавательных психических процессов;

·         нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;

·         коррекция отклонений в поведении или характере. [5].

Таким образом, применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий позволяет повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, дает возможность укреплять здоровье детей, расширить возможности «зоны оздоровления».

 

 

 

Литература

1.  Никишина И.В. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии:методическое пособие с электронным приложением/ И.В. никишина.-2-еизд., исправ. И допол.-М.:Планета,2013.-408с

2.   Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях  по программе «Остров здоровья» / авт. сост. Е.Ю. Александрова. – Волгоград : Учитель, 2006.-151 с.

3.  Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Пособие для медработников и воспитателей. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРТИКИ, 2003. – 64

4.  Картушиной М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. – М.:ТЦ Сфера, 2004.-384 (Программа развития)

5.  Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы здоровьесбережению [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pedsovet.su/fgos/6530_zdoroviesberegayuscjie_technologii_d_dou

6.  Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/opit-raboti-ispolzovanie-zdorovesberegayuschih-tehnologiy-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-2284173.html