Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста
Автор: Иванова Ирина Владимировна, Александрова Марина Владимировна
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Целью оздоровительной работы в ДОУ является создание устойчивой мотивации и потребности сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. [4, стр.3].
Одним из видов современных инновационных технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников являются здоровьесберегающие технологии. Здоровьесберегающие технологии – совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий направленных на защиту и обеспечение здоровья формирование осознанного и ценностного отношения к своему здоровью. [1, стр.22]
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий – обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. [1, стр.23]
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды, в дошкольном учреждении. В детском саду оборудован физкультурный зал, с различным физкультурным оборудованием, в группах созданы центры двигательной активности, с учетом возрастных особенностей детей и их интересов. [1, стр.33]. В группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, атрибуты для подвижных игр, оздоровительной гимнастики.
Организация двигательной деятельности детей включает в себя: физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, гимнастику после сна, ежедневный режим прогулок, создание необходимой развивающей среды, соблюдение двигательного режима и режима дня, проведение физкультминуток, игр с движениями. Большое значение, в оздоровительной работы дошкольников, имеет система закаливания. При этом используется комплекс закаливающих процедур: босохождение, умывание, ходьба босиком по «дорожкам здоровья», воздушные ванны в облегченной одежде, гимнастика на свежем воздухе в теплый период года. [2, стр.27].
Одним из направлений организации оздоровительной работы с дошкольниками является использование апробированных и разрешенных методик нетрадиционного оздоровления детей: элементы точечного массажа, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, психогимнастика, хождение по «дорожкам здоровья».
Хождение босиком – действенный «исторический» метод, являющийся также хорошим средством укрепления сводов стопы и ее связок. Этот технически самый простой для реализации нетрадиционный метод закаливания. [3, стр.33].
Так, «дорожки здоровья» используются в сочетании с контрастными воздушными ваннами после дневного сна. «Дорожка здоровья» обозначается в игровой комнате импровизированными спортивными снарядами и инвентарем (ребристая доска, массажные коврики, галька). Инвентарь располагается так, чтобы дети всей группы могли заниматься одновременно, переходя от одного снаряда к другому. [3, стр.33].
С целью предотвращения развития утомления у детей, снятия эмоционального напряжения с детьми проводятся физкультурные минутки. Физкультминутки проводятся по мере необходимости во время занятий по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и т.д. Длительность составляет 3-5 минут.
Дыхательная гимнастика. Она представляет собой систему дыхательных упражнений, которые входят в комплекс коррекционной работы по укреплению общего здоровья ребенка. Проводить ее рекомендуется в хорошо проветренной комнате и до приема пищи. Такие занятия должны быть ежедневными и длиться 3-6 минут. [5].
Пальчиковая гимнастика — это вид здоровьесберегающих технологий, который применяется не только для развития мелкой моторики рук (что важно для подготовки ребенка к рисованию, лепке и письму), но и для решения проблем с речевым развитием у детей. Пальчиковая гимнастика проводится в форме инсценировки стихотворных текстов с помощью пальцев. [5]
Также к здоровьесберегающим технологиям в ДОУ относится гимнастика для глаз. Она подразумевает проведение системы упражнений, направленных на коррекцию и профилактику нарушений зрения. Для выполнения такой гимнастики достаточно 2-4 минуты. Главное правило данной гимнастики состоит в том, что двигаться должны только глаза, а голова остается в неподвижном состоянии. [5]
Точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа учат детей сознательно заботиться о своём здоровье, прививают им уверенность в том, что они сами могут помочь себе улучшить своё самочувствие, наряду с этим точечный массаж является профилактикой простудных заболеваний. [6]
Психогимнастика относится к инновационным здоровьесберегающим технологиям, которые используются в детском саду для развития эмоциональной сферы ребенка, укрепления его психического здоровья. Цель психогимнастики заключается в следующем:
· проведение психофизической разрядки;
· развитие познавательных психических процессов;
· нормализация состояния у детей с неврозами или нервно-психическими расстройствами;
· коррекция отклонений в поведении или характере. [5].
Таким образом, применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий позволяет повысить результативность воспитательно-образовательного процесса, дает возможность укреплять здоровье детей, расширить возможности «зоны оздоровления».
Литература
1. Никишина И.В. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии:методическое пособие с электронным приложением/ И.В. никишина.-2-еизд., исправ. И допол.-М.:Планета,2013.-408с
2. Александрова Е.Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья» / авт. сост. Е.Ю. Александрова. – Волгоград : Учитель, 2006.-151 с.
3. Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в дошкольных образовательных учреждениях: Пособие для медработников и воспитателей. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: АРТИКИ, 2003. – 64
4. Картушиной М.Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада. – М.:ТЦ Сфера, 2004.-384 (Программа развития)
5. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы здоровьесбережению [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://pedsovet.su/fgos/6530_zdoroviesberegayuscjie_technologii_d_dou
6. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://infourok.ru/opit-raboti-ispolzovanie-zdorovesberegayuschih-tehnologiy-v-rabote-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta-2284173.html