Таким образом, стремительное внедрение в учебный процесс современного оборудования, наличие современных гаджетов в каждой семье сделали анимацию доступным и универсальным средством развития творческих способностей, познавательной активности, креативного мышления детей с младшего дошкольного возраста.
Мультипликация как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста
Автор: Юрина Оксана Владиславовна
Многие считают, что мультипликация, это что-то сложное, непонятное и маленьким детям это точно не под силу! И действительно за мультипликацию иногда берутся педагоги в своей углубленной работе с детьми начального школьного возраста, очень редко с детьми старшего дошкольного возраста и никогда с детьми среднего, а уж тем более младшего, дошкольного возраста.
Но я хочу поделится со своим опытом работы в данной теме с детьми младшего дошкольного возраста. Начала я свою работу по мультипликации еще в 2017 году с детьми среднего дошкольного возраста. Через два года эти дети уже самостоятельно сочиняли сценарии для мультфильмов, делали раскадровку, изготавливали героев и фоны к мультфильму и полностью снимали мультфильмы от и до самостоятельно. Научились взаимодействовать друг с другом без сор.
«Мультипликация» – необычайное искусство, объединяющее воедино самые разные виды творчества. В анимационном кино посредством слова, звука, изображения отображаются мысли и чувства творящего, которым может быть не только взрослый человек, но и ребёнок. Возможности проявления детского творчества (сочинительство, изобразительная и анимационная деятельность, техника звуковой речи) при использовании современных коммуникативно-информационных технологий приобретают новую форму своего отражения. Применение мультипликации создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка, позволяет моделировать жизненные и воображаемые ситуации, применяя неожиданные и необычные эффекты. Использование различных материалов, возможность их вариаций (от лего и пластилина, до готовых кукол и рисунков детей, которая сама по себе уникальна, повышают у ребенка интерес к занятиям, придают им необходимую эмоциональную окраску. Самое главное в применении этой технологии – научить ребёнка рассуждать, размышлять, самому искать ответы на вопросы, быть довольным полученным результатом. Широкий спектр высокой мотивации обуславливает решение развивающих, образовательных, воспитательных и других задач во время интереснейшего для ребенка занятия. А любой результат повышает самооценку ребенка, что немало важно.
На данный момент с детьми младшего дошкольного возраста я реализовала краткосрочный проект, результат которого стал мультфильм про рыжую девочку. Посмотреть который вы можете на ютюбе по ссылке https://youtu.be/7joAHbclLcg
Технология создания мультфильма
Изучая процесс мультипликации, в поисках технических средств для осуществления проекта, я обратила внимание на программу «Stop Motion Studio» для смартфонов и планшетов, это помогло сделать её проект легко осуществимым, т.к. скачала я её на свой смартфон в Play Маркет, совершенно бесплатно.
Как же происходит непосредственная съемка самого мультфильма:
Если мультфильм плоскостной (из рисунков) Дети передвигают плоскостные нарисованные фигурки по фону расположенный горизонтально. А камера (смартфон) находится сверху. Данная техника анимации называется перекладка.
Если герои объемные, то дети передвигают объёмные фигурки внутри объёмного фона, а смартфон расположен вертикально с боку. Эта техника называется кукольная анимация.
По желанию детей распределяем роли: режиссеров, актеров звука, операторов.
После съемки необходимо с детьми озвучить фильм. Когда дети маленькие, то текст к мультфильму соответственно придумывает взрослый, а дети разучивают его согласно своей роли.
В программе «Stop Motion Studio» есть кнопка звука/запись, нажимая на эту кнопку ребенок по команде рассказывает свой текст.
Затем проводится промежуточный просмотр созданного ролика (части мультфильма). Если удачно получился, то его сохраняют и переходят к следующему действию. Один ролик, это одно действие. В каждом действии 30-40 кадров на них накладывается одна фраза. Мультфильм протяжённостью в 1,5 – 2 минуты состоит из 5-7 действий, т.е. из 5-7 отдельных видеороликов, которые впоследствии педагог их монтирует в один мультфильм в программе.
В этой программе можно не только смонтировать видео, но и наложить текст, музыку и спецэффекты.
Зачастую современные мультфильмы не несут никакой смысловой нагрузки или несут негатив и агрессию. Поэтому взрослым, желательно, заменять просмотр таких мультфильмов на создание своих собственных. Мотивировать детей на создание своего мультфильма всегда очень просто, и на предложение попробовать создать самим мультфильм и побыть в роли «режиссера», «сценариста» или «актера звука», дети откликаются охотно.
Необходимость использования мультипликации в обучении детей дошкольного возраста неоспорима. То, что дети обучаются «играючи», заметили и доказали отечественные психологи и педагоги (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец и др.), доказали, что творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте и развитие их происходит при овладении общественно выработанными средствами деятельности в процессе специально организованного обучения.