Взаимодействие тифлопедагога и воспитателя
Автор: Лымарь Светлана Михайловна, Родионова Ольга Вячеславовна
В муниципальном бюджетном образовательном учреждении могут воспитываются дети с различной зрительной патологией. Большая часть детей имеют функциональные нарушения зрения (косоглазие и амблиопия), эти нарушения называют еще функциональным слабовидением. У части детей наблюдаются органические поражения зрительного анализатора, и они относятся к группе истинно слабовидящих детей.
Для успешного решения задач воспитания и обучения дошкольников c нарушением зрения важно обеспечить единство в работе педагогического коллектива группы, включая тифлопедагога, воспитателей, а также других специалистов, работающих в дошкольном учреждении – педагога-психолога, музыкального руководителя. Эти специалисты осуществляют разностороннее воспитание детей в тесном взаимодействии, определяют эффект коррекционного воздействия. Несмотря на необходимость профессиональной деятельности каждого специалиста, положительный педагогический эффект может быть достигнут только в результате объединения их усилий.
Но прежде всего рабочая взаимосвязь должна присутствовать в деятельности тифлопедагога и воспитателей. Эти сотрудники ежедневно проводят разностороннюю работу с детьми данной группы, изучая их и наблюдая за ними, обеспечивая тщательный анализ программ по различным разделам воспитания и обучения, составляя перспективное и ежедневное планирование, проводя взаимопосещение и анализ занятий, организуя комплексные занятия, досуг и развлечения детей, работая с родителями.
Специфика работы воспитателей в детском саду для детей с нарушением зрения заключается в том, что от них требуются знания в области офтальмологии: знание диагноза, остроты зрения каждого ребенка, очковой коррекции, использование приемов снятия зрительного напряжения, соблюдение требований гигиены зрения, в области тифлопедагогики: владение соответствующими приемами обучения, применение специальных средств наглядности (чучел, муляжей, рельефных картинок, цветных изображений определенной величины и интенсивности окраски ). Воспитатели и тифлопедагог работают в тесном контакте друг с другом. Они применяют индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребенку и единый стиль работы в целом. Диагноз, структура дефекта, компенсаторные возможности ребенка, определяют содержание и структуру деятельности тифлопедагога и воспитателя.
Воспитатель закрепляет и совершенствует те способы и приемы познания окружающего мира, которые сформированы у детей на занятиях тифлопедагога, учит пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности (игровой, учебной, бытовой).
Одной из задач совместной деятельности тифлопедагога и воспитателя является расширение и углубление знаний детей об окружающем мире, формирование предметных представлений.
Предметные представления детей значительно обогащаются в процессе экскурсий и наблюдений за объектами живой и неживой природы, во время встреч с людьми разных профессий при организации игр – фантазий.
Для достижения эффективности в работе по формированию предметных представлений у детей с отклонениями в зрительной системе исключительно важную роль играет совместное обсуждение и планирование коррекционно - педагогической работы.
Тифлопедагог и воспитатель обсуждают и анализируют результаты диагностики, намечают пути коррекции, составляют тематический план по знакомству с окружающим миром, разрабатывают лексические темы.
Коррекционные занятия проводит тифлопедагог, а воспитатель по его рекомендациям углубляет и расширяет знания детей на занятиях и в повседневной жизни – в процессе проведения режимных моментов, на прогулке, во время свободной деятельности.
С целью ознакомления воспитателей с конкретными методами и приёмами коррекционной работы с детьми тифлопедагог проводит открытые занятия. Тифлопедагог показывает методику работы по восполнению пробелов в развитии детей, формированию у них компенсаторных способов познания окружающего, способов выполнения различных видов деятельности на сенсорной основе; даёт воспитателям представление о доступных для детей видах деятельности, показывает приёмы оказания детям помощи.
Свои рекомендации тифлопедагог фиксирует в «Тетради взаимосвязи с воспитателями». В свою очередь воспитатели отмечают достижения детей, положительную динамику и трудности в усвоении знаний детьми.
На основе этих наблюдений и записей воспитателя планируется и проводится индивидуальная работа с детьми.
Работа тифлопедагога с воспитателем не ограничивается помощью в проведении занятий, в посещении занятий. Для улучшения качества работы, осуществления специфики воспитатели должны быть вооружены специальными знаниями. Поэтому в начале каждого учебного года для воспитателей группы тифлопедагогом готовятся консультации:
- Памятка для воспитателей по зрительной патологии группы, в которой дается:
· название и краткое описание нарушения
· возможности видения при данной патологии
· факторы. влияющие на ухудшение зрения
- Особенности работы со слабовидящими детьми
- Особенности работы с детьми с амблиопией и косоглазием.
- Коррекционная среда группы и перечень пособий по развитию сохранных анализаторов.
- Требования к организации зрительной работы с детьми
- Особенности работы по формированию навыков ориентировки в пространстве со слепыми и слабовидящими детьми
- Дидактические игры в воспитании и обучении детей с нарушением зрения.
Коррекционная работа тифлопедагога с детьми не может проводиться в отрыве от общеобразовательных занятий и коррекционно-воспитательной работы с детьми. Они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Следует отметить, что тифлопедагог на своих занятиях, как правило, осуществляет опережающее обучение, предварительное знакомство детей с тем, что будет преподнесено на занятиях воспитателей. Тифлопедагог готовит детей к овладению трудными для них видами деятельности; формирует у них алгоритм действий, показывает и отрабатывает способы зрительного, осязательного слухового, бисенсорного и полисенсорного восприятия окружающего мира.
Воспитатели закрепляют, совершенствуют те способы и приемы познания окружающего мира и действий в нем, которые сформированы у детей на занятиях тифлопедагога; учат детей пользоваться этими способами и приемами в самостоятельной деятельности (игровой, учебной, бытовой). Педагоги группы используют в своей работе комплексы глазодвигательных гимнастик, комплексы тематических заданий для работы с детьми