Методическая разработка внеклассного мероприятия по Слушанию музыки "Три чуда" из оперы Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане
Автор: Сажнева Энверия Яузатовна
«Три чуда»
Алина и Злата – ученицы школы искусств.
Злата ходит по классу и напевает мелодию (та, та, та, та, та) на песню «Во саду ли в огороде». Приходит Алина здоровается и спрашивает:
Алина. - ты что-то новенькое разучиваешь? К уроку готовишься?
Злата. – да нет! Какая-то мелодия привязалась (та-та-та-та-та-та-та), вот…, а что за мелодия не вспомню.
Алина. – так это кажется песенка «Во саду ли в огороде». Мы ее как-то на уроке пели.
Злата. – о! точно! (поднимает указательный палец к верху!) Было дело. Про девицу невеличку, круглоличку, румяное личико, которая гуляла в этом саду огороде.
Алина. –кстати про эту песню Пушкин написал.
Злата. –слова что ли написал?
Алина. –да нет! (делает отмашку правой рукой) Пушкин написал сказку про царя Салтана, а в ней он рассказывает о всяких заморских чудесах. И о белочке, которая песенку поет «Во саду ли в огороде».
Злата. – а.. ясно. (Напевает песню со словами – 1 строчку)
Алина. - Поэт про эту белочку так написал: золотой грызет орех, изумрудец вынимает, а скорлупку собирает. Кучки равные кладет и с присвисточкой поет. При честном при всем народе, во саду ли в огороде. По мотивам этой сказки знаменитый композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков сочинил оперу.
Злата. – оперу про белочку? Не слышала такую…
Алина. – нет, Злата. Волшебная белочка одна из персонажей оперы. Она жила в городе Леденце на острове Буяне, которым правил царь Гвидон. Он, а еще царь Салтан, его жена Милитриса и царевна Лебедь – это главные герои оперы.
Злата. – Как же интересно. И что ж с ними случилось?
Алина. – Ну, садись и слушай. Много лет назад царя Салтана разлучили с сыном Гвидоном. Помогла Гвидону встретиться с отцом царевна Лебедь. Девушка, превращенная злым волшебником в лебедя, а Гвидон спас ее от коршуна чародея. (показывает репродукцию Врубеля «Царевна - Лебедь»).
Злата. –Какая красивая! Ласковая.
Алина. – Эту картину написал известный русский художник Михаил Врубель. (показывает картину). Ну а дальше, в опере, рассказывается какие чудеса есть в городе Леденце. Трижды звучит трубная фанфара, извещая о чуде. Фанфары приказывают: «Слушайте! Слушайте! Внимание! Внимание!»
И Чудо первое.
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом;
Белка там живет ручная,
Да затейница какая!
Белка песенки поет
Да орешки все грызет,
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые,
Ядра- чистый изумруд
Слуги белку стерегут.
Алина и Злата исполняют тему белочки на фортепиано в четыре руки.
Злата. - Музыка рисует волшебную белочку. Её главную партию исполняет флейта-пикколо. Поочерёдное присоединение к флейте ксилофона и челесты придаёт ей сказочный характер.
Алина. – ну а следующее чудо ты уже видела на картине. Это Царевна-Лебедь.
Говорят, царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
Ночью землю освещает-
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
А сама то величава
Выступает будто пава;
Сладку речь то говорит,
Будто реченька журчит.
Алина и Злата на фортепиано в четыре руки исполняют тему царевны-лебеди.
Злата. - Волшебная музыка рисует чудесное превращение Лебедь - птицы в сказочную красавицу царевну. Ее тема создана из интонаций русских народных песен. Тема в звучании скрипки, напоминает человеческий голос. Музыка нежная, волнующая, светлая, прозрачная, плавная, певучая, сказочная. Разливается вольно, широко, как чудесная русская песня.
Алина. - И опять слышится звук фанфар.
Злата. –Что еще кто-то есть?
Алина. –Конечно. Дядька Черномор, например.
В свете есть иное диво:
Море вздуется бурливо,
Закипит, поднимет вой,
Хлынет на берег пустой,
Разольется в шумном беге, и очутятся на бреге
В чешуе, как жар горя,
Тридцать три богатыря.
Все красавцы удалые
Великаны молодые
Все равны как на подбор
С ними дядька Черномор.
(Алина и Злата исполняют на фортепиано в четыре руки тему 33 богатырей)
Злата. - В музыке слышится тяжёлая поступь витязей - богатырей и шум «Бурливого» моря. Звучит мужественно, громко, словно идут волшебные великаны. Усиление и ослабление звучания (р,f) композитор использует, чтобы показать, как богатыри появляются издалека, а потом вновь уходят в море.
Алина, а эти богатыри царевне помогать пришли?
Алина. – царевне помощь не понадобилась. Она ведь сама была волшебницей. Поэтому превратила Гвидона в шмеля. И он, перелетев через море увидел своего батюшку царя. А произведение «полет шмеля» мы слушали на уроке «Слушания музыки». Его исполняет симфонический оркестр. Ты помнишь?
Злата. – Да. Помню. Как-будто шмель кружил над нашей партой. Жжжжжжж. Любопытно, а что было потом?
Алина. – Слушай. Гвидон передал с путешествующими моряками приглашение Салтану посетить город Леденец. Приплывшие к царю корабельщики рассказали ему об этом чудесном городе.
Злата. – И Салтан поехал в гости?
Алина. – Поплыл на корабле. А там на острове Буяне его, как оказалось, ждала жена-царица и сын князь Гвидон.
Злата. – Ой, какая замечательная сказка. А у нее продолжения второй серии нет?
Алина. – Нет. Ну теперь уж сказка вся. Дальше сказывать нельзя. Эти стихи написал автор текста оперы Владимир Бельский. Так заканчивается опера о царе Салтане и наше выступление, которое подготовили Алина и Злата.