+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Методическая разработка внеклассного мероприятия по Слушанию музыки "Три чуда" из оперы Н. А. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане

Автор: Сажнева Энверия Яузатовна

 «Три чуда»       

                                                      

                                     Алина и Злата – ученицы школы искусств.

Злата ходит по классу и напевает мелодию (та, та, та, та, та) на песню «Во саду ли в огороде». Приходит Алина здоровается и спрашивает:

Алина. - ты что-то новенькое разучиваешь? К уроку готовишься?

Злата. – да нет! Какая-то мелодия привязалась (та-та-та-та-та-та-та), вот…, а что за мелодия не вспомню.

Алина. – так это кажется песенка «Во саду ли в огороде». Мы ее как-то на уроке пели.

Злата. – о! точно! (поднимает указательный палец к верху!) Было дело. Про девицу невеличку, круглоличку, румяное личико, которая гуляла в этом саду огороде.

Алина. –кстати про эту песню Пушкин написал.

Злата. –слова что ли написал?

Алина. –да нет! (делает отмашку правой рукой) Пушкин написал сказку про царя Салтана, а в ней он рассказывает о всяких заморских чудесах. И о белочке, которая песенку поет «Во саду ли в огороде».

Злата. – а.. ясно. (Напевает песню со словами – 1 строчку)

Алина. - Поэт про эту белочку так написал: золотой грызет орех, изумрудец вынимает, а скорлупку собирает. Кучки равные кладет и с присвисточкой поет. При честном при всем народе, во саду ли в огороде. По мотивам этой сказки знаменитый композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков сочинил оперу.

Злата. – оперу про белочку? Не слышала такую…

Алина. – нет, Злата. Волшебная белочка одна из персонажей оперы. Она жила в городе Леденце на острове Буяне, которым правил царь Гвидон. Он, а еще царь Салтан, его жена Милитриса и царевна Лебедь – это главные герои оперы.

Злата. – Как же интересно. И что ж с ними случилось?

Алина. – Ну, садись и слушай. Много лет назад царя Салтана разлучили с сыном Гвидоном. Помогла Гвидону встретиться с отцом царевна Лебедь. Девушка, превращенная злым волшебником в лебедя, а Гвидон спас ее от коршуна чародея.     (показывает репродукцию Врубеля «Царевна - Лебедь»).

Злата. –Какая красивая! Ласковая.

Алина. – Эту картину написал известный русский художник Михаил Врубель. (показывает картину). Ну а дальше, в опере, рассказывается какие чудеса есть в городе Леденце. Трижды звучит трубная фанфара, извещая о чуде. Фанфары приказывают: «Слушайте! Слушайте! Внимание! Внимание!»

 И Чудо первое.

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом;

Белка там живет ручная,

Да затейница какая!

Белка песенки поет

Да орешки все грызет,

А орешки не простые,

Все скорлупки золотые,

Ядра- чистый изумруд

Слуги белку стерегут.

Алина и Злата исполняют тему белочки на фортепиано в четыре руки.

Злата. - Музыка рисует волшебную белочку. Её главную партию исполняет флейта-пикколо. Поочерёдное присоединение к флейте ксилофона и челесты придаёт ей сказочный характер.

Алина. ­­­­– ну а следующее чудо ты уже видела на картине. Это Царевна-Лебедь.

Говорят, царевна есть,

Что не можно глаз отвесть.

Днем свет божий затмевает,

Ночью землю освещает-

Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит.

А сама то величава

Выступает будто пава;

Сладку речь то говорит,

Будто реченька журчит.

Алина и Злата на фортепиано в четыре руки исполняют тему царевны-лебеди.

Злата. - Волшебная музыка рисует чудесное превращение Лебедь - птицы в сказочную красавицу царевну. Ее тема создана из интонаций русских народных песен. Тема в звучании скрипки, напоминает человеческий голос.   Музыка нежная, волнующая, светлая, прозрачная, плавная, певучая, сказочная.  Разливается вольно, широко, как чудесная русская песня.

Алина. - И опять слышится звук фанфар.

Злата. –Что еще кто-то есть?

Алина. –Конечно. Дядька Черномор, например.

В свете есть иное диво:

Море вздуется бурливо,

Закипит, поднимет вой,

Хлынет на берег пустой,

Разольется в шумном беге, и очутятся на бреге

В чешуе, как жар горя,

Тридцать три богатыря.

Все красавцы удалые

Великаны молодые

Все равны как на подбор

С ними дядька Черномор.

(Алина и Злата исполняют на фортепиано в четыре руки тему 33 богатырей)

Злата. - В музыке слышится тяжёлая поступь витязей - богатырей и шум «Бурливого» моря. Звучит мужественно, громко, словно идут волшебные великаны. Усиление и ослабление звучания (р,f) композитор использует, чтобы показать, как богатыри появляются издалека, а потом вновь уходят в море.

 Алина, а эти богатыри царевне помогать пришли?

Алина. – царевне помощь не понадобилась. Она ведь сама была волшебницей. Поэтому превратила Гвидона в шмеля. И он, перелетев через море увидел своего батюшку царя. А произведение «полет шмеля» мы слушали на уроке «Слушания музыки». Его исполняет симфонический оркестр. Ты помнишь?

Злата. – Да. Помню. Как-будто шмель кружил над нашей партой. Жжжжжжж. Любопытно, а что было потом?

Алина. – Слушай. Гвидон передал с путешествующими моряками приглашение Салтану посетить город Леденец. Приплывшие к царю корабельщики рассказали ему об этом чудесном городе.

Злата. – И Салтан поехал в гости?

Алина. – Поплыл на корабле. А там на острове Буяне его, как оказалось, ждала жена-царица и сын князь Гвидон.

Злата. – Ой, какая замечательная сказка. А у нее продолжения второй серии нет?

Алина. – Нет. Ну теперь уж сказка вся. Дальше сказывать нельзя. Эти стихи написал автор текста оперы Владимир Бельский. Так заканчивается опера о царе Салтане и наше выступление, которое подготовили Алина и Злата.