+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Деятельность старшего вожатого при реализации внеурочной занятости (из опыта работы школы)

Автор: Прытова Мария Александровна

Деятельность старшего вожатого при реализации внеурочной занятости (из опыта работы школы)

Ростунова В.В. – заместитель директора

МАОУ «Школа № 156 им. Б.И. Рябцева»

Прытова М.А. – старшая вожатая

МАОУ «Школа № 156 им. Б.И. Рябцева»

Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» определено, что основная образовательная программа реализуется образовательной организацией, в том числе, и через внеурочную деятельность, которая являются неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. [2]

Оптимизационная модель принята в нашей школе как основа для реализации ФГОС в 5-9 классах. Она предполагает использование проектного метода. Преимущества данной модели в том, что она может быть реализована в различных условиях организации образовательного процесса.[1]

Программу внеурочной занятости мы понимаем как модель совместной деятельности педагога и ребенка, отражающую процесс обучения, воспитания и творческого развития. [6]

Цель: Создание условий для достижения самоэффективности личности, основанных на духовно-нравственных установках общества через творческое, нравственное, спортивное, интеллектуальное развитие,  гражданское становление в процессе совместного со-бытия детей и взрослых.

Задачи:

1.     Создание условий для творческого развития личности ребенка;

2.     Развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

3.     Обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

4.     Приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

5.     Формирование гражданско-патриотических качеств;

6.     Создание условий для личностного и профессионального самоопределения обучающихся;

7.     Профилактика асоциального поведения.

Красной нитью через программу «Сказка и не только…» проходит «образ языка». Д.С. Лихачев писал: «Самая большая ценность народа — это язык, — язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения — только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком. Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит…». [5]

     Язык выделяет главное в нации, определяет менталитет.  «Язык – это основа сознания. Разные языки отражают разные особенности сознания людей. Эти особенности, концентрируясь в группах, этносах, нациях, обладают громадной внушающей силой. Они подчиняют массы, программируя их и отдельную личность из неё на определённые, часто неадекватные, казалось бы, действия с точки зрения общечеловеческой логики.» (Д. С. Лихачев) [5]

     Язык определяет сознание. С помощью языка мы формируем отношение ко всему, что нас окружает. «Слово, язык помогают нам видеть, замечать и понимать то, чего мы без него не увидели бы и не поняли, открывают человеку окружающий мир» (Д.С. Лихачев). [5] Миссия языка, важна  для формирования личности гражданина и патриота. Нельзя отделить язык от сознания, даже скрытые области сознания человека тесно связаны с языком. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. И.С. Тургенев писал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса». [7]

   В основе реализации программы «Сказка и не только…» лежит проектная деятельность учащихся, она понимается как многогранная форма организации воспитательно-образовательного процесса, через которую решаются следующие задачи:

- создание комфортной образовательной среды, обеспечивающей такую степень сотрудничества, когда тезис «Я сам!» становится определяющим фактором развития и самоопределения личности  учащихся,

- ориентация на формирование и развитие навыков межличностного взаимодействия в рамках воспитательно-образовательного процесса,

- создание постоянно расширяющегося воспитательно-образовательного пространства.[3]

Деятельность по выполнению проекта делится на следующие этапы: выдвижение идей, выбор темы, планирование работ; оценка возможностей; сбор и обработка информации; организация и поэтапное выполнение проекта; оценка проекта; защита проекта. [4]

      Проектная деятельность для учащихся 5 классов строится на основании изучения русских народных сказок; для учащихся 6 классов - на основании изучения литературных сказок; для учащихся 7-8 классов - на основании изучения легенд, преданий, сказаний… «малой родины». Для изучения выбраны исторические, культурные, природные, религиозные достопримечательности Нижегородской области: сказочное, овеянное таинственностью озеро Светлояр; народные промыслы; сумрачные пещеры Ичалковского бора; единственный на территории области Керженский заповедник; четвертый предел Богородицы - Дивеевский монастырь; Пустынские озера, нанизанные на ниточку реки Сережа; Болдинский мемориал. Проекты строятся по принципу: сказания, легенды, предания, жития... - работа с научной литературой - посещение  изучаемых  объектов  (объединение  сказки  и  действительности).

Изучение монографической темы для учащихся 9 классов – нестандартное решение проблемы формирования читательского вкуса и опыта интерпретации полученных знаний. Программа, с одной стороны, позволяет учащимся формировать научное мировоззрение, с другой – участвовать в творческом процессе интерпретации классического материала. Новизну программы определяет комплексность решения образовательных и воспитательных задач при ее реализации.

Цель работы девятиклассников  – формирование литературно-исторического  кругозора, развитие научного  мышления, творческой активности учащихся через расширенное изучение монографической темы «Жизнь и творчество А.С. Грибоедова». В программу входят инвариативные блоки: изучение эпохи, литературный портрет А.С. Грибоедова, факты из жизни А.С. Грибоедова, комментированное чтение комедии «Горе от ума», подготовка и защита научных исследовательских работ, постановка комедии  «Горе от ума» на школьной сцене, анализ других произведений А.С. Грибоедова.

В основе реализации проектов – постоянное повторение основ с небольшим углублением в соответствии с возрастными особенностями школьников (повторение для одних – новое для других). Организуется взаимодействия учащихся разного школьного возраста (учащиеся 8-9 классов в качестве инструкторов, советников, консультантов, друзей и учащихся 5-7 классов, новичков – первооткрывателей).  Полученные знания должны быть востребованы. Ребенок обязательно должен поделиться полученной информацией с родными, друзьями. Основной формой реализации данной потребности является общественный смотр знаний (общеинтеллектуальное, социальное направления), открытые соревнования (физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное направления), театральные постановки (общекультурное, социальное направления), акции, конкурсы, пресс-конференции, диспуты… (духовно-нравственное, социальное  направления).

В течение года в каждом классе реализуется 4 проекта. В 5 классе это: проект «Безопасность жизнедеятельности в сказках и наяву «Сказка – ложь, да в ней намек…» (итогом реализации стали: «Пресс-конференция» (особенности русских, немецких, английских народных сказок, постановка фрагмента сказок на сцене). «Битва хоров» (итог исследования «Животные в русских народных сказках»). «Сказочные олимпийские игры» (осенняя серия). Конкурс видеороликов «Старая сказка на новый лад»); проект «Я расскажу тебе сказку» (итогом реализации стали:  КТД «Сказочный бал» (инсценировка сказки, традиции бальной церемонии, разучивание танцев: полонеза, фигурного вальса, вальса знакомств, кадрили, менуэта, мазурки, рок-н-ролла, танцев-флешмобов); проект «Военная тема и в сказках»оенно-спортивная игра «Зарница», «общественный смотр знаний»; проект «Добро побеждает зло?» (выпуск статей для школьного журнала «ПоНЧиКо» («Позитивные Нестандартные Человеки и Компания») с общей тематикой: «Добро и зло в сказках и наяву», КТД «Клумба волшебных цветов»,   «Музей сказочных вещей», КТД (родители и дети) «Сказочное питание в полевых условиях» (поход выходного дня).

Достаточно сложно объединить в одном проекте деятельность по всем направлениям развития личности. Примером такого, на наш взгляд, удачного объединения стал проект «Сказочные Олимпийские игры», целью которого стало достижение самоэффективности через творческое, нравственное, спортивное, интеллектуальное развитие. Учащиеся объединяются во временные группы, которые постоянно изменяют состав после выполнения задания, кроме того, организованы и группы  разновозрастные: дети, педагоги, родители (законные представители), студенты Мининского университета, другие заинтересованные лица. Начинается работа с изучения истории олимпийского движения: традиции, символика, атрибуты… Педагогом создается проблемная ситуация: если бы герои русских народных сказок решили провести свои «Сказочные олимпийские игры», то какими бы они (Олимпийские игры) были? В процессе чтения учащиеся предполагают «устройство» соревнований. В группе выслушивается каждый. Обращается внимание на волшебные, бытовые, сказки о животных. Очень важна поддержка взрослых: выслушать ребенка перед его публичным выступлением в группе, скорректировать возможные шероховатости презентации, задать вопросы по содержанию… - тем самым создается ситуация успеха. На «Круглом столе» выбирается оптимальный вариант (создается общая версия) алгоритма «Сказочных Олимпийских игр». В нашем случае символом состязаний стала Жар-птица, было принято решение создать флаг, который будет сочетать в себе четыре цвета: белый (зима), зеленый (весна), красный (лето), желтый (осень) – на фоне которых в полете запечатлена Жар-птица (хвост ее состоит из отпечатков детских ладошек участников проекта). Изготовление флага связано с образовательными областями технологии и изобразительного искусства. Определены основные принципы данных состязаний: участие принимает каждый; побеждает сильнейший; честные спортивные состязания – основа игр; безопасность. Участники проекта презентовали варианты сказочных видов спорта, основываясь на содержании сказок (наиболее важные двигательные действия героев сказок, правила безопасности («Сказочный инструктаж по технике безопасности»), выбор самых популярных сказок…). Правила сказочных видов спорта - победителей тайного голосования – опубликованы в школьном журнале «ПоНЧиКо» («Позитивные Нестандартные Человеки и Компания»). Теперь тренировки для подготовки к соревнованиям могут вести учащиеся самостоятельно, в том числе и в домашних условиях. Правила «сказочных видов спорта»: «Колобон»: Исходное положение: лежа на мате на спине, между щиколотками и в руках зажаты баскетбольные мячи – «колобоны». По сигналу участник должен перекатываться («вращаться вокруг своей оси») по матам только в одну сторону на время, длина дистанции – 6 метров, конечное положение: основная стойка, мяч зажать в ногах между щиколотками и в руках вытянуть вверх; побеждает тот, кто за более короткое время пройдет дистанцию. Также были сформулированы следующие виды спорта: «Репинг», «Гуси-лебеди», «Лягушка-прыг», «Урожай-бол». «Сказочные Олимпийские игры» прошли успешно.

 

В 6 классе реализуются проекты:  «Сказки А.С. Пушкина» («На златом крыльце сидели…» (конкурс ораторского мастерства), «Почувствуй себя героем сказки»  (командная игра), «Кто плохой, а кто хороший в сказке?» (литературная гостиная), квест «Сказочный мир А.С. Пушкина. По следам сказки»», «Попробуй сам!» (инсценировка отрывка из сказки (свой вариант развития действия), поездка в Болдино, знакомство с биографией и творчеством А.С. Пушкина), «Лукоморье чудес» (спортивная игра); проект «Я спою тебе сказку»  («Прикоснись к прекрасному» (прослушивание аудио-материала),  создание собственной музыкальной композиции «Литературная сказка», конкурс «Музыкальная шкатулка», «Сотвори сказку сам» (конкурс писательского мастерства), караоке-клуб «Эх, играй, наяривай!», «От Сказки к Опере»  (посещение Театра Оперы и балета им. А.С. Пушкина), «Голос. Дети» (исполнение учениками сказок в разном стиле (колыбельная, песня для зарядки и т.д.), «Танцы – это спорт» (конкурс танцев сказочных героев),  «Сказочный бал (КТД); проект «Стойкий оловянный солдатик» (литературно-географическая игра «Путешествие по литературным сказкам с военной тематикой», виртуальная экскурсия «Военная тема в сказках авторов разных стран», участие в военно-спортивной игре «Зарница»); проект «Левша» (виртуальное путешествие «По следам Левши», экскурсия «Мастера», выставка работ учащихся и родителей «Не перевелись умельцы на Руси», презентация «Знакомство с необычными изобретениями,  созданными в разных странах», разработка собственного изобретения, необходимого в походе: «Презентация. Создание. Практическое применение», «Необычное в обычном» (конкурс фотографий по итогам туристского похода).

В 7 классе реализуются проекты:  «В лесах» (презентация книги А. Мельникова-Печерского «В лесах», исследование «Литературные, географические, исторические… объекты Нижегородского заречья», экскурсия-поход «В лесах»; проект «Русские святые» (экскурсия «Я вхожу в храм», презентация «Храмы Сормова», круглый стол со священнослужителями «Вера. Любовь. Надежда. Терпение», экскурсия в Муром, «Рождественский бал»; проект «Народные игры. Народные гуляния» (презентация «Русские народные игры», научное исследование «Народные игры и народные гуляния Нижегородской области в сказах, легендах, преданиях», общественный смотр знаний, соревнования по лапте); проект «Народные промыслы» (презентация «Народные промыслы Нижегородской области», мастер-классы «Я научу тебя...» (народные промыслы Нижегородской области), выставка работ «Народные промыслы», конкурс литературного творчества «Народные промыслы», путешествие-поход «Народные промыслы»).

В 8 классе реализуются проекты: «На горах» (презентация книги А. Мельникова-Печерского «На горах», экскурсия-поход «На горах»);проект «Дорога к дому»  (исследование «Образ дома в сказаниях, легендах, преданиях, былинах», презентация «Как устроен дом?», круглый стол «Что мы называем домом?», семейные посиделки «Предания моей семьи», «Детки и предки» спортивные соревнования, созданные на основе легенд, сказаний, преданий, былин, КТД «Елка для родителей»); проект «Русские богатыри» (исследование «Образ русских богатырей в былинах, преданиях, сказаниях, легендах…», «общественный смотр знаний», круглый стол «Русский богатырь. Связь времен», конкурс рисунка и фотографий «Богатырь!», «Богатырские игры»); проект «Семь чудес Нижегородской области» (презентация «Чудеса света», круглый стол «Понятие Чуда», мозговой штурм «Чудеса Нижегородской области», исследование-презентация «Чуда Нижегородской области», поход-путешествие «Семь чудес Нижегородской области» (победитель ученического голосования).

В 9 классе реализуется один проект - «Исследователь». В ходе которого расширенно изучается одна монографическая тема – жизнь и творчество А.С. Грибоедова (биографические данные о А.С. Грибоедове, исторические события в первой четверти 19 века, современники о А.С. Грибоедове, структура научного исследования, комментированное чтение комедии «Горе от ума», работа по выбранным темам научных исследований, связанных с творчеством А.С. Грибоедова, репетиции постановки комедии «Горе от ума», изготовление костюмов, декораций, реквизита для постановки комедии на школьной сцене, оформление спектакля,  защита научных исследований в форме общественного смотра знаний, постановка комедии «Горе от ума» на школьной сцене, презентации «Литературный портрет А.С. Грибоедова».

В настоящий момент происходит апробация проекта «Исследователь», итоговым мероприятием которого является премьера спектакля «Горе от ума» на школьной сцене, она (премьера) проходит в день «Последнего звонка». В ходе реализации проекта «Исследователь» учащиеся были разделены на 4 группы (по 4 действиям пьесы). Каждая группа представила на суд зрителям свое «прочтение» пьесы. Особое внимание было приковано к актерам, исполняющим роли Чацкого и Молчалина. В первом действии был представлен «чувствительный, влюбленный» Чацкий и «скептический» Молчалин; во втором действии Чацкий – борец, воин, а Молчалин  - застенчивый и робкий человек; в третьем действии Молчалин «безумно рад» возвращению Чацкого – теперь ему (Молчалину) не нужно «принимать вид любовника»; в четвертом – «отрешенный» Чацкий и «испуганный» Молчалин. Концепции прочтения действий были различны. Особое внимание привлекли образы: Фамусова в 1 действии – «ехидный и хитрый», Скалозуба (2 действие)– «мечтающего о женитьбе на Софье», Репетилова - карикатуры на Чацкого. Постановка комедии получила высокую оценку как зрителей (родителей), так и тележурналистов канала «Культура».

Таким образом, представленная программа успешно реализуется в образовательной организации, помогая школьникам достигать  планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

 Список литературы:

1.                Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.                Письмо Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности».

3.                Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. – 223с.

4.                Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000

5.                 Лихачев Д. «Заметки и наблюдения: Из записных книжек разных лет»,- Л.: Сов. писатель, 1989, с. 410-436.

6.                Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС, Методическое пособие. –М.: Педагогическое общество России, 2014. – 320с.

7.                Тургенев И.С.  Полное собрание сочинений и писем в тридцати томах. Т. 10. М.: "Наука", 1982.