Сценарий открытого занятия по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе "Моя семья
Автор: Сафронова Ирина Валентиновна
Конспект открытого занятия по развитию элементов логического мышления в подготовительной группе «Моя семья»
Цели: Освоение действий по построению и использованию графической модели классификационных отношений (на примере семьи). Развитие представлений о содержании понятий.
Задачи образовательные: 1. Выявить умения детей устанавливать родовидовые отношения между понятиями (семья, члены семьи). 2. Закрепить принципы построения моделей понятийных отношений с помощью классификационного древа (на примере семьи) по разным основаниям (возраст, пол). 3. Продолжать учить детей находить общие и различающиеся признаки объектов, делать логические выводы.
Развивающие: 1. Способствовать развитию памяти, внимания, логического мышления при выполнении заданий. 2. Развивать у детей коммуникативные умения, связную речь. 3. Развивать умение анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Воспитательные: 1. Воспитывать любовь и заботливое отношение к членам своей семьи, чувство гордости за свою семью. 2. Воспитывать отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать, желание и умение работать в коллективе. Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие. Предварительная работа: 1. Знакомство с космосом, планетами, глобусом, с жизнью на Земле. 2. Проведение бесед по теме «Семья». 3. Рассматривание семейных фотоальбомов. 4. Проведение дидактических игр с детьми: «Назови ласково», «Кто я тебе», и игр на развитие логического мышления: «Четвертый лишний» и другие.
Материал и оборудование: Магнитная доска, магниты, 2 набора фишек с изображением членов семьи, фишки двух цветов: красные и желтые по количеству детей, 2 мешочка, 2 большие фишки на столы, 2 листа бумаги формата А3, карандаши, почтовый ящик, письмо с Марса, большой конверт, скакалка, 2 подноса, песочные часы. Ход занятия: 1. Организационный момент. (Дети с воспитателем заходят в группу, здороваются с гостями) Воспитатель: Встаньте, дети, встаньте в круг Встаньте в круг, встаньте в круг! Ты мой друг, и я твой друг, старый верный друг. Давайте с вами возьмемся за руки, посмотрим друг другу в глаза, и подарим добрые слова и не забудем про улыбку. Ведь именно с улыбки начинается приятное общение и улучшается настроение. Кто хочет начать? (Дети по очереди говорят друг другу приятные слова, улыбаются) Воспитатель: Ну что, у вас поднялось настроение? Я очень рада. Надеюсь, оно сохранится у вас на протяжении всего дня.
2. Вводная часть. Воспитатель: Ребята, а давайте-ка проверим наш почтовый ящик. Не пришла ли нам почта? (Дети проверяют почтовый ящик и находят в нем письмо) Воспитатель: Ух ты, письмо! От кого же оно? А письмо-то непростое, а с другой планеты Солнечной системы - с Марса. А кто-нибудь из вас знает, как называют жителей планеты Марс? Дети: Марсиане. Воспитатель: А мы тогда кто - жители Земли? Дети: Земляне. Воспитатель: Верно. Давайте прочитаем, что же нам написали жители планеты Марс. Хотите узнать? (Воспитатель читает письмо) Воспитатель: «Здравствуйте ребята-земляне! Мы марсиане живем и учимся в марсианских школах. Нам бы очень хотелось узнать о том, что такое семья? Помогите нам, пожалуйста!» Воспитатель: Ну что, ребята, поможем марсианам? Дети: Да!
3. Основная часть. Воспитатель: Ребята, а кто из вас хотел бы рассказать марсианам о своей семье? (Дети отвечают) Воспитатель: Я вижу, что многие из вас хотели бы поделиться с ними. А вы любите играть? Дети: Да! Воспитатель: Давайте тогда сыграем с вами в игру, которая называется «Репортер». А кто такой репортер? Дети: Тот, кто берет у людей интервью. Воспитатель: Послушайте правила игры. Репортеры задают вопросы о семье, например: «Кем работает твоя мама?». А остальные дети на них отвечают, например так: «Моя мама работает продавцом» и т. д. Репортеры никого не должны оставить без внимания и задать вопросы каждому из участников интервью. Для игры нам необходимо выбрать нескольких репортеров, а поможет нам в этом считалочка «Пуговка, луковка, крестик». (Воспитатель пересчитывает детей соответственно словам считалки и назначает репортерами, например, всех «крестиков», в качестве микрофонов используются скакалки) Воспитатель: Ребята, давайте для удобства возьмем себе стульчики. (Дети садятся на стульчики, образуя полукруг) (Проводится игра) Воспитатель: Кто из репортеров готов задать вопрос первым? Еще есть вопросы для наших участников? (Проводится игра) Воспитатель: Вот вы и рассказали марсианам о вашей семье. Я вижу у вас у всех замечательные семьи. Ребята, а для дальнейшей нашей игры, я предлагаю вам разделиться на две команды. (Воспитатель выносит поднос с фишками двух цветов) Воспитатель: Выберите себе одну из фишек: красного или желтого цвета, какая вам больше нравится. Итак, вправо встанут все у кого красные фишки, а влево - у кого желтые. (Дети группируются по цветам) Воспитатель: У нас получилось две команды. Ребята, те кто справа, вы будете называться Команда Красных, а те кто слева - Команда Желтых. Займите свои места за столами. (Дети садятся за стол с фишкой соответствующего цвета) Воспитатель: Посмотрите, перед вами картинка. Кто на ней изображен? Дети: Дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочь. Воспитатель: Правильно. А как их можно назвать одним словом? Дети: Семья. Воспитатель: Все верно. Ребята, я предлагаю каждому из вас выбрать себе роль. (Воспитатель предлагает детям из каждой команды вытянуть себе из мешочка фишку с обозначенной на ней ролью члена семьи) Воспитатель: Ну что сделали свой выбор? А теперь для того, чтобы вжиться в роль, подойдите вот к этому столу и выберите себе соответствующий предмет (атрибут). У вас одна минута, чтобы взять предмет и вернуться на свои места. Время пошло. (Воспитатель переворачивает песочные часы) (Дети выбирают атрибуты и садятся за свои столы) Воспитатель: Давайте угадаем: «Кто есть кто?» (Участники команд по очереди встают с места и, не называя себя, показывают выбранный предмет, а все остальные дети должны угадать, кто из членов семьи перед ними и объяснить свой ответ) Воспитатель: Вот мы и познакомили марсиан с членами семьи, их увлечениями и обязанностями. А для того, чтобы побольше рассказать о них марсианам, давайте их сравним (найдем сходства и различия). По какому признаку мы можем это сделать? (Дети вместе с воспитателем обсуждают все возможные варианты) (В случае затруднения воспитатель предлагает детям рассмотреть конкретный пример: папа и сын - в чем их сходство и различие? (Дети отвечают) Воспитатель: Правильно, ребята. Вот мы и нашли с вами два признака для сравнения: по возрасту и по полу. Так значит на какие группы мы можем разделить членов семьи по возрасту? Дети: На взрослых и детей. Воспитатель: А по полу? Дети: Мужского и женского пола. Воспитатель: Ребята, а как же мы напишем об этом в письме марсианам? Ведь они понимают только язык символов. (Дети предлагают решение проблемы) Воспитатель: Конечно, мы можем изобразить это схематически (с помощью классификационного древа). А какие символы мы можем использовать? (Дети предлагают варианты) Воспитатель: Давайте остановимся на первых буквах слов. Воспитатель: Возьмите все необходимое. (Воспитатель раздает для каждой команды: листы бумаги и карандаши) Воспитатель: Давайте распределимся так, что первая команда Красных будет рисовать модель (делить членов семьи) по первому основанию (по возрасту, а вторая команда Желтых - по второму (по полу). Еще раз в течении минуты обсудите внутри команд, каким образом вы будете строить свои модели, на какие группы делить и кто из членов семьи в какой группе окажется. (Ведется обсуждение в командах) Воспитатель: Как вы думаете, с чего стоит начать? Дети: Нужно ввести обозначение семьи. (В случае затруднений воспитатель рисует точку-кружок на магнитной доске маркером и вводит обозначение семьи буквой «С». Детям предлагается сделать тоже самое на своих листках) Воспитатель: А теперь зарисуйте свои решения на листах бумаги и не забудьте ввести соответствующие буквенные обозначения. (Самостоятельная работа детей в командах) Воспитатель: Ну что, я вижу вы уже закончили. Давайте посмотрим, что же у вас получилось. (Воспитатель размещает модели от каждой команды на доске) Воспитатель: Все ли верно? (Дети проверяют правильно ли построена модель противоположной команды) Воспитатель: Команда красных, по какому признаку вы разделили всех членов семьи? Дети первой команды: Взрослые – дедушка, бабушка, папа, мама; Дети – сын и дочь. Воспитатель: А команда желтых? Дети второй команды: Мужчины – дедушка, папа, сын; Женщины – бабушка, мама, дочь. Воспитатель: Вы замечательно справились с заданием. Ребята, давайте еще раз посмотрим на то, какие у нас получились схемы. Как вы думаете марсиане все поймут? Скажите, а есть ли сходство у двух моделей? Дети: Да есть. И в первой о во второй модели мы последовательно выделяли две группы. Воспитатель: А есть различия? Дети: Конечно есть. Выделенные группы имеют разные признаки для сравнения (основания классификации). Воспитатель: Ребята, вы такие молодцы. А теперь я предлагаю ваши схемы-модели отправить в конверте на Марс, для изучения марсианскими школьниками наших семей. (Дети запечатывают конверты) Воспитатель: Ну вот и готово. Осталось только отнести наше письмо на почту.
4. Итог занятия Воспитатель: Ребята, вам понравилось играть? Давайте сядем в кружок (на подушки) и вспомним, что нового вы узнали сегодня? Что вам запомнилось больше всего? Кому из вас было трудно выполнять задания? У кого трудностей не возникло? (Дети анализируют свою деятельность) Воспитатель: Мне тоже очень понравилось искать с вами ответ для марсиан. А особенно мне понравилось, что вы были очень внимательными, дружными - настоящей командой, и поэтому так быстро и правильно выполнили все задания. Всем спасибо и не забудьте попрощаться с нашими гостями.