Технологические карты урока истории Средних веков
Автор: Макарова Татьяна Александровна
Урок 1. ЧТО ИЗУЧАЕТ ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ*
цели
Способствовать ознакомлению с учебником; создать условия для формирования первоначальных представлений об эпохе Средневековья, этапах и хронологических рамках данного исторического периода; познакомить с историческими источниками, рассказывающими о Средневековье
Тип урока
Постановочный (вводный)
Планируемые
образовательные
результаты
Предметные: определяют место Средневековья на ленте времени, характеризуют источники, рассказывающие о средневековой эпохе, знают происхождение и смысл понятия «Средневековье».
Метапредметные:
Познавательные: приобретают умение ориентироваться в учебнике, преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы, используют знаково-символические средства, выделяют существенную информацию из текста.
Регулятивные: принимают учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносят в них необходимые коррективы, учитывая допущенные ошибки, адекватно воспринимают оценку учителя.
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, формулируют устные ответы на поставленные вопросы; выражают собственное мнение, учатся аргументированно его отстаивать.
Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу, осознают важность сохранения исторического наследия, проводят самооценку своей учебной деятельности
Образовательные
ресурсы
Агибалова, Е. В. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / Е. В. Агибалова, Г. М. Донской ; под ред. А. А. Сванидзе. – М. : Просвещение, 2014.
История Средних веков. 6 класс [Текст] : поурочные планы по учебнику Е. В. Агибаловой, Г. М. Донского / авт.-сост. Н. Ю. Колесниченко. – Волгоград : Учитель, 2011.
Презентация «Что изучает история Средних веков», подготовленная учителем
Оборудование
Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор, атлас истории Средних веков; карта «Мир в Средние века»
Основное содержание темы, понятия и термины
Знакомство с учебником. Понятие «Средние века». Хронологические рамки Средневековья. Источники по истории Средних веков
организационная структура (сценарий) урока
онный момент
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
Фронтальная
Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности
II. Постановка
учебных
задач
Работа
с учеб-ником
Знакомит с темой урока, требованиями, предъявляемыми к изучению курса, с учебником (его внешним видом, общим содержанием, условными обозначениями).
– Найдите в учебнике и назовите основные темы курса.
– Сформулируйте задачи, которые вам предстоит решить в ходе освоения предмета
Записывают тему урока
в тетрадь. Знакомятся с учебником. Формулируют задачи курса истории Средних веков
Фронтальная
Познавательные: приобретают умение ориентироваться в учебнике.
Регулятивные: принимают учебную
задачу, планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.
Личностные: проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу
Работа
с учебником
III. Актуализация знаний
Беседа по вопросам
– Какую историю вы изучали в 5 классе? (Историю Древнего мира.)
– С какими странами вы познакомились в курсе истории Древнего мира?
(Древним Египтом, Междуречьем, Вавилоном, Китаем, Индией, Древней Грецией, Спартой, Древним Римом.)
Формулируют ответы, приводят примеры
Фронтальная
Перечисляют страны из курса истории Древнего мира и кратко их характеризуют
Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью
Беседа по вопросам
IV. Изучение нового материала
Презентация «Что
изучает история Средних
веков»
Комментирует информацию, содержащуюся в презентации, акцентирует внимание на основных моментах (см. Приложение 1)
Слушают учителя, знакомятся с презентацией, делают записи в тетрадь
Фронтальная
Устанавливают связь истории Средних веков
с историей Древнего мира, знают происхождение
и смысл понятия «Средневековье»
Познавательные: преобразуют информацию из одной формы в другую, делают выводы.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии
с поставленной за-дачей
Записи
в тетради
Работа
с лентой
времени
(с. 7**)
– Опираясь на текст в учебнике, начер-тите в тетради «Ленту времени» и обозначьте на ней основные периоды.
– Разделите эпоху Средневековья на основные этапы
Самостоятельная работа
Индивидуальная
Представляют длительность изучаемой исторической эпохи
Познавательные: используют знаково-символические средства.
Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения
Схема
в тетради
Работа
с текстом учебника
(с. 9–11)
Предлагает прочитать о том, по каким
источникам ученые изучают историю Средних веков, и ответить на следующие вопросы:
– Что такое исторические источники?
(Исторические источники – это вещественные, устные или письменные свидетельства, а также памятники эпохи, в том числе произведения искусства.)
– Какие источники по истории Средних веков вам известны? (Вещественные: инструменты, оружие, монеты, мебель, посуда, одежда, картины, храмы, замки
и т. д. Письменные: рукописи, деловые документы, законы, указы правителей, исторические сочинения, хроники, произведения художественной литературы, сочинения ученых и т. д. Произведения искусства: иконы, фрески, картины, статуи.)
Работают с текстом учебника, самостоятельно выполняют задание, дают аргументированные ответы на вопросы
Фронтальная, индивидуальная
Характеризуют
источники, рассказывающие об исторической эпохе
Познавательные: выделяют существенную информацию из текста.
Регулятивные: вносят в свои действия необходимые коррективы, учитывая допущенные ошибки.
Коммуникативные: аргументируют свою точку зрения.