+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Речевое развитие детей с ОВЗ ЗПР

Автор: Медяник Ирина Валериевна

Речевое развитие детей с ОВЗ ЗПР

Не так давно приступив к работе учителя начальных классов с детьми с ОВЗ ЗПР, я сразу столкнулась с рядом проблем, связанных с особенностями познавательной деятельности и психического развития этих ребят. Важнейшими из этих проблем являются бедный словарный запас, неумение учащимися высказать собственные мысли, нарушение в формировании монологической речи. Это создает определенные трудности не только в обучении, но и в общем развитии таких детей.

Речь детей с задержкой психического развития удовлетворяет потребности повседневного общения и не имеет грубых нарушений лексики и грамматического строя, но им трудно грамотно выражать свои мысли, речь их отличается отсутствием логики, ясности, выразительности. Речь таких детей отличается бедностью словаря и грамматических конструкций, у них недостаточно развит фонематический слух. А ведь ещё К.Д. Ушинский писал: "Хороший, ясный выговор, такой, чтобы каждый из звуков был слышен, и чуткое ухо в различении этих звуков – вот главное основание правописания". Из чего следует, что для грамотного письма необходимы, по крайней мере, два условия: правильное, бездефектное произношение всех звуков и способность различать их на слух.

Для детей с ОВЗ ЗПР характерны повышенная утомляемость и истощаемость психических процессов, неспособность к волевому и психическому напряжению, отказ от деятельности в случае неудач при выполнении заданий. В связи с этим детям предлагают доступные по сложности и объему задания, не требующие длительного умственного напряжения и протекающие в условиях частого переключения на практическую деятельность.

Возрастные, характерологические особенности школьников с ОВЗ ЗПР, их эмоциональная пассивность предусматривают проведение с ними увлекательных игровых ситуаций, направленных на создание положительного и заинтересованного отношения к занятиям, желания заниматься и поддерживать активный речевой и эмоциональный контакт с учителем.

В процессе специально организованных игровых упражнений осуществляется коррекционное воздействие, направленное на развитие слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций.

Учитывая особенности речевого развития детей данного класса, я решила вести работу в нескольких направлениях:

- работа над звукопроизношением;

- работа над развитием фонематического слуха;

- работа по обогащению словарного запаса детей;

- работа над развитием лексико-грамматического строя речи;

- работа над предложением и связной речью.

Хотелось бы подробнее остановиться на каждом из выбранных мною направлений и рассказать об используемых в моей работе методах и приёмах.

Каждый день мы проводим артикуляционную гимнастику. Это занимает не более 3минут, и дети с удовольствием выполняют упражнения.

Артикуляционные упражнения.

              

1. "Улыбка" - удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.

2. "Трубочка" - вытягивание губ вперёд трубочкой.

3. "Улыбка – Трубочка" - чередование положения губ в улыбке и трубочкой.

4. "Заборчик" - спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.

5. "Лопаточка" - язык широкий.

6. "Иголочка" - язык узкий.

7. "Лопаточка – иголочка" - чередование узкого и широкого языка.

8. "Язык силач" - подъём языка за верхние зубы.

9. "Качели" - чередование движений языка вверх и вниз.

10. "Маятник" - чередование движений языка влево-вправо.

11. "Бублик" - сложить губы бубликом.

12. "Чищу зубки" - выработка умения удерживать кончик языка за нижними зубами.

 13. "Построить забор" - улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние и верхние зубы. Удерживать в таком положении губы под счёт от 1 до 5-10.

                  

На развитие фонематического слуха я предлагаю детям упражнения:

- "Подними карточку, если услышишь заданный звук".

- "Подбери картинки, в названии которых есть заданный звук".

- "Определи первый звук в слове".

- "Чудо-дерево" - украсить дерево игрушками или картинками, в названии которых имеется соответствующий звук.

- "Подбери картинки, названия которых начинаются с определенного звука".

- "Кто больше?" - детям предлагается сюжетная картинка, на которой изображены предметы с заданным звуком. После рассматривания картинки дети называют слова, в названии которых имеется заданный звук.

Постепенно задания усложняются:

- Определи местоположение звука в слове – в начале, в середине или в конце слова;

- Разложи картинки с заданным звуком в три ряда: в один положить картинки, в названии которых звук слышится в начале слова, в другой – в конце слова, в третий – в середине.

- Разучивание пословиц и скороговорок.

Все задания на уроке выполняются коллективно. При разборе более сильные дети отвечают на сложные вопросы, слабым детям стараюсь давать более лёгкие вопросы, чтобы каждый ребёнок мог почувствовать свои силы и обрести уверенность.

Совершенствованию, обогащению синтаксической стороны речи способствуют также игры-инсценировки, драматизации по мотивам народных сказок, художественных произведений. К этому циклу примыкает и широкое использование загадок, толкование пословиц и поговорок, народных игр, изготовление книжек и т.д. Полезны также упражнения на распространение предложений, на согласование подлежащего с прилагательным, на постановку логического ударения, на составление предложения по слову, по структурной схеме, игры в размытое письмо.

Упражнения на развитие лексико-грамматического строя языка.

 

1.  Игра «Назови ласково». Образование уменьшительно-ласкательных существительных.

2. Образование названий детенышей животных и птиц (гусь – гусенок – гусята,     еж – ежонок – ежата).

3. Образование названий профессий.

 

Игры и упражнения для обогащения словарного запаса.  

 

     1. Игра "Закончи предложения и назови слова-неприятели».

Слон большой, а комар…

Камень тяжёлый, а пушинка…

Золушка добрая, а мачеха…

2. Игра «Отгадай, что это за животные?».

Сторожит, грызёт, лает – кто это?

Мяукает, лакает, царапается - …

Мычит, жуёт, ходит - ..

3. Игра "Какой? Какая? Какое? Какие?"

 Придумать и назвать как можно больше слов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое? какие? по заданной теме, например, «Зима».

 Солнце (какое?)…                    

Снег…                                       Снежинки…             Иней…

Погода…                                   День…                      Мороз…

4. Игра "Что делает? Что делают?".

Придумать и назвать как можно больше слов, отвечающих на вопросы что делает? что делают?  по теме «Зима».

Солнце (какое?)…                    Ветер…                    Небо…

Снег…                                       Снежинки…             Иней…

5. Игра «Овощи, фрукты, ягоды».

Придумать слова, отвечающие на вопрос что? по данной теме 

большой…           маленькая…           крупный…

круглый…           мелкий…                твёрдый…

мягкая…              сладкая…                вкусное…

горький…           жёлтая…                  синяя…

 

 

Работа по развитию речи требует разнообразных приёмов и средств. Ребёнка необходимо ввести в роль увлекательного рассказчика, тогда речь его будет живой, эмоциональной. Нужно стремиться к настойчивому, целеустремлённому воспитанию у детей желания учиться, веры в себя. "Обучение должно быть радостным для каждого ученика" - таков мой девиз в работе. Поэтому важно поставить каждого ученика, а особенно слабого, застенчивого, неуверенного, в ситуацию успеха, чтобы ребёнок почувствовал и увидел зримые результаты своего собственного труда.