+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования универсальных учебных действии в начальной школе

Автор: Парфенова Людмила Юрьевна

 

Парфенова Людмила Юрьевна

Учитель начальных классов МОБУ КСОШ

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования универсальных учебных действий на уроках окружающего мира.

 

 

Мы лишаем детей будущего, если продолжаем

 учить сегодня так, как учили этому вчера.    

Джон Дьюи

      Цели: проанализировать возможности ИКТ как средства формирования УУД на уроках окружающего мира

     Актуальность.  В соответствие с новым ФГОС, выпускник современной школы должен обладать практико-ориентированными знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых педагогических технологий в начальной школе для достижения новых образовательных результатов. При этом подчеркивается, что содержание должно строиться на основе интерактивных мультимедийных технологий. Ведущей педагогической идей ФГОС является формирование  универсальных учебных действий средствами внедрения информационно-коммуникационных технологий.

На современном этапе приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, то есть – умения учиться.

 Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД - «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации. Овладение набором универсальных учебных действий выступает в  качестве основного результата образования.

«Окружающий мир» в начальной школе —    очень интересный, но сложный предмет. Для того, чтобы интерес к предмету не угас, необходимо сделать урок занимательным и творческим. И в этом на помощь приходят  информационно-коммуникационные технологии.  Использование ИКТ на уроках   окружающего мира позволяет формировать и развивать у учащихся такие ключевые компетенции, как учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные.

В начальной школе учащимся необходимо научиться ориентироваться в бурном потоке информации, выделять главное, обобщать, делать выводы.  Наибольшие затруднения у детей вызывает  усвоение информации именно на уроках   окружающего мира. Это связано, на мой взгляд, с большим объемом информации, неумением детей работать с информацией, недостаточным количеством наглядных пособий и сложностью некоторых тем. Использование ИКТ на уроках окружающего мира   позволяет нам демонстрировать фотографии (животных, растений, памятников, городови т.д.) иллюстрации, карты, схемы, задания  для проверки знаний, видеоматериалы , аудиозаписи, музыкальное сопровождение при демонстрации фото- и видеоряда.

Компьютер можно использовать на всех этапах урока. Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа.

     В своей работе для формирования УУД я использую различные педагогические приемы с использованием ИКТ.  Эти приемы и результаты развития УУД можно отобразить в следующей  таблице.

Универсальные учебные действия

Педагогические приёмы с использованием ИКТ

Результаты развития УУД

Личностные

 

 

Задание массивом.

Дай себе помочь.

Выход за пределы.

 Отсроченная реакция.

Лови ошибку.


 Идеальное задание.

Смыслообразование — установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания. Самоопределение.

Самоопределение, смыслообразование

 

Регулятивные

 

 

 

Обсуждаем домашнее задание.

Рефлексия

Вход в урок.

Идеальный опрос.

Райтинг.

Вопрос к тексту.

Отсроченная реакция.

Лови ошибку

Повторяем с контролем.

Знакомьте с критериями.

Организация работы в группах.

Вход в урок.

Показательный ответ.

Светофор

Саморегуляция как способность к преодолению препятствий.

Оценка — выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. Прогнозирование, контроль, коррекция, оценка. Саморегуляция как способность к мобилизации сил, к волевому усилию.

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона. Планирование, коррекция.

Целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того/что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном для обнаружения отклонений и отличий от эталона

Познавательные

Свои примеры.

Удивляй.

Фантастическая добавка. Пересечение тем.

 Дай себе помочь

Повторяем с контролем.

"Да" и "Нет" говорите.

Опрос "по цепочке".

 Опрос-итог.

Тренировочная контрольная работа.

Блицконтрольная

Поиск и выделение необходимой информации; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Общеучебные универсальные действия — поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Логические универсальные действия: построение логической цепи рассуждений; подведение под понятие, выведение следствий.

Общеучебные универсальные действия (рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Коммуникативные

Взаимоопрос.

Организация работы в группах.

"Да" и "Нет" говорите.

Советуйтесь

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение полно и точно выражать свои мысли. Планирование учебного сотрудничества с учителем, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

     Так на уроке окружающего мира во 2 классе «Родная страна» на этапе актуализации знаний  можно предложить учащимся выбрать государственные символы нашей страны, заранее выведенные на интерактивную доску. При этом правильность выбора определяется коротким звуковым сигналом (положительным и отрицательным) и анимацией изображений на доске.  Здесь, как и во многих других заданиях, сочетаются 3 варианта подачи материала: для детей аудиалов звуковое сопровождение, для визуалов – изображение и анимация, для  кинестетиков – это сенсорные возможности интерактивной доски.

Элемент урока «Какие бывают растения?» (2 класс):

II.Актуализация знаний

На доске картина Лес

Учитель: - На прошлом уроке мы с вами путешествовали по лесу и познакомились с разными группами растений. Какие растения вы встречали в лесу? (ответы детей)

Учитель: - Отгадайте растения по признакам и назовите к какой группе оно относится:

1.Это растение встречается вдоль дорог и тропинок, будто специально растет там, чтобы помочь поранившемуся путешественнику (подорожник)

2.Из травы смотрит веселый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождём этот цветок обязательно закроется (фиалка)

3.Сегодня полянка золотисто-желтая от цветов, завтра бело-пушистая. Жёлтые цветы превращаются в белые головки, а с головок слетают легкие пушинки (одуванчик)

4.С запахом стебля этого растения знаком даже тот, кто никогда не бывал в лесу. Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению (мята).

5.Дерево с большими, красиво вырезанными листьями можно было бы назвать музыкальным - из его древесины изготавливают музыкальные инструменты (клён)

6.Ветки этого растения покрыты острыми и твердыми колючками (боярышник)

7.Весной в лесу на этом дереве появляются лампочки. Это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек (ель).

Учитель: - Молодцы, ребята!

На уроке «Весна в природе» (2 кл.) на этапе работы по теме урока учащимся предлагается коллективная работа: составить рассказ по картине «Весна». Картина  выводится на интерактивную доску, можно добавить слова-помощники. В ходе формирования коммуникативных УУД школьники учатся:  слушать собеседника,  задавать вопросы, контролировать действия партнёра, сотрудничать и эмоционально позитивно относиться к процессу сотрудничества. 

     Физкультминутка. В современной школе всё больше и больше находят своё применение электронные физкультминутки. Они вызывают наибольший интерес у детей, проходят намного эффективнее и эиоциональнее, так как дети выполняют комплекс упражнений под веселую музыку вместе с различными сказочными персонажами.

Цифровй микроскоп

С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Дети, благодаря микроскопу, лучше понимают, что всё живое так хрупко и поэтому нужно относиться очень бережно ко всему, что тебя окружает. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру.

Каждое задание с использованием микроскопа дети встречают с восторгом, любопытством. Им, оказывается, очень интересно увидеть в увеличенном виде и клетки, и человеческий волос, и жилки листа, и персонажа учебника Злючку-грязючку.

 

Этап Рефлексия. На каждом уроке проводится рефлексия. На экран выводятся вопросы:

 Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Я понял, что…

Теперь я умею (знаю)…

Эти знания пригодятся мне…

Мне было трудно…

  Учащиеся по желанию дают устные ответы на эти вопросы, а так же все учащиеся показывают ответ с помощью сигнальной карточки. Педагогический прием «Мордашки»: ученики сигнализируют о своем эмоциональном состоянии с помощью карточек с рисунками, символизирующими хорошее, спокойное или плохое настроение.

Домашнее задание. На уроках окружающего мира дети получают большой объем информации, который нужно повторить и закрепить дома. Здесь можно использовать такой педагогический прием, как «Задание массивом». Любой из уровней домашнего задания учитель может задавать массивом. Например, учитель дает несколько заданий, выводит их на доску,  из которых нужно выполнить не менее заранее оговоренного минимального объема задания.  На доске с помощью специальных прилагающихся карандашей красным цветом выделяются задания, составляющие минимальный объем.

Использование программ и приложений

 

Таким образом, интерактивные методы являются тем инструментом, который позволяет учителю повышать эффективность учебно-воспитательного процесса, осуществлять его постоянное динамическое обновление, более полно развивать индивидуальные способности учеников, а также создавать условия для достижения успешности всеми учащимися.