Литературный Нижний
Автор: Данилушкина Анжелика Андреевна
Литературная история г. Н. Новгорода берет свое начало в 1377 г., когда была написана одна из древнейших летописей, названная по имени монаха, завершившего ее, Лаврентьевской. Она писалась в нижегородском Печерском монастыре для великого князя Нижегородского и Суздальского Дмитрия Константиновича и представляла собой свод различных летописных свидетельств (начиная с «Повести временных лет») о событиях, происходивших на Руси с XII по XIV вв. Инок Лаврентий определил цель истинного писателя: «Он должен стремиться к правде всеми силами души, чтобы передать людям пережитое им самим и все то, что завещано предшественниками».
Яркими представителями творческой силы нашего края в XVII-XVIII вв. стали протопоп Аввакум и механик-самоучка И.П. Кулибин. Сочинения Аввакума были хорошо известны, в особенности «Житие», – первый образец автобиографического жанра в России. А в мае 1767 г. И.П. Кулибин, известный как изобретатель самоходного судна, сочинил оду в честь приехавшей в наш город императрицы Екатерины II.
Конечно, литература не может существовать отдельно от книгопечатания и книгоиздания. Стоит рассказать о нижегородских типографиях. Краткое время г. Н. Новгород был «стольным городом» российского книгоиздания. После московского пожара 1611 г., когда погиб в огне «государев печатный двор», в г. Н. Новгород перебрался из Москвы печатник Фофанов. Работа его типографии продолжалась до 1613 г.
В 1791 г. была учреждена первая нижегородская типография. Так как долгое время это была единственная типография в губернии, она была загружена печатанием административных бумаг, поэтому многие нижегородские писатели начала XIX в. публиковались в Казани, Санкт-Петербурге и др. городах.
Постепенно число типографий росло, в основном это были частные заведения. ЦАНО содержит несколько фондов нижегородских типографий. После революции встал вопрос о новой государственной типографии.
В начале 1922 г. в здании «Дома Трудолюбия» (ул. Варварская), по приказу Губисполкома было сконцентрировано оборудование, собранное из многочисленных типографий «старого Нижнего» и дополнено станками товарищества А.С.Суворина «Новое время», вывезенными в 1918 г. большевиками из Петрограда. Таким образом, и был заложен фундамент современного «Нижполиграфа».
В первые десятилетия работы «Нижполиграф» занимался преимущественно книжным производством и достиг в этой области значительных высот. В 60-е годы ХХ в. «Нижполиграф», как одна из лучших типографий, попал в перечень предприятий, которые перешли в подчинение управления делами ЦК КПСС. Тогда же в типографии появилось специализированное оборудование для производства газет. Два направления – книжное и газетное – и в настоящее время являются приоритетными видами деятельности «Нижполиграфа». Сегодня это одна из крупнейших типографий России с богатейшим опытом, накопленным за более чем 90 лет успешной работы. Ежемесячно выпускается более 3 миллионов книг и брошюр, свыше 10 миллионов цветных и черно-белых газет.
Г. Н. Новгород имеет богатую литературную историю. С конца XVIII – начала XIX в. сочинения нижегородцев печатаются в гг. Санкт-Петербурге и Н. Новгороде. Мы же с вами сегодня остановимся только на самых широко известных именах.
Подлинным расцветом литературной жизни г. Н. Новгорода была вторая половина XIX в.
Быт и обычаи нижегородских купцов-старообрядцев детально описал в дилогии «В лесах» (1871–1874) и «На горах» (1875–1781) П.И. Мельников (Андрей Печерский). Его произведения – кладезь чистого русского языка, образец стиля и слога. Удивительно, что весь мир тогдашней России воссоздан в художественном пространстве одного края – земли нижегородской. Романы, повести и рассказы Мельникова открыли миру древний уклад нижегородского старообрядчества, замкнутую жизнь керженских скитов, дивные первоцветья народных сказаний. В романе «В лесах», в частности, излагается утопическое «Сказание о подводном граде Китеже», по которому сейчас и знают древнерусскую легенду о «праведном» городе, сделавшемся невидимым и таким образом спасшемся от нашествия татар. В нашем архиве документы, касающиеся жизни и творчества П.И. Мельникова, собраны в отдельный фонд. Перед вами записка писателя по поводу празднования юбилея Ломоносова.
В 1849 г. в город на Волге приехал на службу и жительство В.И. Даль. Здесь он служил управляющим удельной конторой и продолжал литературное творчество: помимо рассказов занимался составлением сборника «Пословицы русского народа», работал над своим знаменитым «Толковым словарем живого великорусского языка». В доме В.И. Даля часто бывали представители нижегородской интеллигенции – молодые нижегородские литераторы П.И. Мельников, который, по одной из версий, именно Далю обязан своим псевдонимом «Андрей Печерский», П.Д. Боборыкин и Н.А. Добролюбов, а также живший одно время в нашем городе украинский поэт Т.Г. Шевченко. В нашем архиве сохранились рукописи Т.Г. Шевченко и П.Д. Боборыкина. Перед вами – письмо последнего в Нижегородскую губернскую архивную комиссию с благодарностью за поздравления.
Г. Н. Новгород – родной город известного литературного критика Н.А. Добролюбова. Здесь он родился в семье священника, получил домашнее образование, затем окончил Нижегородскую семинарию. Был частым гостем в доме В.И. Даля, писал стихи. В 1853 г. уехал в г. Санкт-Петербург, где начался его блистательный литературный путь. Нам известен Добролюбов-критик. Действительно, известность ему принесли публицистические статьи о русской литературе, одни из самых известных – «Луч света в тёмном царстве» (о драме А.Н. Островского «Гроза») и «Что такое обломовщина?» (о романе Гончарова «Обломов»). Но мало кто знает, что Н.А. Добролюбов был поэтом, причем поэтом-пародистом. В нашем архиве хранится письмо Н.А. Добролюбова 1850-х гг., содержащее рукописи его ранних стихотворений. Одно из них перед нами. Это «Элегия на смерть комара», пародийное стихотворение.
Нижегородский период (1885–1896) был одним из самых плодотворных в жизни и творчестве В.Г. Короленко. Здесь он создал не только замечательные литературные произведения («Павловские очерки», «Сон Макара», «В дурном обществе», «Слепой музыкант»), но и оставил глубокий след в изучении истории края, работая в Нижегородской губернской ученой архивной комиссии. Перед нами один из документов, свидетельствующих о работе Короленко в НГУАК, список дел Балахнинского магистрата, составленный им собственноручно. Как мы видим, документам сопутствует аннотация, Вокруг него сплотились лучшие представители нижегородской интеллигенции: Н.Ф.Анненский, С.Я. Елпатьевский, врач и беллетрист А.И. Богданович – отец классика белорусской литературы Максима Богдановича, детство которого прошло в Нижнем Новгороде.
В нашем городе сохранился дом на улице Ковалихинской, где в 1868 году родился А.М. Горький. Без волжской, нижегородской тематики невозможно представить себе творчество писателя, чье имя носил наш город шесть десятилетий. Встречи его и переписка с Л.Н. Толстым, В.Г. Короленко, А.П. Чеховым не только служили открытым признанием высокого таланта нашего земляка, но и были зримыми нитями, которые связывали великих писателей земли русской с нашим краем, с жизнью и мыслями нижегородцев. На грани двух веков, в конце XIX – начале XX века, в Нижний приезжали Л.Андреев, И.Бунин, Н.Гарин-Михайловский, С.Г. Скиталец, Д.М. Телешов и другие литераторы. Их интересовало многое: и сам город с его знаменитой ярмаркой и прекрасным видом, открывающимся с высокого Откоса, и встречи с А.М. Горьким.
«Нижегородские страницы» заняли заметное место в жизни и творчестве Л.Толстого. То один, то с семьей совершал великий писатель путешествия вниз по Волге из Нижнего Новгорода.
В разное время, в разные годы на высотах Дятловых гор бывали А.Островский, А.Чехов, Г.Успенский, П.Якушкин, В.Гиляровский, С.Максимов.
Интересовались нашим городом и зарубежные писатели. Здесь бывали и оставили свои воспоминания: Александр Дюма, Теофиль Готье, Льюис Кэрролл, Анри Барбюс, Теодор Драйзер и другие.
Г. Н. Новгород в разное время посещали многие известные писатели. В октябре 1790 г. в Нижнем Новгороде приостановлен был по пути в Сибирь А.Н. Радищев. «Бунтовщик, хуже Пугачева» останавливался в нашем городе также летом 1797 года, когда по монаршей милости возвращался из ссылки. Писатель вторично пересекал необъятную страну, но уже с востока на запад, добирался из Перми до Нижнего водным путем и оставался в нашем городе около двух недель.
Накануне вступления в Москву французских войск в период Отечественной войны 1812 года в Нижний Новгород переехала большая группа литераторов-москвичей. Письма Н.М. Карамзина, К.Н. Батюшкова, И.М. Муравьева-Апостола, В.Л. Пушкина, отправленные из нашего города, дневники финляндского студента Э.-Г. Эрстрема помогают воссоздать приблизительный образ жизни той поры, быт приезжих. В.Л. Пушкин, дядя великого поэта, посвятил нашему городу стихи «Примите нас под свой покров, питомцы волжских берегов!..». Историк Н.М. Карамзин возле древних стен нижегородского кремля, которые помнили соратников Кузьмы Минина, продолжал работать над главами «Истории государства российского».
На протяжении XIX столетия в Нижнем Новгороде побывали или останавливались по той или иной причине многие русские классики. С нижегородских круч смотрел на волжские просторы А.С. Пушкин, побывавший в сентябре 1833 г. в Нижнем проездом по пути в Оренбург, где думал собрать материалы для книги о пугачевском восстании. Известна любопытная история, будто бы тоглашний нижегородский губернатор принял писателя за важного чиновника и окружил всевозможным вниманием. Этот сюжет лег потом в основу комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».
Природная красота местоположения Нижнего известна всему миру! Летом 1837 года, сопровождая в поездке по России будущего императора Александра II, его воспитатель, выдающийся поэт и переводчик В.А. Жуковский сделал с реки зарисовки Нижнего Новгорода. А.Григорьев в своем стихотворном дневнике «Вверх по Волге» тоже восхищался великолепными видами Нижнего.
В 1867 г. на Всероссийской ярмарке в г. Н. Новгороде побывал автор «Алисы в стране чудес» Л. Кэрролл.
Многое увиденное на Ярмарке удивило Л. Кэррола, но самое большое впечатление произвела служба в Татарской мечети:
"Мне в жизни не доводилось слышать ничего подобного. Начало каждого предложения произносилось монотонной скороговоркой, а по мере приближения к концу голос служителя поднимался все выше, пока не заканчивался долгим пронзительным воплем, который так заунывно звучал в тишине, что сердце холодело; ночью его можно было бы принять за крик феи-плакальщицы, пророчащей беду"
Зимой 1927 г. В.В. Маяковский совершил поездку по городам СССР. Первым городом в списке был г. Ню Новгород. Поэту предлагали перенести поездку на теплое время года, чтобы путешествовать по реке, но он ответил:
«Во-первых, не люблю речных черепах, а во-вторых — это не прогулка, а работа с засученными рукавами».
Нижний встретил Маяковского 30-ти градусным морозом и резким ветром, позднее он даже писал (правда, перепутав устье Оки с устьем Волги):
Лёд за пристанью за ближней, оковала Волга рот, это красный,
это Нижний, это зимний Новгород.
По первой реке в российском сторечьи скользим...
цепенеем...
зацапаны ветром...
Из афиши выступления Маяковского в Гостеатре:
"I. Доклад. Лицо левой литературы. Темы: Что такое левая литература? Как выучиться в 5 уроков писать стихи? Стихийное бедствие. Поп или мастер. Можно ли рифму забыть в трамвае? Львицы с гривами и марш с кавычками. Поэты, зубные врачи и служители культа. Как нарисовать женщину, скрывающую свои годы? Асеев, Кирсанов, Пастернак, Сельвинский, Каменский и др. Что такое новый Леф? Есенинство и гитары. II. Стихи и поэмы: Разговор поэта с фининспектором. Сергею Есенину. Письмо Максиму Горькому. Критикам. Строго воспрещается. О том, как втирают очки. Собачки. Приговор. Ненависть к бумаге. Теодор Нетте. III. Ответы на записки".
По воспоминаниям выступление В.В. Маяковского удалось, позже поэт поехал осматривать город, встречаться с молодыми поэтами в редакции газеты «Молодая рать».
Еще одну интересную страницу литературной жизни нашего города можно назвать так – «Нижний Новгород – литературный герой». Действительно, существует огромное количество произведений, написанных о нашем городе или события которых совершаются в Нижнем Новгороде.
Давайте посмотрим, каким Нижний Новгород предстает на страницах литературных произведений.
А.С. Пушкин
Из «Евгения Онегина»
IX
Тоска, тоска! Он в Нижний хочет,
В отчизну Минина. Пред ним
Макарьев суетно хлопочет,
Кипит обилием своим.
Сюда жемчуг привез индеец,
Поддельны вина европеец,
Табун бракованных коней
Пригнал заводчик из степей,
Игрок привез свои колоды
И горсть услужливых костей,
Помещик - спелых дочерей,
А дочки - прошлогодни моды.
Всяк суетиться, лжет за двух,
И всюду меркантильный дух.
Х
Тоска, Евгений ждет погоды,
Уж Волга, рек, озер краса
Его зовет на пышны воды,
Под полотняны паруса.
Взманить охотника нетрудно:
Наняв купеческое судно,
Поплыв он быстро вниз реки.
Надулась Волга; бурлаки,
Опершись на багры стальные,
Унылым голосом поют
Про тот разбойничий приют,
Про те разъезды удалые,
Как Стенька Разин в старину
Кровавил волжскую волну.
Болдино. Сентябрь 1830 г.
Владимир Александрович Соллогуб (1813-1882) - автор ряда повестей и рассказов. В повести "Тарантас", написанной в форме путевых заметок и вышедшей в Петербурге в 1845 году, дал развернутое описание Нижегородского Печерского монастыря, основанного в 1328-1330 годах монахом Киевско-Печерской лавры Дионисием. Наблюдая нижегородскую жизнь, В.А. Cоллогуб сделал сопоставление тишины монастыря и шума и суеты Нижегородской ярмарки.
«…С другой стороны на гористом береге возвышается древний Кремль, и чешуйчатые колокольни высоко обозначаются в голубом небе, и весь город наклоняется и тянется к приволжскому скату. С другой, луговой стороны взор объемлет необозримое пространство, усеянное селами и орошенное могучими течениями Оки и Волги, которые смешивают свои разноцветные воды у самого подножия города и, смешиваясь образуют мыс, на котором кипит и бушует всему миру известная ярмарка: на этом месте Азия сталкивается с Европой, Восток с Западом... Тут пестреют все племена, раздаются все наречия, и тысячи лавок завалены товарами, и сотни тысяч покупателей теснятся в рядах, балаганах и временных гостиницах. Тут все население толпится около одного кумира - кумира торговли. Повсюду разбитые палатки, привязанные обозные телеги, дымящиеся самовары, персидские, армянские, турецкие кафтаны, перемешанные с европейскими нарядами, повсюду ящики, бочки, кули, повсюду товар, какой бы он не был, и брильянты, и сало, и книги, и деготь, и все, чем только не торгует человек. Но этого мало: вода не уступает земле. Волга и Ока тянутся одна с другой, как два огромных войска, сверкая друг перед другом бесчисленным множеством флагов и мачт. Тут суда всех наименований, со всех концов России, с изделиями далекого Китая, с собственным обильным хлебом, с полным грузом, ожидающие только размена, чтобы идти или в Каспийское море, или в ненасытный Петербург. Какая картина и какая противоположность !»
Безусловно, литературная история Нижнего Новгорода очень интересна, и в этом мы убедились.