Сценарий экологического развлечения
Автор: Дорофеева Светлана Владимировна, Григорьева Ирина Борисовна
Сценарий экологического развлечения «Мы посадим березы и клены, будет город нарядный, зеленый» в подготовительной к школе группе.
Цель:Создать у детей радостное настроение, вызвать желание участвовать в празднике, радоваться осени.
Задачи:1. Сформировать у детей представления о состоянии растений осенью, дать знания о плодах и семенах конкретных деревьев, кустов. 2.Учить устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды, выявить причины происходящих изменений. Познакомить с трудом взрослых по уходу за растениями осенью. 3.Воспитывать любовь - бережное отношение к деревьям, чувство ответственности, организованности, активного внимания, сплоченности и взаимопомощи. Интеграция образовательных областей: «Познание». «Коммуникация». «Труд». «Социализация». «Здоровье». Словарная работа: Активизация (листопад, золотая осень, саженцы). Обогащение (односемянная, двукрылатка). Развивающая среда: Саженцы деревьев: ель, сосна, дуб, рябина, клен; лопатки; лейки с водой; шишки ели и сосны; каштаны; желуди, семена клена и ясеня; картинки с изображением деревьев, листочков, семян, животных.
Предварительная работа: Беседа, чтение литературы.
Ход мероприятия. Стало вдруг светлее вдвое, Двор как в солнечных лучах-
Это платье золотое
У березки на плечах.
У калины и рябины
Вьются стаями дрозды…
Под окошком георгины
Красотой своей горды.
Утром мы во двор идем-
Листья сыплются дождем.
Под ногами шелестят
И летят… летят… летят…
Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.
Все летит! Должно быть, это
Улетает наше лето. Е. Трутнева.
- Какое сегодня число, день недели, месяц?
- Какое время года наступило?
- Какие осенние месяцы вы знаете?
Мы когда-то познакомились с приметами ранней осени. Сейчас наступила самая красивая пора осени- золотая осень. Мы отправляемся на прогулку, чтобы посмотреть, как изменился наш парк. Стал ли он золотым?
- Что вы наблюдаете в небе? (Теплое, но не яркое солнце, в небе облака).
- Что под ногами?(Ковер из осенних листьев, которые шуршат под ногами.) Послушаем это шуршание.
- Ребята, по-моему, в парке стало светлее. Как, по-вашему, действительно парк стал светлей? Почему?
Вопросы: 1.Какие деревья одеваются первыми, раздеваются последними? (береза) 2.Обратите внимание на ветки, почки, редкие листья, плоды. Что осталось съедобным для птиц в парке? 3.Какие птицы очень любят полакомиться ягодами рябины? 4.Кто любит лакомиться семенами клена? Рассмотреть плод клена. Почему его называют двукрылаткой? (Состоит из двух частей , каждая имеет крыло.) Понаблюдать, как падает двукрылатка , когда созреет (она бесшумно вращается, поэтому долго держится в воздухе). Вынуть семена из плода двукрылатки, вскрыть и показать детям, что внутри его находится зародыш дерева: миниатюрные зеленые листики. Из семечка вырастает дерево . Сравнить плод клена и ясеня. У ясеня продолговатая односемянная крылатка. Рассмотреть плод дуба- желудь. Игра «Кто больше запомнит». Нарисовать на земле большой квадрат или прямоугольник, разделить его на клетки, в каждую положить лист, плод или семена разных деревьев. Предложить посмотреть и запомнить, что лежит в клетках, затем отвернуться и назвать предметы. Усложнение: ребенок должен запомнить, какой предмет лежит в левом углу, в правом нижнем, посередине и т.д. Или: «Кто запомнит все предметы?» Дети называют все предметы в той последовательности, в какой они лежат. Предложить детям вспомнить, что такое лес? (Ответы детей.) Говорит, что в лесу с каждым деревом связано огромное количество организмов. Одни используют его в качестве «дома» (место обитания), другие - в качестве «столовой» (дерево – звено пищевой цепи). Любое дерево создает особые условия (под деревом меньше света, меньше скорость ветра, летом прохладнее, а зимой теплее). Опадающая листва формирует почву. Все это объясняет то, что под разными деревьями растут разные виды растений, что в сосняке мы найдем совсем другие травянистые растения, кустарники, чем в дубраве. С разными видами деревьев связаны и разные животные.
Дидактическая игра «Найди листок, как на дереве».
Цель: учить классифицировать растения по определенному признаку.
Ход игры. Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагает хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти такие же на земле. Педагог говорит: «Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдет нужные листья». Дети начинают поиски. Члены каждой команды, выполнив задание, собираются около дерева, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой, или та, которая соберет больше листьев. Предложить детям представить, что сосну (дуб, рябину) срубили люди. Вместе с детьми вспомнить песенку о зеленой елочки, которую «срубили под самый корешок». Кто из них видел пни деревьев в лесу, парке?
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься,
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Просит детей высказать мысли, представления о том, что будет с каждым из животных (маленькие карточки) связанных с сосной. Что будет с дятлом? (например). Исчезнет его «столовая», он должен будет искать новое дерево, на котором живут насекомые и их личинки. А если в лесу все сосны уже заняты другими дятлами? Или другой вариант: если срубили не одну сосну, а весь сосновый лес, и дятел не может найти другую столовую? Зимой не будет сосновых шишек, и дятел погибнет от голода. В результате рубки могут исчезнуть и животные, которые питаются непосредственно сосной и живут на ней. Пример: исчезают гусеницы, а вместе с ними могут исчезнуть и птицы, которые ими питаются. Если глухарям зимой не хватит сосновой хвои для питания они погибнут, уменьшится и количество хищников, которые ими питаются, например, рыси. Экологический тренинг. Воспитатель: Вы хотели бы почувствовать себя деревом?
Мои корни глубоко вросли в землю.
Мой ствол, мои ветви тянутся к солнцу.
Это деревья в лесу.
Локти согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
Плавно руками помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, покажем-
Крылья мы сложим назад.
Воспитать просит детей еще раз перечислить, что случится в лесу, если человек срубит или спилит дерево, или весь лес? А если человек посадит дерево в лесу, парке, на участке детского сада?