Развитие инициативности и творческой активности детей старшего дошкольного возраста в процессе ручного труда
Автор: Виктория Викторовна Коростелева
Все начинается с детства – истина, не требующая доказательств, поэтому и мы, педагоги, и родители современных дошкольников все более озабочены проблемой эффективного развития ребенка (М.В. Крулехт, А.А. Крулехт).
“Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”. (В. А. Сухомлинский)
Развитие творческой активности старших дошкольников происходит в условиях той или иной деятельности при овладении общественно выработанными ее средствами (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, М.Н. Скаткин). Однако наилучшим образом этому способствует практическая деятельность детей, в том числе занятия ручным трудом (Е.Я. Беляева, Н.М. Конышева, Л.В. Куцакова, Л.В. Пантелеева, Д.В. Сергеева и др.). Изготовление поделок из различных материалов (бумаги, нитей, кусочков кожи и ткани, листьев, плодов растений и т.д.) в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей дошкольного возраста. Такая работа благодаря своей доступности, высокой результативности и целесообразности позволяет ребенку непосредственно реализовывать задуманное, совершенствовать, творить и видеть конечный продукт.
В процессе ручного труда создаются условия для развития аналитико-синтетического склада мышления, речи, памяти, внимания, воображения, совершенствования познавательных и художественно-конструктивных способностей детей. Это, в свою очередь, обеспечивает в дальнейшем успешное овладение сложным учебным материалом. Поэтому, считаю очень важным и актуальным данное направление работы с детьми дошкольного возраста.
В современном обществе ни что так не ценится, как инициативность, самостоятельность, креативность, творческий подход к любому делу. Успешный человек должен обладать такими качествами и навыками. И именно творческая деятельность, помогает воспитывать эти качества в ребёнке.
В этом контексте, особый интерес представляет содержательная творческая деятельность, реализуемая в детском художественном ручном труде.
Развитию у детей способности к творческому поиску и преобразованию действительности способствует художественный ручной труд, который воспринимается детьми с удовольствием, как увлекательная игра.
На мой взгляд, развитию творческой активности дошкольников способствует практическая деятельность детей – занятия ручным трудом, так как изготовление поделок из различных материалов в полной мере отвечает потребностям, интересам и возможностям детей дошкольного возраста.
В основу проводимой с детьми работы нами положены следующие принципы воспитания творческих способностей:
§ Принцип системности: целостность; осуществление межпредметных и внутрипредметных связей.
§ Принцип оптимальности: единство и оптимальное сочетание теории и практики, репродукции и творчества, индивидуального и коллективного, рационального и эмоционального, оптимальной трудности, сложности и проблемности организуемой с дошкольниками деятельности.
§ Принцип развития (динамичности): проблемность, перспективность, новизна и достаточное разнообразие организуемой деятельности, переход воспитания в самовоспитание, обучения в самообучение (самообразование).
§ Принцип управления: целеполагание, планирование, организация и стимулирование, контроль (обратная связь).
§ Принцип информативности: общественная и личная значимость информации, ее генерализация, надежность и дискретность (дозированность); достаточное разнообразие средств, форм, методов поиска и использования информации.
§ Принцип социализации: связь обучения и воспитания с жизнью и практикой; сотрудничество (сотворчество); учет современных достижений науки и культуры в процессе обучения и воспитания.
§ Принцип индивидуализации: учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, вера в их силы и способности; оптимизм, поощрение успеха и доброжелательная критика недостатков.
Цель моей работы: развитие художественных и творческих способностей, инициативности и творческой активности дошкольников в процессе ручного труда.
Задачи, которые мы решаем:
Ø Дать знания об использовании различных видов изобразительных материалов в жизни человека;
Ø Формировать представления о практической художественной деятельности, способствующей развитию творческого начала;
Ø Формировать у детей прочные умения и навыки действия с различными материалами для детского творчества;
Ø Создавать условия для экспериментирования с различными материалами, инструментами, изобразительными техниками;
Ø Поддерживать личностное творческое начало, умение воплощать в художественной форме свои представления, переживания, мысли, чувства, проявлять инициативу;
Ø Развивать самостоятельность в сочетании знакомых техник для придания детскому продукту ещё большей выразительности и индивидуальности;
Ø Развивать фантазию, воображение и индивидуальный почерк;
Ø Развивать сенсомоторные навыки (тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук);
Ø Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира, творческую активность.
Основные методы и приемы, которые я использую в работе с детьми:
ü Практические методы (упражнения и экспериментирование, помощь нуждающимся детям);
ü Наглядные методы и приёмы (использование натуры, образа, схем, технологических карт, рассматривание тематических альбомов, иллюстраций, показ способов и приёмов);
ü Словесные методы и приёмы (чтение художественной литературы, рассказ, беседа, объяснение, разъяснение, указания, инструктаж и т.д.);
ü Игровые методы и приемы (дидактические, творческие, развивающие игры; создание игровых ситуаций, обыгрывание изображений, внезапное появление игрушек и др);
Наиболее ценными методами развития творческого воображения можно назвать игровые методы, так как игра является ведущей деятельностью дошкольников и является главным содержанием детской жизни. Незаметно для себя дошкольник в игре приобретает новые знания, умения, навыки, осуществляет поисковые действия, учится мыслить, творить.
Эффективным средством развития у детей художественно-творческих способностей, является выполнение творческих заданий, дающих возможность применять ранее усвоенные знания, умения и навыки для решения новых познавательных задач. Между тем в теоретических источниках творческие задания представлены фрагментарно и не занимают должного места в обучении дошкольников различным видам художественного труда. Поэтому, уделила этому особое внимание и подобрала комплекс игр и творческих заданий по формированию креативности и дивергентного мышления старших дошкольников.
Особый интерес вызывают у детей следующие упражнения:
-«Пойди туда - не зная куда, сделай то – не зная, что»;
- «Весёлый – грустный»;
-«Перевертыши»;
-«Невиданное животное»;
-«Помоги мастеру» и др.
В работе с детьми мной применяется следующий материал:
· Природный материал (шишки ели, семена ясеня, листья, косточки, яичная скорлупа, камушки, бусинки, гречневая, манная, рисовая крупа, пшено, семена подсолнечника, садовых цветов)
· Бумага (обычная, гофрированная бумага, салфетки, газеты, картон, фольга)
· Соленое тесто
· Ткань, вата, нитки, шпагат, бусины
· Бросовый материал (коробки, киндеры и т. д.)
Формы работы, которые я использую, включают в себя не только непрерывную образовательную деятельность, но и совместную деятельность, а также, индивидуальную работу с детьми.
Для реализации комплексного подхода и осуществления качественной совместной работы, а также самостоятельной творческой деятельности детей, в группе были созданы следующие условия:
v Создана насыщенная разнообразными материалами для ручного труда и художественного творчества предметно-развивающая среда.
В создание среды мы стараемся активно привлекать и включать детей. Во-первых, это способствует формированию осознанного отношения ребенка к окружающей обстановке, раскрытию их индивидуальных особенностей, предпочтений и склонностей.
Во-вторых, такая совместная работа приносит взрослым и детям огромное удовлетворение и радость, воспитывает у детей такие качества личности, как самостоятельность и творческую активность в решении поставленной задачи, развивает инициативу, ответственность за общий успех дела, коммуникативность. (приложение № 1);
v Обеспечен свободный доступ к материалам и возможность экспериментирования с ними; наличие образцов, схем, алгоритмов и т.д.
v Возможность использования созданных детьми поделок для оформления группы, организации выставок, участия в конкурсах; (Приложение№2 « Фотоматериалы»);
v Разработан перспективный план по ручному труду
(Приложение № 3)
v Подобран комплекс игр и творческих заданий, направленных на развитие дивергентного мышления и креативности (Приложение № 4)
v Непосредственное вовлечение родителей в процесс творческой деятельности с детьми (Приложение № 5)
Для достижения наиболее высоких результатов проводимой с детьми работы помимо бесед и произведений о труде и профессиях использую авторские сказки про обережные куклы. Это способствует возникновению и поддержанию у дошкольников интереса к данному виду ручного труда, развивает воображение, творческое мышление, воспитывает нравственные качества, способствует позитивной социализации детей дошкольного возраста. (Приложение № 6)
Занимаясь разными видами ручного труда, дети раскрывают свои творческие возможности. Происходит коррекция познавательной сферы ребенка; развивается аналитико-синтетическая способность, возможность сравнивать и обобщать, развивается зрительно-двигательная координация и мелкая моторика рук. Этот вид деятельности является еще и мощной арт- и психотерапией, когда увлеченный творчеством ребенок забывает о раздражающих его факторах, полностью посвящая себя интересному делу. А ведь наша главная цель – выпустить из детского сада инициативных, самостоятельных, креативных, и, что очень важно, здоровых детей