+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Работа социального педагога с педагогически запущенными детьми в условиях реабилитационного центра

Автор: Картавых Марина Владимировна

Работа социального педагога с педагогически запущенными детьми в условиях реабилитационного центра.

Социальный педагог

 высшей категории

 Картавых М. В.

 

Семейные проблемы, трудное материальное положение, алкоголизм и наркомания – основные причины, приводящие детей в ГКУ СО «Тольяттинский СРЦН «Гармония».

Деятельность социально-правового отделения направлена в первую очередь на выполнение следующих целей и задач:

·         организация поэтапного выполнения индивидуальных программ  социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающих восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи;

·         оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников;

·         развитие мотивации социально-полезной деятельности, при которой будут практически исключены какие-либо правонарушения и преступления со стороны воспитанников;

·         общей социально-правовой диагностики контингента воспитанников, формирование представления об их проблемном поле;

·         организации социально-правовой поддержки воспитанников.

Для реализации указанных целей и задач отделением  социально-правовой помощи используются следующие способы:

1.      Планирование, программирование, проектирование социально-правовой деятельности.

2.      Работа по реализации проблемного поля жизнедеятельности воспитанников.

3.      Осуществление социально-правовой  поддержки, заботы в период адаптации вновь прибывших несовершеннолетних.

4.      Осуществление социально-правовой,  коррекционной, социально-профилактической, просветительной, организационно-массовой, групповой, индивидуальной деятельности.

5.      Оказание всесторонней помощи в восстановлении утраченных социальных связей несовершеннолетних.

Хотя СРЦН работает с самим ребенком, то есть следствием десоциализирующего влияния семьи, работники центра видят свою основную задачу в том, чтобы наладить внутрисемейные отношения и вернуть ребенка в семью. Базовым процессом деятельности Центра определен процесс социальной реабилитации несовершеннолетних, который имеет цель преодоление социальной дезадаптации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для этого в учреждении созданы хорошие бытовые условия, обучение ведется по оптимальным программам, в том числе индивидуальным. На основе комплексной диагностики в центре определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми, ориентированной на коррекцию их психического, личностного развития, восстановление утраченного или формирование недостающего социального опыта. Осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, центр способствует восстановлению социального статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами социализации (семья, школа …), поддерживает усилия семей, проявляющих готовность к преодолению своей функциональной несостоятельности. Большинство воспитанников СРЦН – дети из неблагополучных семей. Общим критерием неблагополучия семей, где есть "трудные" дети, является деформация или полное разрушение их воспитательной функции. В большинстве своем именно из таких семей попадают в СРЦН так называемые "трудные" дети с девиантным поведением, которое проявляется в различных формах:

§  Непринятие социальных норм и правил

§  Сквернословие

§  Склонность к бродяжничеству

§  Употребление алкогольных и наркотических веществ, табакурение

§  Совершение правонарушений

      Для каждого ребенка, исходя из его особенностей, степени педагогической запущенности и ее причин, составляется коррекционная программа со своими целями, задачами, стратегическими направлениями, тактикой реализации, ожидаемыми конечными результатами, сроками реализации и исполнителями.

Пример коррекционная программа для клиента

Цели программы:

Искоренить недостатки нравственного развития, способствовать вовлечению в полноценную жизнь и деятельность коллектива.

Обучить воспитанника приемам и способам само­стоятельной умственной деятельности, ликвидация пробелов в знани­ях.

Воспитать интерес к общеобразовательным знаниям и сформиро­вать чувство уверенности в своих силах и способностях.

Выработать у педагогически запущенного подростка привычку к правильному режиму учения, труда и отдыха, отвлечь от неразумных и вредных для здоровья занятий, сформировать необходимые ги­гиенические навыки и привычки.

Принять соответ­ствующие меры по отношению к родителям, уклоняющимся от воспитания своих детей, а также отрицательно влияющих на них.

Тактика реализации программы

Для коррекции недостатков нравственного развития предлагаем следующие формы и методы работы: оказывать помощь по выполнению домашних заданий и в ликвидации пробелов в школьных знаниях, организовать индивидуальное шефство над ним со стороны взрос­лых; привлечь к общественно полезному труду; использовать систему поощрений и наказаний; производить разъяснение и убеж­дение в форме индивидуальных бесед, привлекать к участию в занятиях, мероприятиях, проводимых в центре

Установив шефство над клиентом можно положительно повлиять на педагогически запущенного ребенка, для осознания его собственной значимости и вовлечения в общественную деятельность. Повести консультативную беседу на тему вреда алкоголя и табакокурения с использованием документальных видео материалов, наглядных пособий: фотографий, таблиц, плакатов. Показать статические данные по этому вопросу.

Для устранения неуспеваемости, ликвидации пробелов в знаниях можно использовать следующие формы и методы работы: индивидуальный подход к воспитаннику, дополнительные учебные занятия, привлечение к мероприятиям познавательного характера, поощрение за успехи в учебе.

Так как ребенок много пропустил, можно назначить индивидуальные занятия для ликвидации пробелов в знаниях.

        В процессе реабилитации воспитанников социальный педагог использует для реализации поставленных задач следующие формы работы:

·         Проведение мероприятий «День семьи, любви и верности», «Юный пешеход», «Лучшее слово о дружбе», «Памяти воинов Великой Отечественной посвящается», «День защиты детей»

·         Проведение подгрупповых и индивидуальных занятий по программам «Социальная адаптация воспитанников», «Мир профессий и твое место в нем», «Профилактика табакокурения», «Скажи «Нет!» вредным привычкам», «Уроки нравственности»

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Алемаскин, М.А. Воспитательная работа с подростками/ М.А. Алемаскин –   М, 1979.
  2. Баженов, В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков/ В.Г. Баженов– Киев, 1986.
  3. Бардин, К.В. Чтобы ребенок успешно учился/ К.В. Бардин–   М 1988.
  4. Беличева, С.А. Основы первентивной психологии/ С.А. Беличева –   М., 1993.
  5. Белкин, А.С. Воспитание дисциплинированности, предупреждение педагогической запущенности. Сборник научных трудов/ А.С. Белкин. – М, 1991.
  6. Галагузова, М.А. Социальная педагогика/ М.А. Галагузова –   М., 1998.
  7. Гарбузов, В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность, истинное достоинство и здоровье/ В.И Гарбузов. – СПб., 1994.