Работа социального педагога с педагогически запущенными детьми в условиях реабилитационного центра
Автор: Картавых Марина Владимировна
Работа социального педагога с педагогически запущенными детьми в условиях реабилитационного центра.
Социальный педагог
высшей категории
Картавых М. В.
Семейные проблемы, трудное материальное положение, алкоголизм и наркомания – основные причины, приводящие детей в ГКУ СО «Тольяттинский СРЦН «Гармония».
Деятельность социально-правового отделения направлена в первую очередь на выполнение следующих целей и задач:
· организация поэтапного выполнения индивидуальных программ социальной реабилитации несовершеннолетних, обеспечивающих восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи;
· оздоровление системы межличностных отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников;
· развитие мотивации социально-полезной деятельности, при которой будут практически исключены какие-либо правонарушения и преступления со стороны воспитанников;
· общей социально-правовой диагностики контингента воспитанников, формирование представления об их проблемном поле;
· организации социально-правовой поддержки воспитанников.
Для реализации указанных целей и задач отделением социально-правовой помощи используются следующие способы:
1. Планирование, программирование, проектирование социально-правовой деятельности.
2. Работа по реализации проблемного поля жизнедеятельности воспитанников.
3. Осуществление социально-правовой поддержки, заботы в период адаптации вновь прибывших несовершеннолетних.
4. Осуществление социально-правовой, коррекционной, социально-профилактической, просветительной, организационно-массовой, групповой, индивидуальной деятельности.
5. Оказание всесторонней помощи в восстановлении утраченных социальных связей несовершеннолетних.
Хотя СРЦН работает с самим ребенком, то есть следствием десоциализирующего влияния семьи, работники центра видят свою основную задачу в том, чтобы наладить внутрисемейные отношения и вернуть ребенка в семью. Базовым процессом деятельности Центра определен процесс социальной реабилитации несовершеннолетних, который имеет цель преодоление социальной дезадаптации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Для этого в учреждении созданы хорошие бытовые условия, обучение ведется по оптимальным программам, в том числе индивидуальным. На основе комплексной диагностики в центре определяется система мер медико-социальной, психолого-педагогической работы с детьми, ориентированной на коррекцию их психического, личностного развития, восстановление утраченного или формирование недостающего социального опыта. Осуществляя меры по оздоровлению условий жизнедеятельности детей в семье, центр способствует восстановлению социального статуса ребенка, укреплению его связей с основными институтами социализации (семья, школа …), поддерживает усилия семей, проявляющих готовность к преодолению своей функциональной несостоятельности. Большинство воспитанников СРЦН – дети из неблагополучных семей. Общим критерием неблагополучия семей, где есть "трудные" дети, является деформация или полное разрушение их воспитательной функции. В большинстве своем именно из таких семей попадают в СРЦН так называемые "трудные" дети с девиантным поведением, которое проявляется в различных формах:
§ Непринятие социальных норм и правил
§ Сквернословие
§ Склонность к бродяжничеству
§ Употребление алкогольных и наркотических веществ, табакурение
§ Совершение правонарушений
Для каждого ребенка, исходя из его особенностей, степени педагогической запущенности и ее причин, составляется коррекционная программа со своими целями, задачами, стратегическими направлениями, тактикой реализации, ожидаемыми конечными результатами, сроками реализации и исполнителями.
Пример коррекционная программа для клиента
Цели программы:
Искоренить недостатки нравственного развития, способствовать вовлечению в полноценную жизнь и деятельность коллектива.
Обучить воспитанника приемам и способам самостоятельной умственной деятельности, ликвидация пробелов в знаниях.
Воспитать интерес к общеобразовательным знаниям и сформировать чувство уверенности в своих силах и способностях.
Выработать у педагогически запущенного подростка привычку к правильному режиму учения, труда и отдыха, отвлечь от неразумных и вредных для здоровья занятий, сформировать необходимые гигиенические навыки и привычки.
Принять соответствующие меры по отношению к родителям, уклоняющимся от воспитания своих детей, а также отрицательно влияющих на них.
Тактика реализации программы
Для коррекции недостатков нравственного развития предлагаем следующие формы и методы работы: оказывать помощь по выполнению домашних заданий и в ликвидации пробелов в школьных знаниях, организовать индивидуальное шефство над ним со стороны взрослых; привлечь к общественно полезному труду; использовать систему поощрений и наказаний; производить разъяснение и убеждение в форме индивидуальных бесед, привлекать к участию в занятиях, мероприятиях, проводимых в центре
Установив шефство над клиентом можно положительно повлиять на педагогически запущенного ребенка, для осознания его собственной значимости и вовлечения в общественную деятельность. Повести консультативную беседу на тему вреда алкоголя и табакокурения с использованием документальных видео материалов, наглядных пособий: фотографий, таблиц, плакатов. Показать статические данные по этому вопросу.
Для устранения неуспеваемости, ликвидации пробелов в знаниях можно использовать следующие формы и методы работы: индивидуальный подход к воспитаннику, дополнительные учебные занятия, привлечение к мероприятиям познавательного характера, поощрение за успехи в учебе.
Так как ребенок много пропустил, можно назначить индивидуальные занятия для ликвидации пробелов в знаниях.
В процессе реабилитации воспитанников социальный педагог использует для реализации поставленных задач следующие формы работы:
· Проведение мероприятий «День семьи, любви и верности», «Юный пешеход», «Лучшее слово о дружбе», «Памяти воинов Великой Отечественной посвящается», «День защиты детей»
· Проведение подгрупповых и индивидуальных занятий по программам «Социальная адаптация воспитанников», «Мир профессий и твое место в нем», «Профилактика табакокурения», «Скажи «Нет!» вредным привычкам», «Уроки нравственности»
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Алемаскин, М.А. Воспитательная работа с подростками/ М.А. Алемаскин – М, 1979.
- Баженов, В.Г. Воспитание педагогически запущенных подростков/ В.Г. Баженов– Киев, 1986.
- Бардин, К.В. Чтобы ребенок успешно учился/ К.В. Бардин– М 1988.
- Беличева, С.А. Основы первентивной психологии/ С.А. Беличева – М., 1993.
- Белкин, А.С. Воспитание дисциплинированности, предупреждение педагогической запущенности. Сборник научных трудов/ А.С. Белкин. – М, 1991.
- Галагузова, М.А. Социальная педагогика/ М.А. Галагузова – М., 1998.
- Гарбузов, В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность, истинное достоинство и здоровье/ В.И Гарбузов. – СПб., 1994.