Стретчинг для малышей
Автор: Махота Ольга Геннадьевна
Дошкольный возраст считается наиболее важным для физического, психического и умственного развития ребёнка. В этот период закладывается основы его здоровья. Поэтому основная задача физкультурно-оздоровительной работы заключается в том, чтобы способствовать укреплению здоровья, совершенствованию физического развития дошкольников.
Игровой стретчинг–это творческая деятельность, при которой дети живут в мире образов, зачастую не менее реальных для них, чем окружающая действительность. Реализация игровых возможностей в целях оздоровления и развития ребёнка и составляет суть стретчинга. Причём все упражнения и занятия проводятся в виде сюжетно-ролевой и тематической игры, состоящих из взаимосвязанных ситуаций, заданий и упражнений. Методика игрового стретчинга основана на статичных растяжках мышц тела и суставно-связочного аппарата рук, ног, позвоночника, позволяющих предотвратить нарушение осанки и исправить её, оказывающих глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Упражнения выполняются без воздействия со стороны, т.к. человеческое тело само себе тренер. Манипулирование своим телом в медленном, а значит в безопасном ритме наиболее эффективно. У детей исчезают комплексы, связанные с физическим несовершенством тела, неумением им управлять. Помимо этого дети приобретают запас двигательных навыков, которые позволяют им чувствовать себя сильными, красивыми, уверенными в себе, создают чувство внутренней свободы.
Упражнения стретчинга не только развивают тело, но и расширяют пределы психических возможностей человека. Основное различие между упражнениями стретчинга и обычными физическими упражнениями состоит в том, что последние для своего выполнения требуют большого напряжения, а упражнения стретчинга, наоборот, отказываются от движений, требующих напряжения. Не интенсивность, а систематичность упражнений – вот ключ к успеху при занятиях стретчингом!
Методика игрового стретчинга не имеет возрастных ограничений, можно начинать заниматься с детьми 4-х летнего возраста. Упражнения охватывающие все группы мышц, носят близкие и понятные детям названия животных или имитационных действий и выполняются по ходу сюжетно-ролевой игры основанной на сценарии по сказочному материалу.
ЗАНЯТИЕ «УТЁНОК КРЯК»
Сначала дети выполняют разминку, куда входят разные виды ходьбы, затем – подготовительное упражнение.
*Упражнение «Зёрнышко»(подготавливает позвоночник к основной нагрузке)
И.п. –сидя на корточках, пятки на полу, ноги вместе. Пальцы рук сцепить в замок и вытянуть вперёд вниз, опустив голову, чуть наклонив туловище. Раз! – медленно поднимаясь, выпрямить ноги, а затем, одновременно поднимая туловище и прямые руки и не отрывая пятки от пола, вытянуться вверх, развернув ладони. Два! –руки через стороны опустить вниз.
*Упражнение «Индеец» (в этой позе дети находятся всё время между выполнением упражнений)
Сесть на пятки, руки положить на бёдра, локти развести в стороны. Представить себя вождём индейцев с гордой осанкой и всё время за ней следить.
Далее начинается игра… Воспитатель рассказывает детям сказку.
Жил – былна большом дворе утёнок. Звали этого утёнка Кряк. Утёнок Кряк очень любил плавать и купаться и мог целыми днями плескаться в большой луже прямо посреди двора. Вода в луже всегда была тёплая, и лужа была такая большая, что утёнку казалось, будто он отважный капитан, который плавает в океане.
Однажды на двор, где жил Кряк, залетела дикая утка и стала рассказывать, что недалеко есть чудесное голубое озеро с чистой и прозрачной водой. Утёнку так захотелось увидеть это озеро, что он решил отправиться в путь и обязательно в нём поплавать.
*Упражнение «Ходьба»(предупреждает развитие плоскостопия, способствует развитию подвижности суставов ног, улучшению осанки)
И.п. – сесть в позу прямого угла, ноги вместе, носки вытянуты, руки в упоре сзади. Попеременно тянуть носки на себя, придерживаясь ритма музыки. Дыхание произвольное.
Шёл утёнок, шёл и дошёл до луга. А трава на лугу высокая, густая – никак не разглядеть Кряку, куда идти дальше. Опечалился утёнок: «Неужели придётся идти назад и я не увижу голубого озера?» Вдруг видит – летит бабочка.
*Упражнение «Бабочка» (усиливает внутриполостное давление, что оказывает сильное воздействие на органы брюшной полости; создавая общее напряжение в ногах и бёдрах, стимулирует действие подкожных нервов)
И. п. – сесть в позу прямого угла, согнуть ноги в коленях, соединить стопы. Колени развести. Руками обхватить стопы ног, спина прямая. Опустить развёрнутые колени до пола. Задержаться некоторое время. Поднять колени с пола. Дыхание произвольное, движения динамичные.
- Эй, бабочка, постой! –закричал Кряк.
- Чего тебе, утёнок? – спросила бабочка.
- Милая бабочка, не могла бы ты показать мне доргу к голубому озеру?
- Хорошо, - согласилась бабочка, и они отправились в путь.
Но не успели пройти и пять шагов, как вдруг откуда-то сбоку послышалось шипение, и прямо перед ними дорогу перегородила змея.
*Упражнение «Змея» (повышает внутриполостное давление, прямые мышцы брюшного пресса растягивается; в результате обильного притока крови к позвоночнику и симпатическим нервам все внутренние органы снабжаются кислородом и питательными веществами, что способствует улучшению их работы; преодолевается скованность позвоночника и его деформация; активизируется работа почек, улучшается мозговая деятельность, нервная проводимость; способствует притоку крови к миндалинам, что помогает при простудных заболеваниях, ангинах)
И. п.- лечь на живот, ноги вместе, руки в упоре возле груди на полу. Медленно поднимаясь на руках, поднять сначала голову, затем грудь. Прогнуться, насколько возможно, не очень сильно запрокидывая голову назад. Живот – на полу. Задержаться нужное время. Медленно вернуться в исходное положение. Вдох в первой фазе, выдох – во второй.
- Почему вы так шумите и не даёте мне отдыхать после обеда? – грозно прошипела змея.
- Извините нас, пожалуйста, госпожа змея. Я ищу дорогу к голубому озеру и вовсе не хотел вас тревожить, - пролепетал испуганный утёнок.
- Ладно, повезло тебе, утёнок, что я сыта, - проворчала змея и уползла.
Кряк огляделся по сторонам в поисках бабочки, но её нигде не было видно. Очень огорчился утёнок Кряк и совсем уже хотел повернуть обратно домой, как вдруг увидел высоко в небе птицу и побежал за ней.
*Упражнение «Велосипед» (оказывает большое воздействие на поджелудочную железу, что предохраняет от диабета; восстанавливает и очищает органы пищеварения)
И. п. –лечь на спину, руки подложить за голову. Поднять ноги, носки оттянуты. Попеременно выпрямлять и сгибать ноги, не опуская их на пол. Движение динамичное, дыхание произвольное.
- Птичка, ты не знаешь, где голубое озеро? –как можно громче закричал утёнок. – Отведи меня к нему, пожалуйста!
-Хорошо, утёнок, беги за мной, - ответила птица.
И Кряк быстро побежал за летящей птицей.
*Упражнение «Птица»(растягивает мышцы спины и ног, воздействует на поясничные нервы; предупреждает функциональные расстройства желудка, печени, кишечника, селезёнки; улучшает гибкость позвоночника благодаря максимальной продольной нагрузке на него; способствует увеличению роста)
И. п.- сесть в позу прямого угла, ноги развести как можно шире, носки оттянуть, руки соединить за спиной «полочкой», спина прямая. Раз! -взмах руками, наклон к правой ноге, стараться дотянуться до носка, задержаться в этой позе. Два! –вернуться в и.п. Три! – тот же наклон к левой ноге.Четыре! –и.п. Вдох – при взмахе, выдох при наклоне.
Очень скоро луг кончился, и перед утёнком открылось чудесное озеро. Вода в озере была чистая, прозрачная, и в ней отражалось голубое небо. На берегу сидела большая рыжая кошка, которая что-то высматривала в воде и не заметила утёнка.
*Упражнение «Кошка»(избавляет от скованности позвоночника и его деформации; помогает детям разработать мимические мышцы лица)
И. п. – стать на четвереньки, спина прямая. Раз! – поднять голову, максимально прогнуть спину. Два! –опустить голову, максимально выгнуть спину. Вдох – во 2-й фазе, выдох – в 1-й.
Кряк подошёл к кошке поближе и увидел, что та следит за плавающими в воде рыбками и хочет какую-нибудь из них поймать.
- Ах ты, хитрюга! – крикнул утёнок, схватил лежащую на берегу веточку и бросился к кошке.
*Упражнение «Веточка» (улучшает гибкость позвоночника, способствует увеличению роста)
И. п. –лечь на спину, ноги вместе носки оттянуты. Руки в упоре сзади на предплечьях. Не сгибая колени, медленно поднять ноги в вертикальное положение, стараясь сохранять носки оттянутыми. Задержать нужное время. Вернуться в и. п. Вдох – в 1-й фазе, выдох – во 2-й.
Когда кошка увидела рассерженного утёнка с веточкой в клюве, она так испугалась, что со всех ног бросилась бежать, только её и видели! Тут из воды показалась рыбка и поблагодарила утёнка за то, что он спас её с друзьями.
*Упражнение «Рыбка» (повышает внутриполостное давление, улучшает нервную проводимость, мозговую деятельность)
И .п. – лечь на живот, ноги чуть развести в стороны, руки в локтях, ладони положить на пол, на уровне плеч. Раз! – плавно, без рывков, разгибая руки, поднять голову и грудь, одновременно сгибая ноги в коленях, постараться дотянуться ступнями ног до головы. Задержаться нужное время. Два! – вернуться в и. п. Вдох – в 1-й фазе, выдох – во 2-й.
Кряк вдоволь наплавался в озере и после этого каждый день приходил к своим друзьям рыбкам. А рыжую кошку с тех пор никто не видел. Рассказывают, что она убежала далеко-далеко и всем на свете рассказывала про храброго утёнка Кряка.
После занятий у детей улучшается настроение, взаимопонимание. Разучив упражнения, дети самостоятельно разыгрывают сказку и придумывают свои сказки с движениями, тем самым развивая творческие способности.