+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Конспект тренинга для родителей "Эффективное взаимодействие с детьми

Автор: Вивчарь Вера Николаевна

Цель: гармонизация детско-родительских отношений; обучение родителей способам эффективного взаимодействия с детьми.

Оборудование и материалы: полоски бумаги (лепестки цветка) с вопросами, мяч, бумага с изображением круга, поделенного на сектора, ручки, клубочек ниток.

Ход тренинга.

Психолог:  Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада, что вы сегодня собрались. Я знаю, что воспитание детей – трудное дело. Я  верю и знаю, что вы любите своих детей, иначе вы бы не пришли сегодня. Вы научитесь больше понимать своих детей, справляться с теми трудностями, которые возникают в общении, воспитании детей.

Приветствие: Игра «Имя +прилагательное»

Цель: знакомство участников друг с другом.

Психолог:Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, НАТАЛЬЯ – НАСТОЙЧИВАЯ.

Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и мечты. Послушайте притчу:

Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?". Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

- Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
- Все в твоих руках.  

Умение общаться - это искусство слушать и слышать, искусство видеть и чувствовать, умение понять собеседника и донести до него свои мысли.

Упражнение «Цветок  отношений»

Цель: снятие эмоциональных барьеров, настрой на рабочую атмосферу

Психолог: Каждый участник по очереди поднимает лепесток цветка с вопросом и отвечает на него.

  • Мой ребёнок радуется, когда…
  • Мой ребёнок злится, когда…
  • В общении с детьми мой ребёнок…
  • Ребёнок вместе с папой…
  • Ребёнку вместе со мной нравится…
  • Я отдыхаю, когда…
  • Меня больше всего расстраивает…
  • Ребёнок плачет, если…
  • Если у меня плохое настроение…
  • Мой ребёнок…
  • Меня беспокоит…
  • Меня радует…

Беседа « Как правильно воспитывать детей?»

Цель: актуализация целей и результатов воспитания

Психолог:  Давайте поговорим, каковы цели вашего воспитания? Какого ребёнка вы хотите воспитать?

- Я правильно вас понимаю, что ребёнку  важно быть…?

- Каким образом вы этого добиваетесь?

-Что значит, быть «хорошим родителем»?

-Что должны делать родители и что должен делать детский сад в воспитании ребёнка?     Давайте разграничим.

- Как вы считаете, что может делать ребёнок этого возраста?

-Что могут делать ваши дети?

-Что им не доступно?

- Закройте глаза. Прошло 5 лет. Каким стал ваш ребёнок? Что изменилось в нём?

-Изменилось ли ваше отношение к нему?

- Как обычно вы хвалите своего ребёнка?

-Во всех ситуациях вы так хвалите?

 - Когда вы собираете ребёнка в детский сад, что вы говорите? (усаживаете кушать, укладываете спать)

Упражнение «Я – ребёнок»

Цель: формирование «языка общения» родителей с ребёнком.

Психолог:

-Вы  - дети. Я говорю вам…

- Андрей, ну что ты копаешься? Собирайся быстрее.

- Что вы почувствовали? (не расстраивайся, давай я тебе помогу. Быстро убери игрушки!)

 Упражнение «Список положительных и отрицательных качеств ребёнка»

Цель: осознание индивидуальности своего ребёнка, изменение отношения к нему в позитивную сторону.

- Разделите лист бумаги на две части. Слева составьте список «+» качеств ребёнка, справа качества, которые вы бы хотели исправить.

-Посмотрите на «-» качества, какие из них можно исправить, подчеркните, а какие нельзя?

- Подумайте, откуда появилось это качество?

- Что вы почувствовали, выполняя это упражнение?

- Постарайтесь посмотреть на «-» качества другим взглядом. Постарайтесь найти в них что-то «+»

Вывод: ребёнка не нужно воспринимать оценочно. Мы сами навязываем ярлыки.

Упражнение «Клубочек»

Цель: создание условий для определения уровня эмоциональной близости с ребёнком. Участники вспоминают и произносят ласковые слова, которыми называют ребёнка в семье. При выполнении они перекатывают мяч друг другу.

По окончании рефлексируют свои чувства.

Упражнение «Правила жизни ребёнка»

Цель: выделение основных принципов организации жизни ребёнка.

На листе бумаги изображён круг с тремя секторами (можно, нельзя, иногда можно). Родители дописывают предложения.

Анализируют, что доминирует во взаимоотношениях с ребёнком:

·        Запреты

·        Ограничения

·        Уступки

·        Вседозволенность

·        Разумность

После выполнения упражнения даётся информация о правилах, которые помогают родителям найти «золотую середину» в воспитании детей.

1)     Правила, ограничения, запреты, требования должны быть в жизни каждого ребёнка обязательно.

2)     Правил не должно быть слишком много и они должны быть гибкими.

3)     Родительские требования не должны вступать в явное противоречие с потребностями ребёнка.

4)     Правила должны быть согласованы между взрослыми

5)     Требования должны предъявляться дружественным, разъяснительным тоном, но не повелительным

6)     Наказывая ребёнка, правильнее лишать его хорошего, чем делать ему плохое.

 Упражнение «Пустой стул»

Цель: понимание внутреннего мира ребёнка

  • Поделитесь на 2 группы.
  • Расскажите о вашей любимой игрушке в детстве
  • На что вы были обижены?
  • Здесь сидит ваш ребёнок. Пусть он вам выскажет свои обиды.
  • Скажите ему какие-то слова. Может, вы хотите попросить прощения?

Беседа «Поведение ребёнка»

Цель: отработка навыков общения с ребёнком

  • Какое поведение вашего ребёнка вызывает больше всего трудностей?
  • Каков смысл такого поведения?

Вывод: чувство причина поведения. Ребёнок плохо себя ведёт, т.к. плохо себя чувствует.

 Подведение итогов, обратная связь.

Итак, уважаемые родители, мы с вами сегодня затронули вопросы воспитания детей. Это, конечно, работа не одной нашей встречи, т.к. данная тема огромна. На сегодняшнем занятии вы познакомились с некоторыми приёмами, правилами общения с детьми, обсудили самые проблемные ситуации, попытались взглянуть на ребёнка и причины его поведения с другой стороны. Я надеюсь, что полученные знания и умения будут вам полезны и помогут строить ваше общение с ребёнком с учётом взаимоотношения и взаимной любви. До свидания!

Мой ребёнок радуется, когда…

Мой ребёнок злится, когда…

В общении с детьми мой ребёнок…

Ребёнок вместе с папой…

Ребёнку вместе со мной нравится…

Я отдыхаю, когда…

      Меня больше всего расстраивает…

Ребёнок плачет, если…

Если у меня плохое настроение…

Мой ребёнок…

Меня беспокоит…

Меня радует…