Проектные задачи и методы проектов в начальной школе.
Автор: Симонова Юлия Андреевна
Проектная деятельность и проектные задачи в начальной школе.
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решить через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов.
Однако более тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе, выявил две крайности. Либо это механический перенос метода проектов в начальную школу из основной, либо простое присваивание название «проект» всему, что только не делается: самостоятельно решили несколько задач из учебника-проект…
С нашей точки зрения, полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным возможностям младших школьников. Прообразом проекта в начальной школе являются проектные задачи, вокруг которых и может развернуться вся работа, связанная с новым подходом к обучению. Термин «задача» имеет несколько значений, одно из них - сложный вопрос, проблема, требующая исследования и разрешения. (Толковый словарь С.И. Ожегова). Проектные задачи имеют творческую составляющую. Решая их, дети не ограничиваются рамками обычного учебного задания, они вольны придумывать, фантазировать. Основная цель проектных задач – вовлечение детей в размышление о том, что неизвестно, формирование у них разных способов сотрудничества. Главное условие – возможность переноса известных детям способов действий (знаний, умений) в новую для них практическую ситуацию, где итогом будет реальный детский продукт (текст, схема таблица и др.).
В течение недели мы изготавливали краткий справочник «Золотые страницы». Перед собственно постановкой задачи была описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксировалась в формулировке задачи и реализовалась через систему заданий. Проектная задача принципиально носила групповой характер.
Итак, урок с применением проектных задач:
-задаёт реальную возможность организации взаимодействия (сотрудничества) детей между собой при решении задачи.
-учит способу проектирования через специально разработанные задания
-даёт возможность посмотреть, как осуществляет группа детей «перенос» известных им предметных способов действий в модельную ситуацию.
В ходе решения проектных задач у младших формируются универсальные учебные действия :
- рефлексировать (видеть проблему, анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
-целеполагать (ставить и удерживать цели);
-планировать (составлять план своей деятельности);
-моделировать (представлять способ действия в виде схемы-модели, выделяя всё существенное и главное);
-проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
-вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).
Основная идея системы проектных задач (речь идет не об отдельных задачах, а именно об их системе, задающей узловые точки этого процесса) заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования. Овладение основами этого способа в начальной школе поможет учащимся в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную деятельность как ведущую в основной и средней школе.
Именно поэтому организация учебной деятельности выбрана мной как наиболее соответствующая учебной теме, конкретному классу и имеющейся в школе материальной базе. Творческий потенциал учащихся, уровень их знаний, умений и навыков позволили сформировать учебные пособия нового поколения в подтверждение педагогической значимости метода проектов. В учебниках Нечаевой «Русский язык» , Дмитриевой «Окружающий мир» , Свиридовой «Литературное чтение» много заданий , носящих проектный характер.(Примеры из учебников)
Выполненная проектная задача помогает актуализировать знания, умения и навыки учащихся не только по окружающему миру, но и по литературе и искусству.
Анализируя проведённые уроки, хочу отметить, что решение проектных задач позволяет мне на таких уроках как данный, вывести учеников на новый уровень общения как друг с другом, так и с учителем - уровень совместного действия, уровень партнёрства, уровень сотрудничества.
Основные этапы проектной деятельности:
• Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;
• Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых измерений;
• Подготовка и защита проекта;
• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.
Использование этой педагогической технологии позволило активно и плодотворно изучить сложный учебный материал, выйти за рамки школьной программы, подготовить учеников к восприятию следующей темы.
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, его модели или прототипа. По своей сути исследование есть процесс поиска неизвестного , новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Таким образом, проектирование и исследование – изначально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.
Исследование – поиск истины, а проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи.
На основании вышеизложенного я считаю задачи проекта вполне реализованными, а решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому уровню усвоения программного материала.