+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Особенности обучения детей с ТНР в условиях общеобразовательной школ

Автор: Сабитова Анастасия Сергеевна

Особенности обучения детей с ТНР в условиях общеобразовательной школы.

С появлением в классе детей с тяжёлым нарушением речи, мне необходимо было добавить в свою базу знаний специальную теорию и применять её на практике. Хочется уточнить, что ТНР характеризуется стойким недоразвитием всех её сторон: фонематической, семантической и лексико – грамматической. Т.е страдает звукопроизношение, восприятие и переработка информации и т.д.

Говорят, что в норме в 2 года мышление становится речевым, а речь осмысленной. Так, формирование речи невозможно без навыков пространственной ориентации, мыслительных операций, то есть без познавательной деятельности в целом. Цель моей педагогической работы: способствовать развитию речевой функции детей, именно связной речи. В практике стараюсь затрагивать не только зоны, касающиеся речи, но и межполушарные связи, мыслительные операции. Опираюсь на представление о речи, как о сложной функциональной системе. Обращаю внимание на развитие познавательной деятельности, особенности сенсомоторного развития ребёнка и ведущую деятельность по возрасту. Итак, учитывая данную картину, в работе использую некоторые приёмы, которыми рада сегодня с вами поделиться:

1. на уроках присутствует обязательно логоритмика («я хочу построить дом» или «быстрые у зайки ножки» для развития межполушарных связей). Способствует пополнению словаря, требует повышенного внимания от детей, ведь движения все условно только связаны со словами.

2. для профилактики пропуска букв в письме использую такой приём: дети сами придумывают 5 согласных и пишут их графическое изображение в тетради. Затем произносим звук каждой буквы отдельно, далее соединяем их и прописываем на минутке чистописания проговаривая вслух (бгрвд). Письмо под собственную диктовку рекомендую производить всегда при обучении грамоте. При чём оно должно быть фонематически идентичным написанию (не ано, а оно).

3. При разговоре с детьми делаю акцент на фонемы, вызывающие трудности. Так же в своей речи не допускаю таких ошибок как «Мороженое – мороженка»

4. использую игры на различение фонем (похлопывание, узнай чей голос, чтение по ролям с интонацией и др.), лексические игры (предмет, признак, действие, снежный ком).

5. На каждом уроке чтения отрабатываем скороговорки следуя технологии, то есть подключаем темп и скорость (от простого к сложному).

6. во время словарной работы использую дополнительно образ слова (картинка или предмет), так как бывает, что дети думают образами и читая слова понимают только их образ. Это значительно влияет на осознание прочитанного. При прочтении словарных слов обращаем внимание на разницу в написании и произношении.

7. всегда жду полного ответа на вопрос. Если ребёнок не может сказать, то оказываю ему дозированную помощь. Наблюдала такую динамику, когда вначале года ребёнок повторял ответ за мной слово в слово, а к середине и к концу мог ответить сам, или с направляющей дозированной помощью.

8. Учимся пересказывать сначала по готовым таблицам с подсказками, затем эти таблицы дети составляют самостоятельно. Так это применимо к описанию или рассуждению.

9. во внеурочное время ведём тетрадь индивидуальной работы, где ребёнок, не торопясь может посвятить время отработке правильного и красивого письма.

10. девятый пункт не основной для развития мелкой моторики. Предоставляю детям много движения, так как от двигательной активности напрямую зависит речь. Под движением предполагаются подвижные игры, спортивные секции вне школы. На лето было рекомендовано катание на велосипеде и роликах.

11. Обязательная тесная работа с родителями. Мы с ними обмениваемся информацией об успехах ребёнка. (наблюдения, проделанная работа, посещение специалистов и т.д.). Даю им рекомендации со своей стороны (мячики су-джок, направление к специалистам.)

12. Для произвольного запоминания у меня есть мяч. В перемену или во время ГПД я беру его с собой (периодически). Кидаю ребёнку с вопросом, он возвращаем мне его с ответом. Вопросы могут быть по любым темам и предметам (таблица умножения).

13. Конечно в работе использую максимально наглядность, тактильный материал. Так же придерживаюсь мнения, что что – бы сформировать навык, не обязательно усаживать за парту. Например, в режимных моментах можно сложить слово из веточек или травки и камней. Это будет прекрасное дополнение к запоминанию букв и дальнейших их ассоциаций. С детьми в том году мастерили буквы к окончанию добукварного периода.

14. Как правило дети быстро утомляются и их активность на уроках зависит от частой смены деятельности (от задач на уроках, до простой просьбы учителя). Детей в своём классе я учила распределять свою энергию на уроке с помощью пиктограмм.

Задания дети получают те же, что и другие. Оказывается допустимая помощь. Инструкции даются дозированно. Новый материал отличается в подаче, то есть после основного объяснения я могу подойти и индивидуально объяснить уже другими словами.

Начиная своё обучение в школе, дети понимают свои трудности и проявляют негативизм к той деятельности, которая им трудно даётся. Даже за самые незначительные продвижения к успеху, детей необходимо хвалить (сегодня я похвалила его за красивую букву а, но завтра этого для хвальбы будет не достаточно). От того, на сколько ребёнок мотивирован, зависит степень его достижения (использование подкреплений).