+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Как помочь родителям воспитать психически здорового ребенка

Автор: Вольф Анна Леонидовна

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

 

Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Известно, что у тревожных матерей растут тревожные дети.
У честолюбивых родителей из-за их подавления у ребенка появляется комплекс неполноценности.
Несдержанный отец формирует подобный тип поведения у ребенка.

Как минимизировать отрицательное воздействие семьи

1.     Найти родителям общее решение, убедить друг друга. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго.

2.     Сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него. Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).

3.     Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.

 

 

 

 

Принципы общения в семье

  1. Безусловное принятие ребенка (не за то, что он хорошо себя ведет, а за то, что он есть)
  2. Эмпатия – взрослый смотрит на проблему глазами ребенка, принимает его позицию.
  3. Конгруэнтность – адекватное отношение к происходящему.

Родители могут любить ребенка не за что-то, несмотря на то, что он некрасив, не умен, на него жалуются соседи. Ребенок принимается таким, какой он есть (безусловная любовь) Возможно, родители любят его, когда ребенок соответствует их ожиданиям. когда хорошо учится и ведет себя. но если ребенок не удовлетворяет тем потребностям, то ребенок как бы отвергается, отношение меняется в худшую сторону. Это приносит значительные трудности, ребенок не уверен в родителях, он не чувствует той эмоциональной безопасности, которая должна быть с самого младенчества (обусловленная любовь).

Ребенок может вообще не приниматься родителями. Он им безразличен и может даже отвергаться ими (например, семья алкоголиков). Но может быть и в благополучной семье (например, он не долгожданный, были тяжелые проблемы и т. д.) необязательно родители это осознают. Но бывают чисто подсознательные моменты (например, мама красива, а девочка некрасива и замкнута. Ребенок раздражает ее.)

 

Типы семейных взаимоотношений

1.  Диктат - систематическое подавление одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов. Основные виды воздействия: приказ и насилие, нажим, принуждение, угрозы. Ребенок реагирует лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью.

Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

2.     Опека – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.

Родители блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе. Эта категория подростков дает наибольшее число срывов в переходном возрасте, дети начинают восставать против чрезмерной родительской опеки

Результат опеки: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи.

3.     Невмешательство. При этом предполагается, что могут сосуществовать два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность родителей как воспитателей.

4.     Сотрудничество - в семье общие цели и задачи совместной деятельности, ее организация и высокие нравственные ценности. Именно в этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья становится группой высокого уровня развития – коллективом.

Родителям порой очень тяжело найти правильный метод воспитания и подход к своим чадам. Все понимают, что воспитание заключает в себя строгость и мягкость, наказания и поощрения и многое другое, что понимаешь лишь в процессе жизни. Сразу после рождения малыша родители должны договориться между собой о том, как они будут себя вести с детьми на протяжении всей жизни, обговорить принципы воспитания.

Очень важно в воспитании создать единую команду, состоящую из папы, мамы и детей.

В семье просто необходимо доверие между детьми и родителями. С самого юного возраста старайтесь как можно больше общаться друг с другом, обсуждая события каждого дня, проблемы и радостные минуты. Откровенные разговоры сближают с детьми, делая Вас друзьями. Они должны быть уверенны, что родители всегда их поймут и помогут, посоветуют и постараются уберечь от неприятностей.

Хвалите малышей за самые маленькие достижения, подбадривайте их в случае неудач. Чаще прижимайте их к себе, гладьте по голове и говорите о своей любви. Если малыш не прав, не спешите на него кричать, или хлопать по попе. Постарайтесь объяснить, в чём ошибка. Конечно, чаще всего повторить придется не один раз, так как маленькие дети очень невнимательны и довольно упрямы. Но поверьте, рано или поздно они поймут, что и как. А если без наказаний всё-таки не обойтись, то вспомните, что физическая сила не лучшее из них. Можно не купить конфет, не дать посмотреть любимый мультфильм, или поставить на некоторое время в угол.

Помните одно, что как бы Вы не были рассержены на своего ребёнка, никогда не говорите, что Вы его разлюбите или не любите. Это должно быть настоящим табу для папы и мамы. Малыш никогда не должен бояться потерять любовь родителей. Поощрения должны занимать важное место в методах воспитания, чтоб малыш знал, что сделав что-то хорошее, его хотя бы похвалят. Часто это является сильнейшим стимулом.

Не покупайте любовь детей дорогими подарками, не исполняйте все их прихоти. Малыши быстро к этому привыкают и перестают ценить. А послушания и хороших манер от этого не прибавиться. Они становятся избалованными и неуправляемыми.

Также важно, чтобы и родители не забывали, что Ваши дети индивидуальности со своим мнением, которое надо уважать. Если Вы явно видите, что ребёнок неправ, то убедите его весомыми, доходчивыми аргументами.

 

Много ещё можно говорить о том, что надо делать, а что нет. В каждой семье это решается сообща. Главное помните о том, что основой Ваших отношений должны быть любовь, уважение, понимание. А злость, агрессию и жестокость надо искоренять. Своими положительными и правильными поступками мы даём пример малышам, которые часто стараются скопировать наше поведение. И верьте в своих детей, они лучшее, что может быть в жизни. А любовь подскажет вам, как правильно поступать.