+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Методика обучению детей дошкольного возраста решению арифметических задач

Автор: Купленникова Анастасия Игоревна

Методика обучения детей дошкольного возраста решению арифметических задач.

 

При обучении дошкольников часто используются различные задачи, отражающие знакомые детям ситуации, но специальная работа ведется в подготовительной группе. В начале используем простые прямые задачи, где в решении второе слагаемое и вычи­таемое равны единице. При прочном знании состава числа из двух меньших используем любые числа в пределах десятка. Затем при хорошем усвоении можно предложить косвенные задачи.

Этапы обучения:

 Подготовительный этап:

Работа с множествами, их объединение и разъединение, зна­комство с понятиями «часть и целое».

1  этап:

Ознакомление с понятием «арифметическая задача»:

а)  формирование представления об арифметической задаче;

б) усвоение структуры задачи и выделение ее частей;

в)  практическое составление задач;

г)  полная формулировка ответа.

II этап:

Запись и формулировка решения задачи:

а)  знакомство с арифметическими действиями: сложением и вычитанием;

б) поиск нужного арифметического действия и его формули­ровка;

в)  выкладывание решения задачи с помощью карточек;

г)  запись решения задачи на листе бумаги в клетку.

III  этап:

Выработка вычислительных навыков и логических рассуж­дений:

     а) присчитывание и отсчитывание по единице;

    б) применение знания состава числа из двух меньших чисел;

в) использование моделей арифметических действий;

г)   решение косвенных задач, логических задач и др.

 

В старшем дошкольном возрасте дети на наглядной основе составляют и решают простые задачи на сложение (к большему числу прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач дети пользуются знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).

Для закрепления навыков счета используют разные виды задач по характеру наглядного материала: драматизации, картинки, иллюстрации, модели и устные.

Обучение сложению и вычитанию — одна из основных задач математической работы в первом классе.

В детском саду проводят главным образом подготовительную работу.

Дети осваивают вычисление, составляя и решая арифметические задачи.

Дошкольники решают простые задачи в одно действие, главным образом прямые, т. е. такие, где арифметическое действие (прибавить, вычесть) прямо вытекает из практического действия с предметами (добавили — стало больше, убавили — стало меньше).

Это задачи на нахождение суммы и остатка.

Детей знакомят со случаями сложения, когда к большему числу прибавляют меньшее, учат прибавлять и вычитать сначала число 1, потом число 2, а затем число 3.

(Числовой материал используют в объеме первого десятка.)

 

Этапы обучения решения задач:

Обучение вычислительной деятельности и знакомство дошкольников с задачами осуществляют поэтапно, давая детям знания небольшими дозами.

      На первом этапе необходимо научить детей составлять задачи и помочь им осознать, что в содержании задач находит отражение окружающая жизнь.

Они усваивают структуру задачи, выделяют условие и вопрос, осознают особое значение числовых данных.

Помимо этого, они учатся решать задачи, сознательно выбирать и формулировать действие сложения или вычитания, вникать в смысл того, к каким количественным изменениям приводят практические действия с предметами, о которых говорится в задаче (больше или меньше стало или осталось).

Дети учатся давать полный, развернутый ответ на вопрос задачи.

Числовой материал в этот период либо ограничивают первым пятком, либо в пределах второго пятка прибавляют или вычитают 1.

На втором этапе дети учатся не только обоснованно выбирать действие сложения или вычитания, но и правильно пользоваться приемами присчитывания и отсчитывания по 1, прибавляя или вычитая сначала число 2, а позже 3.

 

При составлении задачи, воспитатель сам показывает, как нужно составить задачу, а затем составляют задачу дети сами.

Воспитатель предлагает одному ребенку повторить условие задачи, а другому — поставить вопрос, уточняет, из каких 2 частей состоит задача. Так составляют 2—3 задачи.

Каждый раз воспитатель предлагает расчленить задачу на условие и вопрос.

Иногда он сам сообщает детям условие и спрашивает, все ли сказано в задаче, чего не хватает.

Можно повторить задачу по ролям: один ребенок рассказывает условие, другой ставит вопрос, третий дает ответ на вопрос задачи.

 

Педагог, участвуя в этой игре, меняется ролями с детьми: одни дети придумывают условие задачи, другие ставят вопрос, а воспитатель дает ответ на вопрос задачи, и наоборот.