Организация сетевого взаимодействия как инновационная форма методической работы с педагогами ДОУ
Автор: Александрова Марина Владимировна, Шабалина Нина Викторовна, Чиркова Снежана Вячеславовна
Организация сетевого взаимодействия как инновационная форма методической работы с педагогами ДОУ
Инновации в сфере образования, в том числе и дошкольного, предъявляют высокие требования к профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений. [1]
Одним из направлений перспективной работы является организация сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений. Но создание сетевого взаимодействия возможно только при взаимодействии учреждений с людьми разных профессий, объектами культуры и образования, семьей и социумом вместе. Двусторонняя польза и выгода – основа такого особого социального партнерства и один из самых главных признаков сетевого взаимодействия, а это характерно и для создания особых отношений между партнёрами, и социальных связей, и контактов. [1]
Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только функционировать, но и динамично развиваться. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит распространение инновационных разработок и идет процесс диалога между образовательными учреждениями и процесс отражения в них опыта друг друга, отображение тех процессов, которые происходят в системе образования в целом. [2]
В современных условиях модернизации российского образования невозможно обеспечить необходимый уровень профессиональной подготовки педагога, используя лишь потенциал муниципального дошкольного учреждения в условиях ограниченности его ресурсов. Поэтому на современном этапе механизмом повышения профессионального уровня педагога становится модель сетевого педагогического взаимодействия. Модель сетевого взаимодействия является для педагогов механизмом повышения их профессиональной компетентности. Они, не только накапливают опыт исследовательской деятельности по интересующей их проблеме в сфере дошкольного воспитания и образования, но и транслируют свою работу в социальное пространство, расширяют сферу взаимодействия с педагогами, происходит постоянный обмен ресурсами. Опыт участников сети всегда является востребованным не только в качестве примера для подражания, но и в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. Участники сетевого взаимодействия ощущают потребность друг в друге, в общении равных по статусу специалистов и учреждений. [4]
Поэтому в целях создания системы взаимовыгодного сотрудничества педагогами МБДОУ «Детский сад №49 «Лесная сказка», МБДОУ «Детский сад №90 «Крепыш», МБДОУ «Детский сад №28» и Центральной детской библиотеки, библиотеки №19 г. Йошкар-Олы разработан реализован проект нравственно-патриотической направленности на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров.
Новизна проекта заключалась в создании системы работы, направленной на новое качество и содержание образовательного процесса в условиях сетевого взаимодействия и распространения педагогического инновационного опыта в рамках проектной деятельности по навственно-патриотическому воспитанию .
Целью его является создание системы взаимосотрудничества ДОУ с социальными партнерами для обеспечения нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
При организации сетевого взаимодействия с социальными партнерами нами были определены следующие цели:
1. Разработать модель сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, социальных партнеров по обеспечению нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
2. Создать условия для повышения профессионализма педагогов в вопросах нравственно-патриотического воспитания.
3. Создать условия для повышения профессионализма педагогов в вопросах музейной педагогики.
4. Выявить эффективность проекта «Раскажем детям о войне» в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста через познавательно-исследовательскую деятельность.
В ходе реализации проекта были проведены следующие мероприятия:
1. Анализ уровня развития познавательной активности дошкольников.
2. Выявление содержания образовательных потребностей и степени заинтересованности педагогов и родителей.
3. Разработка нормативно-правовой базы
4. Заключены договора с социальными институтами по организации совместной деятельности
5. Разработка механизма реализации проекта в ДОУ
6. Определение оптимальной модели сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений, социальных партнеров по обеспечению нравственно-патриотического воспитания дошкольников
7. Разработка педагогического проекта для педагогов «Расскажем детям о войне».
Достижение поставленной цели осуществлялось в несколько этапов.
На первом этапе были изучены и созданы условия для реализации проекта, проведен анализ состояния методической работы в ДОУ, диагностика и анкетирование педагогического состава и родителей воспитанников ДОУ.
Второй этап реализация проекта был направлен на практическое освоение педагогами различных направлений в нравственно-патриотическом воспитании, которое необходимо для использования в педагогической практике с детьми.
При организации сетевого взаимодействия с социальными партнерами был разработан и реализован совместный проект «Расскажем детям о войне». Педагогами и сотрудниками библиотеки был подготовлен и проведен цикл тематических бесед: Великая Отечественная Война. Почему началась война, Дети и война, Блокада, Медицинская служба, Техника и оружие, Помощь тыла, Партизаны, Родина-мать зовёт, Животные – герои Великой Отечественной войны, Награды победы, Взятие Берлина, Парад победы. В соответствии с тематикой бесед был подобран литературный материал для чтения книг с детьми о войне.
Чтобы сохранить память о воинах Великой отечественной войны родных и близких наших воспитанников, был реализован совместный электронной проект «Книга Памяти». Сбор материала осуществлялся родителями воспитанников. Вместе с детьми они изучали информацию о родственниках, узнавали факты биографии своих героев, рассматривали старые фотографии. Педагоги, работая с родителями, дистанционно консультировали их, систематизировали присланный наглядный материал (документы, фотографии, письма, воспоминания).
В рамках проекта дети приняли участие в различных мероприятиях проведенных в дистанционном формате: в конкурсе детского творчества «Открытка ветерану», в фестивале юных талантов «Синяя птица» на тему «Поют дети о войне», онлайн-конкурсе чтецов «Этих дней не смолкнет слава!». Одним из мероприятий стала акция «Окна Победы». Дети вместе с родителями оформили окна своих квартир с использованием рисунков, картинок, фотографий и надписей, посвященных Победе в Великой Отечественной Войне.
На третьем этапе проекта, были подведены итоги работы, дана оценка эффективности реализации инновационной деятельности в рамках сетевого взаимодействия, оценка качественных и количественных изменений в деятельности ДОУ.
Таким образом, организация сетевого взаимодействия с социальными партнерами показывает, положительные результаты в организации работы с педагогами, с детьми и родителями. Дает возможность распространения передового опыта на основе дистанционногого взаимодействия, активизируя потенциальные возможности каждого педагога в отдельности и коллектива ДОО в целом, что напрямую влияет на повышения качества образования.
Литература:
1. Лазаренко Е.Н., Смирнова О.А. Организация сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений как инновационная образовательная практика (г. Волгоград) [Электронный ресурс] https://nmcsova.ru/konf/ovsm-11/pedpsih/lazarenko-en-smirnova-oa-organizaciya-setevogo-vzaimodeystviya-doshkolnyh
2. Осяк С.А., Газизова Т.В., Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Храмова Л.Н., Коршунова В.В. Сетевое взаимодействие в педагогическом образовании // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1 [Электронный ресурс] https://science-education.ru/pdf/2015/1/731.pdf
3. Бурмистрова, И. В. Сетевое взаимодействие как одна из эффективных инновационных форм методической работы с педагогами ДОУ / И. В. Бурмистрова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 17-22. — URL: https://moluch.ru/archive/116/31997/ (дата обращения: 05.09.2020).
Костина, Т. И. Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности / Т. И. Костина, Н. В. Молоканова, Г. Н. Битюкова, Н. А. Кудряшова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 23.2 (127.2). — С. 56-59. — URL: https://moluch.ru/archive/127/35348/ (дата обращения: 05.09.2020).