+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Работа с текстом как основной способ формирования читательской функциональной грамотности обучающихся начального образования

Автор: Яшкина Лариса Васильевна

 

РАБОТА С ТЕКСТОМ КАК ОСНОВНОЙ СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами. Основные признаки функционально грамотной личности: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями.

 

Каждая образовательная область участвует в развитии всех видов функциональной грамотности (грамотность в чтении и письме, грамотность в естественных науках, математическая грамотность, компьютерная, грамотность в вопросах семейной жизни, здоровья, юридическая грамотность).

 

Компонентами функциональной грамотности являются:

 

• знания сведений, правил, принципов; усвоение общих понятий и умений, составляющих познавательную основу решения стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности;

 

• умения адаптироваться к изменяющемуся миру; решать конфликты, работать с информацией; вести деловую переписку; применять правила личной безопасности в жизни;

 

• готовность ориентироваться в ценностях и нормах современного мира; принимать особенности жизни для удовлетворения своих жизненных запросов; повышать уровень образования на основе осознанного выбора.

 

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию. Поэтому актуальны важнейшие задачи, стоящие перед педагогом:

 

– научить осознанно, правильно, выразительно читать;

 

– извлекать из текстов интересную и полезную информацию;

 

– самостоятельно выбирать книги для чтения;

 

работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

 

– высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

 

– развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;

 

– развивать читательскую компетентность учащихся через уроки литературы и организацию внеклассной деятельности.

 

Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью.

 

На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью следующих логических приемов: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение.

 

Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.

 

1 уровень – знание. Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать.

 

2 уровень – понимание. Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому.

 

3 уровень – использование. Применить, проиллюстрировать, решить.

 

4 уровень – анализ. Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия.

 

5 уровень – синтез. Создать, придумать дизайн, разработать, составить план (пересказа).

 

6 уровень – оценка. Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать.

 

Очень важно развить коммуникативные способности, способность общаться, умение контролировать эмоции, управлять своим поведением.

 

Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность. В современном обществе умение работать с информацией (читать, прежде всего) становится обязательным условием успешности. Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно в начальной школе.

 

В процессе работы обнаруживается, что многие дети

 

а) после прочтения того или иного научного текста требуют личного разъяснения учителем того, что написано;

 

б) не вычитывают все необходимое в этом тексте, выхватывая из него отдельные слова или фразы.

 

Одним из главных путей формирования функционально – грамотной личности, является введение детей через литературное чтение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей.

 

Для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на знании уровня готовности к обучению каждого будущего школьника. С этой целью в 1 классе я провожу диагностику детей, которая помогает выявить уровень речевой культуры, развитие речевого слуха. Диагностика проводится по следующим показателям компетентностного развития учащихся:

 

– связная речь;

 

– творческая речевая деятельность;

 

– восприятие произведений

 

– использование в речи элементарных формул речевого этикета.

 

Проведенная диагностика показывает не только уровень, на котором находится ребенок в настоящий момент, но и «зону его ближайшего развития». Это позволяет педагогически грамотно организовать процесс обучения в дальнейшем. Исходя, из проведенной диагностики и собственного анализа делаю вывод, что обычная подача программного материала не сможет реализовать главную цель, а именно развитие литературных способностей младших школьников и приобщение их к литературе. Во время чтения текста проводится словарная работа, способствующая осознанию прочитанного.

 

Как показывает опыт, большое значение в формировании функциональной грамотности младших школьников на уроках литературного чтения, развитию их творческо-поисковых способностей является проведение нестандартных уроков, литературных гостиных, уроков-сказок, уроков-исследований, уроков-путешествий, уроков-праздников, ролевых игр и т. д.

 

На уроках литературного чтения я использую различные технологии:

 

I.                   Технология критического мышления.

 

Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов.

 

1 этап - «Вызов», на котором ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме.

 

2 этап - «Осмысление»: ответы на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать).

 

3 этап - «Рефлексия», предполагающая размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме.

 

Здесь предлагаю использовать следующие приёмы работы:

 

1. Приём – «Чтение с остановками».

 

2. Приём «Синквейн».

 

3. Приём «Работа с вопросником»

 

4. Приём «Знаю, узнал, хочу узнать».

 

5. Приём «Мозговой штурм»

 

6. Приём «Уголки»

 

7. Приём «Написание творческих работ»

 

8. Приём «Создание викторины

 

9. Приём «Логическая цепочка».

 

10. Приём «Тонкие и толстые вопросы».

 

Использование на уроках игровой технологии обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Здесь происходит получение и обмен информацией, формируются навыки общения и взаимодействия. Включение в урок игровых моментов делает обучение более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает процесс преодоления трудностей в обучении. Их можно использовать на разных этапах урока. С целью активизации знаний, развития познавательного интереса и творческой активности в начале урока эффективно использовать загадки, ребусы, кроссворды.

 

1. «Мим-театр»

 

2. «Крестики-нолики»

 

3. «Древо мудрости

 

 В рамках работы по формированию читательской грамотности  информационные технологии особенно актуальны. Это, прежде всего, работа с разными источниками информации. В словарной работе для объяснения незнакомых слов и понятий актуальны толковый и энциклопедический словари.

 

Считаю, что уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если учитель не будет включать в их содержание - аудио средства. Научив детей слушать, предлагаю записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев.

 

На уроках литературного чтения используется иллюстрирование учениками изучаемого произведения. Этот вид работы позволяет детям почувствовать радость от необычного общения с книгой. Также дети под руководством учителя создают диафильм по заданной теме.

 

В рамках работы по формированию читательской грамотности также актуальна личностно-ориентированная технология. На личностно-ориентированном уроке создается учебная ситуация, когда не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности учащихся. Здесь важно создать эмоционально положительный настрой учащихся на работу.

 

Один из приемов работы – вариативные домашние задания, что даёт возможность каждому ученику проявить себя, свои сильные стороны, тем самым делая более позитивным отношение ребят к обучению в школе.

 

Научить читать детей, конечно же, трудно. Но еще труднее научить их полюбить чтение. Поначалу детям нравится сам процесс овладения чтением. Им интересно видеть, как из букв возникают хорошо знакомые слова. Но когда дело доходит до наращивания темпа чтения, когда учитель в классе, а родители дома пытаются заставить ребенка читать, читать и читать, чтобы росла техника чтения, тут у многих пропадает охота сидеть за книгой. Продуманные творческо–аналитические задания на уроках литературного чтения позволяют развивать творческие способности и исследовательские умения учащихся, их воображение и речь, формировать эмоциональную и эстетическую культуру, способствуют процессу формирования функциональной грамотности: умение сформулировать вывод, обосновать свои рассуждения, сформулировать свою точку зрения, дать ответ на проблемный вопрос.

 

Именно литературное образование помогает ребенку ощутить «себя в мире», создавать условия для переживания, проживания вместе с героями произведения, умения выразить свое мнение и доказать его. И здесь большую значительную роль играет атмосфера урока, где учитель «видит» ученика, его проблемы, и умеет управлять той образовательной средой, в которой можно увидеть и поддержать каждый успех ребенка.

 

Модель формирования и развития функциональной грамотности представлена в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к учителю на урок, необходимы знания, умения и навыки. Поливая это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды – замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции, т. е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию, людей.

 

Дерево – функционально грамотная личность

 

Вода – педагогические технологии

 

Яблочки – ключевые компетенции

 

Лейка – учитель (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т. е. заниматься самообразованием).

 

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности младших школьников. При условии успешности решения выше изложенных задач, мы выполним главную цель формирования функционально- грамотной личности, т. е. формирования в организациях образования интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина.

 

Главная цель научить учащихся добывать знания, умения, навыки и применять их в практических ситуациях. А также воспитать человека, умеющего анализировать прочитанное, самостоятельно оценивать факты, явления, события и на основе полученных знаний формировать свой взгляд на мир. Одним словом, формировать личность, которая не боится мыслить. Чтобы достигнуть цели, я пытаюсь создать такие условия для ученика, которые помогли бы обрести уверенность в себе, в своих силах, позволили бы ему раскрыться, способствовали формированию его мировоззрения.

 

 

 

Литература

 

 

 

1.    Кемельбекова Г. А. Особенности формирования функциональной грамотности учащихся по предметам гуманитарного цикла.  — Краснодар: Новация, 2016. — С. 6-9. URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9552/.

 

2.    Ковалева Г.С. Особенности оценки качества образования в начальной школе в Республике Татарстан // Отечественная и зарубежная педагогика. 2016.

 

3.    Леонова Е.В. Адаптация и дезадаптация школьников в контексте требований новых федеральных образовательных стандартов / Е.В. Леонова, С.С. Шатова, Е.В. Щербакова // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2014.

 

4.    Шарипова Р.Д. Содержание навыков функциональной грамотности младших школьников в курсе литературного чтения // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-2.;URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=15589.