+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Использование игры "Четвертый лишний" для развития словесно-логического мышления дошкольников

Автор: Гетт Альбина Сергеевна

 

«Четвертый лишний» не бывает лишним.

 «Четвертый лишний» не бывает лишним.

 

Развитие словесно-логического мышления - одна из важных задач, которую решают логопеды и воспитатели в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. В методической литературе предлагается много заданий и упражнений, самое распространенное среди которых - исключение «четвертого лишнего». Это упражнение интересно своей многоплановостью и разнообразием: дети мыслят, рассуждают, поясняя и доказывая свой принцип исключения. В то же время идет активная речевая работа: дети уточняют значение слов, расширяют их смысловую нагрузку, соотносят с соответствующими обобщающими терминами, выстраивают целые ассоциативные ряды, добиваясь единственно правильного решения. Предлагать упражнение можно как в иллюстративном, так и в речевом плане, без наглядного сопровождения. В последнем варианте возможности расширяются, поскольку подбор слов может быть неограниченным.

Самолет, корабль, стул, велосипед.

Стул, диван, спинка, кресло.

Мягкое, кресло, удобное, кожаное.

Кислый, сладкий, тяжелый, соленый.

Холодно, далеко, тепло, жарко.

Предложить детям найти «четвертый лишний» (картинку, предмет, слово и т.д.) можно не только на занятии, но и в любой практической ситуации. Кроме того, можно разнообразить упражнение «Четвертый лишний», предложив его в стихотворной форме.

Попробуй ошибку заметить,

мой друг:

Взбивает крем миксер,

и гладит утюг,

Трактор пшеницу с поля

привез,

Чистит ковер и гудит

пылесос.

Если ты слушал внимательно,

Ошибку найдешь обязательно!

 

Тили-тили, тили-тили,

Птицы в гости прилетели.

Лебедь, грач, пингвин,

ворона -

Расшумелись, как драконы.

Чтобы птицы замолчали,

Вы бы лишнюю назвали!

 

Чтобы топать по дорожке,

Хочет Леша взять сапожки.

- А может, лучше ловко

Погулять в кроссовках?

В ботинках или в панаме? -

Спрошу-ка я у мамы.

А мама говорит Иришке:

- Помоги скорей братишке!

Но сначала нужно с толком

Порядок навести на полке!

 

Собираясь в первый класс,

В свой портфель кладет Тарас

Самый первый свой букварь.

Не забыл он про фонарь,

Про ручку и тетрадки.

Вздохнул: «Ну, все в порядке!»

Загляни в портфель, Тарас!

Несешь ошибку в первый

класс!

 

Читает сказочку Марина

Про красавицу Мальвину,

Про вреднющую Варвару,

Карабаса, Дуремара.

Прочитала, удивилась:

Что со сказкою случилось?

Сколько раз ее читала,

Кого-то там я не встречала!

 

На лужайке шум, веселье:

Жук устроил новоселье.

Всех друзей он пригласил,

И за стол их усадил.

Здесь комар и воробей,

Здесь трудяга-муравей.

Кузнечик чуть не опоздал -

Последним в гости прискакал.

Жук взирает с удивлением:

Кто пришел без

приглашения?

 

Плотник с полки спозаранок

Для работы взял рубанок

Да зубастую пилу,

Молоток взял и иглу.

А потом сказал: «Момент!

Взял я лишний инструмент!»

 

В огород сходила Зина

И несет с собой в корзине

Огурец да крепкую,

Желтенькую репку,

Грушу спелую, редис…

Зина, стоп! Не торопись!

Разве ты не видишь, Зина,

Ошибка у тебя в корзине!

 

 

На прогулку в лес ходили,

И внимательными были.

Вот у дороги березы растут,

А рядом ромашки, белея,

цветут.

Осинки в сторонке листвою

дрожат.

Дубы горделивые рядом

стоят.

Все замечали и все узнавали,

Но лишнее что-то сейчас мы

назвали!

 

Помогла сестренке Катя:

Убрала ей кофту, платье.

А сестра-малышка

Протягивает книжку

И новую футболку,

Чтоб положить на полку.

Рассмеялась Катя звонко,

Ошибку показав сестренке.

 

Дочки помогали маме:

Мыли, вытирали сами

Все тарелки, чашки, ложки,

И еще грязнулю-кошку.

Очень девочки хотели,

Чтоб на кухне все блестело.

Так старались, так спешили -

Что-то лишнее помыли.

 

Однажды вечером Кирилл

С серьезным видом говорил:

- Я знаю точно, что в лесу

Встретишь рыжую лису,

Волка с острыми зубами,

Корову с крепкими рогами,

И быстроногого оленя.

Но почему смеется Лена?

В чем ошибка у Кирилла,

Что так Лену рассмешила?

 

Развитие словесно-логического мышления - одна из важных задач, которую решают логопеды и воспитатели в коррекционной работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи. В методической литературе предлагается много заданий и упражнений, самое распространенное среди которых - исключение «четвертого лишнего». Это упражнение интересно своей многоплановостью и разнообразием: дети мыслят, рассуждают, поясняя и доказывая свой принцип исключения. В то же время идет активная речевая работа: дети уточняют значение слов, расширяют их смысловую нагрузку, соотносят с соответствующими обобщающими терминами, выстраивают целые ассоциативные ряды, добиваясь единственно правильного решения. Предлагать упражнение можно как в иллюстративном, так и в речевом плане, без наглядного сопровождения. В последнем варианте возможности расширяются, поскольку подбор слов может быть неограниченным.

Самолет, корабль, стул, велосипед.

Стул, диван, спинка, кресло.

Мягкое, кресло, удобное, кожаное.

Кислый, сладкий, тяжелый, соленый.

Холодно, далеко, тепло, жарко.

Предложить детям найти «четвертый лишний» (картинку, предмет, слово и т.д.) можно не только на занятии, но и в любой практической ситуации. Кроме того, можно разнообразить упражнение «Четвертый лишний», предложив его в стихотворной форме.

Попробуй ошибку заметить,

мой друг:

Взбивает крем миксер,

и гладит утюг,

Трактор пшеницу с поля

привез,

Чистит ковер и гудит

пылесос.

Если ты слушал внимательно,

Ошибку найдешь обязательно!

 

Тили-тили, тили-тили,

Птицы в гости прилетели.

Лебедь, грач, пингвин,

ворона -

Расшумелись, как драконы.

Чтобы птицы замолчали,

Вы бы лишнюю назвали!

 

Чтобы топать по дорожке,

Хочет Леша взять сапожки.

- А может, лучше ловко

Погулять в кроссовках?

В ботинках или в панаме? -

Спрошу-ка я у мамы.

А мама говорит Иришке:

- Помоги скорей братишке!

Но сначала нужно с толком

Порядок навести на полке!

 

Собираясь в первый класс,

В свой портфель кладет Тарас

Самый первый свой букварь.

Не забыл он про фонарь,

Про ручку и тетрадки.

Вздохнул: «Ну, все в порядке!»

Загляни в портфель, Тарас!

Несешь ошибку в первый

класс!

 

Читает сказочку Марина

Про красавицу Мальвину,

Про вреднющую Варвару,

Карабаса, Дуремара.

Прочитала, удивилась:

Что со сказкою случилось?

Сколько раз ее читала,

Кого-то там я не встречала!

 

На лужайке шум, веселье:

Жук устроил новоселье.

Всех друзей он пригласил,

И за стол их усадил.

Здесь комар и воробей,

Здесь трудяга-муравей.

Кузнечик чуть не опоздал -

Последним в гости прискакал.

Жук взирает с удивлением:

Кто пришел без

приглашения?

 

Плотник с полки спозаранок

Для работы взял рубанок

Да зубастую пилу,

Молоток взял и иглу.

А потом сказал: «Момент!

Взял я лишний инструмент!»

 

В огород сходила Зина

И несет с собой в корзине

Огурец да крепкую,

Желтенькую репку,

Грушу спелую, редис…

Зина, стоп! Не торопись!

Разве ты не видишь, Зина,

Ошибка у тебя в корзине!

 

 

На прогулку в лес ходили,

И внимательными были.

Вот у дороги березы растут,

А рядом ромашки, белея,

цветут.

Осинки в сторонке листвою

дрожат.

Дубы горделивые рядом

стоят.

Все замечали и все узнавали,

Но лишнее что-то сейчас мы

назвали!

 

Помогла сестренке Катя:

Убрала ей кофту, платье.

А сестра-малышка

Протягивает книжку

И новую футболку,

Чтоб положить на полку.

Рассмеялась Катя звонко,

Ошибку показав сестренке.

 

Дочки помогали маме:

Мыли, вытирали сами

Все тарелки, чашки, ложки,

И еще грязнулю-кошку.

Очень девочки хотели,

Чтоб на кухне все блестело.

Так старались, так спешили -

Что-то лишнее помыли.

 

Однажды вечером Кирилл

С серьезным видом говорил:

- Я знаю точно, что в лесу

Встретишь рыжую лису,

Волка с острыми зубами,

Корову с крепкими рогами,

И быстроногого оленя.

Но почему смеется Лена?

В чем ошибка у Кирилла,

Что так Лену рассмешила?