Использование информационных и дистанционных технологий в рамках проекта "Наша новая школа
Автор: Муразян Оксана Викторовна
Муразян Оксана Викторовна salvi-rose@yandex.ru
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждениесредняя общеобразовательная школа №24 (МОБУСОШ №24) г. Таганрог
С введением нового ФГОСвся образовательная среда школы направлена на новый образовательный результат:формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД.Необходимость формирования информационной компетентности младших школьников связана с освоением ими метапредметных универсальных учебных умений. Применение различных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе начальной школы, позволяет разнообразить формы и средства обучения, повышает творческую активность учащихся. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обращает внимание на то, что ключевой характеристикой современного российского образования становится не только передача знаний и новых технологий, но и формирование творческих компетентностей у детей.
Для поддержания творческого потенциала ребенка, развития его познавательной активности, креативности мышления, нужно увлекать ребенка процессом учения, предлагать ему добывать знания самостоятельно. Поэтому использование в работе Интернет – технологий, дистанционных технологий обучения, направленных на каждого ученика, можно рассматривать как одну из возможных форм работы с детьми младшего школьного возраста.Помощь в овладении учащимися информационной грамотностьюдетей оказывает мобильный класс, полученный в рамках реализации проекта «Наша новая школа».Цель проекта: проведение опытно-экспериментальной работы по использованию мобильного компьютерного класса (МКК) для внедрения современных информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы. Модель мобильного обучения «1 ученик – 1 компьютер» - это образовательная ситуация, в котором основным инструментом обучения школьника является компьютер, а в качестве методов обучения используются технологии и сервисы сетевого взаимодействия, информационного поиска и создания цифровых объектов. Эта модель ориентирована на принцип "учиться всегда и везде».
Стремительно обновляющийся поток информации, новые технологии приводят к быстрому устареванию знаний и делают процесс обучения постоянным и непрерывным, “образованием длительностью в жизнь”. В этом контексте проблема формирования высокой информационной культуры личности и освоения Интернет-технологий приобретает особое значение, а поиск способов ее формирования становятся приоритетным направлением модернизации сферы образования. Дистанционные образовательные технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения.Использование элементов дистанционных технологий в учебном процессе позволяет на практике реализовывать принцип современного образования «Ни один ребенок не оставлен».
Как показывает анализ научных публикаций и ресурсов сети Интернет, в работе с детьми информационные технологии используются по следующим направлениям.
Во-первых, это использование сети Интернет для выхода на различные целевые группы, создания сетевых сообществ пользователей Интернета, занимающихся проблемой развития творческого потенциала учащихся.Во-вторых, это поиск и выявление способных и одаренных детей (диагностика в режиме онлайн и офлайн).В-третьих, это психологическая и методическая консультационная помощь семьям детей. В-четвертых, это проведение медиа-уроков, в том числе с использованием электронных образовательных ресурсов для углубленного изучения какой-то одной тему или раздела предмета, повышения познавательной и учебной мотивации.
Существуют образовательные Интернет-ресурсы, с помощью которых дети могут удовлетворить свои образовательные потребности, посвящая себя целенаправленному и глубокому освоению предметов школьного и внешкольного цикла.Введение ИТ может быть реализовано, например, в использовании электронных образовательных ресурсов (ЭОР), объединяющих электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. К ним относятся:
· видеоматериалы изучаемой темы, интерактивные задания;
· тренажеры;
· обучающие тесты для самоконтроля с целью лучшей усвояемости учебного материала.
На уроках контроля и коррекции знаний, умений и навыков применяются программы с тестовыми системами. Для создания тестов используем генератор тестов. А также пользуемсяэлектронными тестами, которые размещены на авторском образовательном сайте «Детский мир» (www.childrensworld.ucoz.ru).Авторы разработали электронные тесты с нестандартными заданиями по русскому языку. Тесты содержат задания закрытого типа, содержащие вопрос и варианты ответов, направлены на углубление знаний по предмету, эрудированность, развивают языковое чутье, способность к нестандартному мышлению. Очень удобна интерактивная программа– тренажер«Проверка техники чтения» у младших школьников.Данный тренажер помогает систематически проводить мониторинг техники чтения, который отражает динамику развития и успешности.Работа с интерактивными тренажерами способствует формированию различных видов одаренности, позволяет повышать эффективность образовательного процесса в начальной школе, делает его непрерывным.
Активно используемИнтернет-технологииво внеурочной деятельности, где происходит взаимодействие ученика и учителя в учебно – воспитательном процессе.Использование ИКТ во внеурочной деятельности возможно в нескольких направлениях: кружковая работа, исследовательская и проектная деятельность, творческие задания.
На внеурочных занятиях «Волшебный мир информатики» и «Я – исследователь» продолжается активная работа по использованию ИКТ.Клавиатурная программа «Фантазия», которую мы используем на занятиях для обучения содержит много различных логических, познавательных заданий, различные лабиринты. Она даёт неоценимую помощь в развитии учащихся. В рамках внеурочной деятельности учащиеся активно, с большим интересом работают в кружке «Мои первые проекты». Если раньше ученики писали на бумаге, рисовали, клеили, то сейчас эту работу выполняем на компьютерах. Работаем группами, парами.Одни ищут информацию и печатают на компьютере, другие подбирают картинки в Интернете. Здесь используем программу МicrosoftPowerPoint и МicrosoftWord. Такая форма работы позволяет увидеть и использовать индивидуальные способности каждого школьника, а главное, используя новые современные информационные технологии, привить детям вкус к творчеству и исследовательской деятельности. Самостоятельная практическая работа совершенствует навыки владения мультимедийной техникой. При создании проектов учащиеся учатся отражать личные цели, а также учитывать потребности коллектива. Особенно нравятся ребятам информационные и исследовательские проекты, которые направлены на сбор информации о каком - либо объекте, явлении, на ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов (статья в СМИ, информация в сети Интернет).
Дети младшего школьного возраста активно принимают участие в сетевых проектах. Участвуя в сетевых проектах, самооценку ребенка повышает не только то, что он глубже изучил данную тему, но и то, что результаты его труда стали доступны всем, а в этом нам помогает именное пространство на сайтах. В процессе участия в сетевых проектах учащиеся получают возможность общаться и взаимодействовать со сверстниками из других регионов и стран, работать в команде, а также овладевать навыками безопасной работы в Интернете.
Возможности для общения в сети Интернет разнообразны: электронная почта, форумы, социальные сети и так далее. Анализ практического опыта работы с детьми показывает, что они используют ресурсы сети Интернет для:
· удовлетворения базовой потребности в общении и самопрезентации;
· решения задач обучения (например, оперативной и систематической связи с преподавателями). Если говорить об обучении, включение в образовательный процесс различных форм коммуникации с его участниками является одним основных элементов обучения и развития значимых социальных компетентностей;
· ознакомления заинтересованных людей со своими интересами и идеями, или поиска единомышленников, установления контакта со специалистами и обмена мнениями по интересующему его вопросу;
· общения в процессе работы над учебным заданием или внешкольным проектом в сотрудничестве с другими участниками.
Использование информационных технологий, дистанционных технологий в работе с детьми позволяет решить задачу максимальной индивидуализации учебного процесса, что, как известно, является необходимым условием полноценной реализации творческих компетентностей у детей.Системным результатом работы является обработка модели внедрения и использования передвижного мобильного класса в учебно-воспитательном процессе школы. Появление мобильного класса расширяет возможности применения информационных технологий во всех сферах жизни школы.