+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Развитие "ручной умелости" - одна из важных задач дошкольного воспитания по подготовки руки к школе

Автор: Шебордаева Юлия Витальевна

«Если руки неумелы,
 Если пальчики несмелы,
Трудно ручку удержать,
Буквы ровно написать,
Не удержишь карандаш – 
                              Не получится пейзаж».              В. Лирясова.

 

            Как приятно родителю, когда у его ребёнка умелые пальчики: ловко держат карандаш. Аккуратно рисуют, строят из конструктора. А если ещё ребёнок чисто и правильно говорит – вдвойне приятно.

            Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи.

           Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении,  начав эту работу задолго до поступления детей в школу.

           Изучив литературу по данной проблеме,  пришла к выводу, что работа по развитию мелкой моторики должна базироваться на комплексном подходе – сочетании развития речи, знакомство детей с окружающим и предметным миром, привитию эстетических и нравственных норм, использование нетрадиционных методов изодеятельности, физкультминуток, массажа, пальчиковых и игровых упражнений.

            Для развития ручной умелости и тренировки мелких мышц руки  использую, как традиционные и ставшие уже привычными виды детской продуктивной деятельности (рисование, лепка, ручной труд, аппликация), так и нетрадиционные (нанизывание бус, шнуровка, выкладывание мозаики). Помимо всего я организовала кружок «Умелые ручки» - это дополнительная подготовка руки дошкольника к письму с использованием занятий оригами.  

            Оригами - один из видов деятельности, который знакомит детей со способами преобразования геометрических фигур; развивает конструктивные и творческие способности, мелкую моторику рук, пространственную ориентацию, умение анализировать, планировать; создавать конструкции по образцу; формирует умение действовать в соответствии со словесной инструкцией педагога;  воспитывает у детей трудолюбие.

Разработала программу по кружку, которая рассчитана на 3 года (с 4х до 7ми лет).

          Если учесть, что мелкая моторика рук ещё развита слабо, процесс складывания даётся ребёнку достаточно сложно. Я решила использовать при первоначальном складывании бумаги  приём, где ребёнок овладевает первичным навыком, складывая пополам не квадрат, а круг по диагонали. Эта операция получается у детей более успешно, что позволяет обучать оригами детей младшего возраста.

         Для детей 4-5 лет. Программа построена на работе с круглой формой, что  онтогенетически  более понятно ребенку дошкольного возраста. Символическое значение круга - это гармония. В связи с этим, работая с данной фигурой, помогает формировать гармоничную личность. Чтобы вызвать у детей интерес к конструированию и эмоционально настроить их на эту деятельность предлагаются загадки, отгадав которую дети знают, какая будет поделка.

             Для детей 5-6 лет. Содержание занятий  оригами, предлагаемые в этом разделе, направлены на усвоение таких понятий как: диагональ, деление угла пополам, базовая форма. Все  поделки для данного возраста основаны на  базовой форме   - треугольник………… Дети знакомятся с пооперационной картой. Испытывая трудности, ребенок   может развернуть заготовку  на пооперационной карте и по сгибам сложить ее вновь.  Все занятия связаны одним сюжетом – путешествие  Листочка.

              Для детей 6-7 лет. Содержание занятий  оригами, предлагаемые в этом разделе, включают изготовление фигурок на основе нескольких базовых форм: «воздушный змей», «двойной треугольник», «конверт». Дети учатся работать по пооперационным картам в виде схем.

             При составлении перспективных планов для кружковой работы,  учитываю возраст детей и планирую работу от простого к сложному. Занятия, проводимые на кружке, способствуют развитию ребёнка (сенсорное восприятие, глазомер; логическое мышление, воображение, творчество; волевые качества – усидчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца; художественных способностей и эстетического вкуса, развитие рук и мелкую моторику пальцев). Для создания мотивации использую игровые приёмы, проблемные ситуации, ролевые игры. Для создания творческой атмосферы применяю художественное слово.

                Практический и игровой методы включают упражнения и игры для развития моторики кисти и пальцев рук- игра «Утюжок». Упражнения и игры для развития пространственных представлений, пространственной ориентации – дидактическая игра «Помоги подобрать окошко к домику». Игровые упражнения на развитие умения ориентироваться в плоскости листа. Игровые упражнения на развитие зрительного восприятия, свойств внимания. Важной частью работы являются «пальчиковые игры». Недавно мы приобрели игровое пособие «Волшебные Гонзики» (смешные «глазки»), которые надеваются на пальчики и «оживают» в руках у детей и взрослых. «Гонзики»помогают детямосвоить название всех пальцев, развивают у детей мелкую моторику, а также речь, память, внимание, творческое воображение и фантазию. Маленькие, легкие и удобные по форме, эти «глазки» можно использовать повсюду - и тогда время не будет проходить без пользы, а наполнится увлекательной и полезной игрой. Подобрала литературный материал стихи – диалоги. Стихи читает взрослый и ребенок, надев «Гонзики» на указательные пальцы правой и левой рук (для этого нужно выучить весь текст стихотворения наизусть).  Стихи – диалоги способствуют развитию речевой активности ребенка, способности выразительно читать стихи, умение владеть своим голосом, тренируют память. Пальчиковые игры  активизируют моторику рук, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание.

          Использую такую форму, как пальчиковая гимнастика с предметами (шарик массажер  Су-Джок; осиновые палочки; маньчжурский орех и др.).      

           Составила в стихотворном стиле задания с осиновой палочкой, которые позволяют установить тесную  связь между речевой функцией и двигательной системой. Совместность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, учит

управлять своим дыханием (у ребенка до 7 лет еще наблюдается дыхательная аритмия), формированию правильного произношения. А развитие тактильных ощущений воздействует на организм ребенка как лечебная физкультура.

 «Добываем огонь» ,«Ручки греем» ,«Пила» ,«Пропеллер»  ,«Точилка» ,«Пружинка» ,«Мельница» ,«Стряпаем» ,«Переходим  мы на спинки» 

 «Катание палочки ногой» ,«Прыжки» . 

 

                    Проводимая работа позволяет сделать вывод:
Существует тесная взаимосвязь между тонкими движениями пальцев рук и функциональной зрелостью коры мозга ребенка. Формирование ручной умелости, ритма, зрительно-моторных функций влияет на формирование навыка письма, развитие школьно-значимых функций и на общее интеллектуальное развитии.

 

ЛИТЕРАТУРА.

1.     «Готов ли ваш ребенок к школе» Л.А.Венгер, А.Л.Венгер, Москва, «Знание», 1994г.

      2. «Пальцы помогают говорить», Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Москва, 2008

      3. «У школьного порога» Т.И.Бабаева, Москва, «Просвещение», 1993г.

4.   «Развиваем руку – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать»,  

      С.Е.Гаврина,  Н.Л.Кутявина,  Ярославль, «Академия развития», 1997г.

5. «Оригами для малышей» Е.Черенкова, Москва 2010г.