Экологическое воспитание детей раннего возраста в детском саду
Автор: Бубнова Елена Алексеевна
Выбранная тема, на мой взгляд, как никогда актуальна в наше время, когда пагубное воздействие человека на окружающую среду возрастает с каждым днем. Задача нашего поколения – воспитать в детях любовь, уважение и трепетное отношение ко всему живому миру.
Мою презентацию мне хочется начать с таких слов:
В гармонии с природой и с собою,
На свете чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите
Храните экологию души!
Через несколько лет наши воспитанники станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.
Знакомить детей, обучать любить и заботиться о природе нужно начинать уже с раннего возраста, ведь именно в этом возрасте дети , как губка впитывают всю информацию, которую им передают родители и воспитатели, будь то в форме слов или в форме личного примера.
Учитывая физиологические и психологические особенности детей раннего возраста, работу по формированию экологических представлений следует начинать с первых лет жизни. Педагог должен возвращаться к одному и тому же объекту (к одному и тому же понятию) многократно и каждый раз добавлять к имеющимся у детей знаниями что-то новое.
МБДОУ детский сад №6 «Ладушки» работает по парциальной программе МБДОУ Детский сад №6 «Природа и малыши», которая ориентируется на личностно-ориентированную модель воспитания, предполагает создание отношений сотрудничества и партнёрства между взрослыми и детьми; включение в её содержание на всех этапах познавательного, деятельного, ценностного и нормативного компонента.
Программа «Природа и малыши» рассчитана на 1 год непосредственно организованных образовательных деятельности с детьми раннего возраста.
Программа «Природа и малыши» построена на позициях гуманно-личностного подхода к природе и направлена на формирование у детей умения понимать и себя, и все, что происходит вокруг.
При разработке Программы «Природа и малыши» автор опирался на лучшие традиции отечественного дошкольного образования по формированию предпосылок экологического сознания: комплексное решение задач по познанию живого, эстетическому восприятию природы, формировании этики взаимодействия человека с миром.
Ведущие цели Программы «Природа и малыши» - воспитание осознанно правильного отношения детей к природе, формирования у них основ экологического сознания, становление личности ребенка через экологическое воспитание, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить землю пригодной для полноценной жизни.
Основными задачами программы «Природа и малыши» являются:
· Формирование представлений детей о взаимосвязи живой и неживой природы.
· Заложить первые представления и ориентиры в мире природы;
· Развитие интеллекта, расширение кругозора, наблюдательности, исследовательских навыков детей.
· Установление связей, зависимостей, решение проблемных ситуаций
· Развитие разных форм речи: диалога, описания, объяснения, рассказа.
· Развитие логического мышления, творческих способности детей.
· Расширять и углублять представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, о живой и не живой природе (обобщённые представления о признаках природных объектов и явлений, свойствах воды, песка, глины и камня);
· Формировать у детей представления о правилах экологической культуры, поведения в природе.
· Развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса; овладения нормами и правилами поведения в окружающей природной среде.
· Воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
· Воспитывать желание сохранять окружающий мир природы;
Задачи развития экологических представлений у детей раннего дошкольного возраста
1.Образовательные: Обогащать представления детей о многообразии признаков животных и растений, обитающих в разных условиях (в лесу, на подворье). Объединять в группы растения и животных по признакам сходства (деревья, рыбы, птицы, звери и т.д.). Формировать понимание связей и отношений, существующих в природе, и роли человека в них.
2.Развивающие: Развивать у дошкольников интерес к природе, желание активно познавать и действовать с природными объектами с учётом избирательности и предпочтений детей. Формировать предпосылки к самостоятельности в процессе познавательно-исследовательской деятельности, в уходе за животными и растениями.
3.Воспитательные: Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Воспитывать понимание и любовь ко всему живому, преодоление потребительского отношения к природе.
В нашем детском саду эколого-развивающая среда состоит из: участка детского сада, маленького огорода, цветника, уголка природы; проводим с детьми экологические игры.
Мы используем различные методы и приёмы, для формирования у детей раннего возраста бережного отношения к природе.
Так какие же методы может использовать воспитатель для ознакомления и приобщения детей к природе? Все методы мы можем разделить на 3 вида:
- наглядные, к ним относятся наблюдения, рассматривание иллюстраций, картин, показ информативных фильмов, слайдов и т. д.
- практические, к ним относятся экологические игры и игровые ситуации, несложные опыты
- словесные, к ним относятся чтение рассказов, стихов, беседа, использование художественной природоведческой литературы
Как только малыш начинает посещать детский сад задача воспитателя - помочь ему открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его. Решить эту задачу можно с помощью ярких, живых каждодневных эмоций, которые ребенок получает при общении с природой и животными- все это сформирует эко-личность ребенка. Поэтому так важно обучить детей наблюдать, восхищаться, любоваться красотой, воспитывать в них любознательность, доброе, бережное отношение к объектам природы
Мы считаем , что кратковременные наблюдения в природе – основной метод экологического воспитания детей раннего возраста. В ходе наблюдений формируем у детей представления о том, что и растения, и животные – живые существа, они дышат, пьют воду, растут, а самое главное, чувствуют боль, как человек.
Каждый день малыши встречается с миром растений, он манит его, возбуждает его любопытство. Наблюдая за зелеными «друзьями», замечая их красоту и разнообразие дети, не только развивают свой эстетический вкус, но и делают простейшие логические заключения, получают первые знания о гуманности и морали. Воспитатель должен помочь ребенку осознать, что растения, хоть и отличаются во многом от нас, людей, - живые и нуждаются в нашей заботе и охране.
Знакомя детей с окружающим миром, нельзя не завязать знакомство и с животными. Общение с ними приносит огромное удовольствие и радость. Уже с ранних лет малыши начинают замечать сходство животных с людьми и начинают осознавать, что перед ними живые существа.
На тему «Фрукты и овощи» были проведены интересные дидактические игры, была сделана презентация Овощей и фруктов (с помощью родителей) и их дальнейшая дегустация. Ребята познавали на вкус и запах все разнообразие представленных овощей и фруктов. Для них это было ново и весело!
Сухомлинский говорил: «Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире, что-то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед ребенком всеми красками радуги, оставляйте всегда что–то недосказанное, чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Для организации постоянных наблюдений за живыми объектами и растениями в помещении детского сада проводятся экскурсии, где воспитанники с удовольствием наблюдают за жизнью животных.
Проводим несложные эксперименты с водой, снегом, песком, воздухом.
Природа - удивительный мир, любовь к которому можно пробудить с самых ранних лет, знакомя ребёнка с её секретами, обучая замечать прекрасное, и наслаждаться каждой ее частичкой:
В нашем детском саду постоянно ведется работа с родителями:
--Консультации
-Беседы
-Оформление папок-передвижек
- Выставка совместных поделок из природных материалов
- Оформление фотоальбома «На природе»
- Оформление участка
- Изготовление кормушек для птиц
С помощью родителей наши воспитанники участвуют в различных конкурсах, акциях, в результате которых получаются неповторимые и интересные поделки («Кормушка для птиц»-были представлены разнообразные по форме и виду кормушки ).
Мониторинг образовательного процесса
Мониторинг по формированию целостной картины мира проводится педагогами, ведущими занятия с дошкольниками раннего возраста. Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны ниже.
Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы.
Анализ карт позволяет оценить эффективность образовательной программы и организацию образовательного процесса в группе детского сада.
Мониторинг освоения образовательной программы проводится воспитателем на основе наблюдения и анализа продуктов детских видов деятельности.
В ходе мониторинга заполняется таблица.
И в заключении хотелось бы отметить, что пробудив однажды интерес ребенка к окружающей его живой природе, он сам уже не сможет остановиться, каждый день, открывая новые тайны природы или углубляя свои знания. Ребенок, хоть однажды искренне восхищенный красотой цветов уже не станет бездумно рвать их в букеты, не станет обижать и причинять боль животным, зная и понимая, что они, как и люди чувствуют боль и способны страдать. Именно это понимание и посеет в чистом детском сердце первые «зародыши любви к природе, которые непременно дадут свой «урожай» - взрослого нового эко - поколения внимательного ко всему живому, гуманного и делающего все от него зависящее для сохранения природного богатства .