+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Проект "Семья года

Автор: Сивакова Ольга Васильевна

Проект: «Семья года»

 

в разновозрастной группе

 

(Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду)

 

                                                                                                    

 

hello_html_m4ecbace4.png

 

 

 

Тип проекта: познавательно- творческий.

 

Срок реализации проекта: 2 недели.

 

Дата проведения: 28.10.2019 – 07.11.2019 г.

 

Авторы проекта: Сивакова О.В.

 

Участники проекта: воспитанники разновозрастной группы, родители, воспитатели.

 

Проблема: В наше время в силу сильной загруженности родителей уделяется мало внимания совместной деятельности детей и родителей. Многие родители, в силу своей не заинтересованности, не просвещенности, не знают свои «корни». Забываются семейные традиции. А ведь именно семья является для человека главным в жизни, именно в семье ребенок учится любить, заботится, именно семья является хранителем традиций.  

 

Цель проекта: Формировать представление детей о семье, семейных традициях. Воспитывать у детей любовь и уважение ко всем членам семьи. Формирование доброжелательных отношений между родителями в группе.

 

Задачи проекта

 

1. Заинтересовать родителей путем их привлечения к совместной творческой деятельности с детьми.

 

2. Способствовать развитию тесных взаимоотношений между родителями и педагогами, повысить заинтересованность родителей во взаимодействии с ДОУ.

 

3. Закрепить названия членов семьи, их имена, профессии.

 

4. Вызвать у детей желание рассказывать о своей семье; обогащение словарного запаса (семья, семейные традиции, развитие грамматически правильной речи.

 

5. Закрепить приемы лепки, рисования, аппликации; развитие творческих способностей, памяти, воображения.

 

Предполагаемый результат: Дети узнают больше о своей семье, традициях. Проявляют больше уважения, заботы к членам своей семьи. Дети и родители проводят больше времени вместе, совместная деятельность способствует укреплению отношений между родителями и детьми, педагогами и родителями.

 

Актуальность:

 

Родители. Родителей. Родителям… Можно сколько угодно склонять это слово, действенным заклинанием, приносящим плоды для улучшения взаимоотношений между образовательным учреждением и семьями воспитанников, оно не станет.

 

Педагоги придумывают все новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей – собрания, консультационные пункты, информационные стенды, родительские группы, но откликается на них только малая часть родителей. Почему так происходит? Не понимают значимости? Всего понемногу. Но в большей степени – потому что не испытывают насущной потребности. А попробуйте-ка заставить взрослого человека делать то, что не вызрело в нем самом как необходимость. Педагоги идут к родителям с готовыми рецептами, предлагают «кусочки» готовых знаний – что-то из детской психологии, что-то из методик оздоровления, что-то из практики обучения. Но, как и во всяком учении, люди берут из всего этого лишь то, что созвучно их собственным мыслям, потребностям. Или вовсе не приходят за этими знаниями.

 

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальна потому, что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое и все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый подход, который побуждает их к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает у них чувство педагогического такта. Современные специалисты, и ученые в области семьи (Т. А. Маркова, О. Л. Зверева, Е. П. Арнаутова, В. П. Дуброва, И. В. Лапицкая и др., считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть. Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков ребенка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей.

 

Однако существует ряд проблем, которые не позволяют обеспечить атмосферу доброжелательности и комфортности в общении между родителем и ребенком, а именно:

 

- особенность современной семьи связана с сокращением свободного времени у родителей, перегрузкой на работе – все это приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам;

 

- материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и у них отмечается эмоциональная, волевая, духовная незрелость;

 

- свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставят как внешние проблемы, так и домашние неурядицы и ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакции родителей, что сказывается на его психическом здоровье.

 

Исходя из выше сказанного, разработан проект взаимодействия с семьями воспитанников «Семья года». По этому поводу ещё Н. К. Крупская в своих «Педагогических сочинениях» писала: «Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, привлечение их к работе детского сада». Существенной стороной взаимодействия детского сада и семьи, неоднократно подчёркивала Н. К. Крупская, является то, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет …на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей. «…В их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности – огромная сила». Вместе с тем, она считала, что родителям, не умеющим воспитывать, необходимо помогать.

 

Актуальным является включение семьи в жизнь ребенка в детском саду. И здесь удачной находкой оказался метод проектов.

 

Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений ДОУ и семьи. Сегодня изменилось отношение государства к семье, стала другой и сама семья.

 

В Законе РФ «Об образовании» впервые сказано, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ создается им в помощь.

 

На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.

 

Семья для ребенка – это еще и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность.

 

   Таким образом, в связи с введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации вопрос об организации взаимоотношений педагога с семьями воспитанников на сегодняшний день стал особенно актуальным.

 

Методическая литература.

 

1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.

 

2. Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М., 1991.

 

ИПК, 2006. – 95 с.

 

3.Доронова Т.Н.и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения и родителей-

 

М.Просвещение,2005.

 

4.Горшненина В.В. и др., Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. -Волгоград: Панорама., 2006.

 

5. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа с семьей: Методические рекомендации.-М.:ТЦ Сфера, 2007.

 

6.Лебедева С.С.,Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства.- СПб.: Детствопресс.2001.

 

7.Солодянкина О.В.Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ.-М.:Аркти,2004.

 

8. ФГОС ДОО - проект

 

«Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развития» Линка-пресс, Москва, 2001.

 

Журналы «Дошкольное воспитание», «Дошкольная педагогика».

 

Лагутина Н.Ф. «Детский сад как открытая развивающая система» Детский сад от А до Я.

 

Солодянкина О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй» М:АРКТИ, 2004.

 

А.В.Козлова, Р.П. Дешеулина «Работа ДОУ с семьёй», Москва, 2004.

 

Интернет-ресурсы.

 

 

 

План реализация проекта:

 

1. Подготовительный этап.

 

1. Составление плана работы над проектом;

 

2. Сбор материала необходимого для реализации проекта;

 

3. Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.

 

2. Основной этап.

 

Работа с родителями:

 

1. Фотовыставка  « Мама, папа, я- дружная семья».

 

Цель: Возрождение жанра семейной фотографии и популяризация семейных фото архивов. Поддержка творческой активности родителей.

 

2. «Семейное древо -Моя семья».

 

Цель: Привлечь родителей к совместному творчеству по представлению своей семьи.  

 

3. Консультация «Семья и семейные ценности».

 

- оказание помощи в подготовке к конкурсу

 

Цель: Способствовать пропаганде и укреплению роли семейных ценностей в нравственно- духовном развитии подрастающего поколения; способствовать сплоченности отношений в семье.

 

2. Работа с детьми:

 

1. Беседы на тему: «Моя семья», «Все профессии нужны», «Выходной день в моей семье».

 

Цель: Объяснить дошкольникам важность семьи в жизни детей, семьи для каждого. Закрепить имена членов семьи и других близких родственников, их профессии. Закрепить диалогическую, грамматически правильную речь, обогащение словарного запаса.

 

2. Дидактические игры:  «Кто главный», «Кого как зовут», «Кто где живет», «Маленькие помощники», «Ласковое слово».

 

Цель: Учить детей называть членов семьи, называть свой адрес; ласково, с любовью обращаться к своим близким; развитие памяти, связной речи; воспитывать любовь к своей семье.

 

3. Пальчиковые игры: «Семья», «Кто живет у нас в квартире».

 

Цель: Развитие мелкой моторики рук, продолжать учить детей согласовывать свои движения с текстом.

 

4. Чтение произведений о семье «Сказка об умном мышонке» С. Маршак, сказка «Аленушка и братец Иванушка», «Как Вовка бабушек выручил» А. Барто, «Волк и козлята» обработка А. Н. Толстого, «Мама заболела» Н. Григорьева, «Кукушка», «Айога» - нанайские сказки.

 

Цель: Довести до сознания детей, что семья это самое главное и самое дорогое в жизни каждого человека. Развитие слухового восприятия, речи, мышления.

 

5. Художественная деятельность. Рисование «Подарок для папы». Приложение № 1

 

Цель: Изготовление подарка для своих членов семьи; продолжать учить детей правильно держать кисть, закрепить названия цветов.

 

6. Художественная деятельность. Аппликация «Платье для мамы». Приложение № 2

 

Цель: Изготовление подарка для своих членов семьи; развитие мелкой моторики рук, совершенствовать навыки и умения в аппликации, развивать художественный вкус и творческое отношение к работе.

 

7. Самостоятельная деятельность детей. Лепка «Угощение для бабушек и дедушек».

 

Цель: Развитие творчества, воображения, мелкой моторики рук, желание делать приятное окружающим.

 

10. Сюжетно – ролевые игры «Семья», «Дочки матери», «Бабушка приехала».

 

Цель: Учить детей взаимодействовать в игре (мама-дочка, развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом.

 

11. Коллективное творчество «Семья рыбки». Приложение № 3

 

Цель: Приучать детей работать сообща, коллективно; развивать фантазию, мелкую моторику рук. Вызвать радость от восприятия общей работы.

 

3. Заключительный этап:

 

1. Фотовыставка « Мама, папа, я- дружная семья».

 

2. Выставка «Семейное древо -Моя семья».

 

3. Защита проекта семейные посиделки «Семья года»

Результативность. За время реализации проекта дети узнали больше о своей семье, традициях. Стали больше проявлять уважения, заботы к членам своей семьи. Дети и родители больше времени проводят вместе, совместная деятельность способствует укреплению отношений между родителями и детьми, педагогами и родителями