Героизм российского народа в Великой Отечественной войне
Автор: Цветова Мария Викторовна
Конспект НОД
в подготовительной группе
«Героизм российского народа в ВОВ»
Цель: закреплять представления детей о Великой Отечественной Войне
Задачи:
Образовательная:
формировать представление о героизме российского народа во время ВОВ.
Развивающая:
продолжать развивать любознательность, кругозор детей, стремление узнать больше нового, полезного, интересного об истории своей страны, способность сопереживать другим людям; развивать умение отвечать на вопросы полным предложением, принимать активное участие в диалоге с воспитателем; развивать речь за счёт обогащения словаря детей пословицами и поговорками.
Воспитательная:
воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважение к ветеранам ВОВ, желание заботиться о них.
Методы и приемы:
•практический: игра «Каким должен быть воин?», физминутка «Самолеты»;
•наглядные: демонстрация картин и иллюстраций боевых сражений, памятников, парада Победы;
•словесные: рассказ воспитателя, беседа с детьми по содержанию, чтение детьми стихотворений, прослушивание аудиозаписей, ответы на вопросы.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие», «физическое развитие»;
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: Фотографии и иллюстрации боевых сражений, Парада Победы.
Раздаточный: Георгиевские ленточки по количеству детей; доски геоконт или макет на бумажном квадрате с изображением точек
Предварительная работа:
• Чтение произведений художественной литературы о ВОВ;
• заучивание стихотворений, пословиц, поговорок о ВОВ;
• рассматривание иллюстраций и фотографий о ВОВ;
• Дать понятие «ветераны»
• Познакомить с памятниками «Разорванное кольцо», «Журавли», «Цветок жизни», «Арка Победы», Обелиск «Город – Герой Ленинград», Пискаревское кладбище монумент «Родина мать»
• сюжетно-ролевая игра «Пограничники», «Моряки», «Летчики»
• Создание альбома «Наши бабушки и дедушки»
Ход НОД
1. Вводная часть
Воспитатель: Ребята! Я прочту вам стихотворение Ольги Масловой «Героям Победы –Спасибо»
Спасибо героям,
Спасибо солдатам,
Что мир подарили,
Тогда - в сорок пятом!
Вы кровью и потом
Добыли Победу.
Вы молоды были,
Сейчас - уже деды.
Мы эту Победу -
Вовек не забудем!
Пусть мирное солнце
Сияет всем людям!
Пусть счастье и радость
Живут на планете!
Ведь мир очень нужен -
И взрослым, и детям!
Воспитатель: Скажите, а кого можно назвать героем?
Дети: Герой — человек, совершающий подвиги, храбрый, самоотверженный.
Воспитатель: Правильно, очень смелый, мужественный, стойкий, благородный, готовый пожертвовать собой ради других человек. Героическим можно назвать поступок, когда он совершает во имя благородной цели. Например, если человек, рискуя жизнью, спасает человека, попавшего в беду, - это героизм.
Воспитатель: Ребята! Кого можно ещё назвать героями?
Дети: Спасателей, врачей скорой помощи, ветеранов, пожарных.
Воспитатель: Благодаря героическим поступкам всего народа наша страна одержала Победу. Во время ВОВ героические поступки совершали не только мужчины-солдаты, но и женщины и дети, и целые города.
Хотите узнать, какие героические поступки совершали герои Великой Отечественной Войны?
Дети: Да.
2. Основная часть
Воспитатель: много лет назад, когда ваши бабушки были маленькие, на рассвете, когда в глубокий сон погрузились города и села нашей Родины, с немецких аэродромов поднялись в воздух немецкие самолеты с бомбами. Громом по всей границе покатились орудийные выстрелы. Воздух наполнился рокотом моторов, танков и грузовиков. Немецко-фашистская Германия без объявления войны, напала на нашу страну. Фашистские самолеты бомбили города и порты, аэродромы и железнодорожные станции, бомбы сыпались на детские сады, на больницы и жилые дома. Фашистская Германия хотела уничтожить весь народ нашей страны. Над нашей Родиной нависла угроза потери независимости, свободы.
Враги изо всех сил рвались к Москве, мечтая, как можно скорее захватить столицу – самое сердце нашей Родины (показ слайдов). Но благодаря героизму нашего народа, была одержана Победа над фашизмом.
Героические поступки, подвиги совершали мужчины, женщины, дети, целые города.
Вот одна история. Фашисты наступали. И хотели город Санкт-Петербург (тогда Ленинград) стереть с лица земли. В годы войны Ленинград перенёс тяжелейшие испытания - блокаду. Фашисты окружили Ленинград плотным кольцом. Жителям города нечего было есть. В день ленинградцам выдавали маленький кусочек хлеба (показать на тарелочке хлеб или на слайде). И только, когда наступила зима, в город начали привозить продукты.
Предлагаю вам разбиться на команды и отгадать ребусы. Вы узнаете, благодаря каким природным явлениям ленинградцам удалось помочь. (мороз, лёд, вода). Приложение № 1.
Действительно зимой начались морозы, на Ладожском озере вода замёрзла, и появился лёд. По льду машины везли хлеб ленинградцам, который помог многим спастись от голодной смерти. Эту дорогу так и назвали Дорога жизни. Несмотря на такие ужасные условия, ленинградцы продолжали работать на заводах, выпуская снаряды для фронта. Вскоре блокада была прорвана. В память о героизме ленинградцев создан памятник. Давайте и мы с вами создадим этот памятник. Предложить детям задание «Создай памятник»: раздать всем геоконты или макет на бумажном квадрате с изображением точек. Создай изображение по заданным координатам, и вы увидите, какой памятник у вас получиться. Предложить назвать памятник «Разорванное кольцо»
Задай координаты:
С-1-2-3-4,
Ф-3, Б-4
О-1-2-3-4
К-2
Б-3
Город выстоял. Его назвали город-герой и за его подвиг наградили медалями «Золотой звездой» и «Орденом Ленина» (Приложение № 2). Вот такой вклад внёс город Ленинград и его жители в Победу.
Тяжелое время было для всего народа, но особенно тяжело было детям. Многие остались сиротами. Дети лицом к лицу столкнулись с жестокой, беспощадной, злой силой фашизма. Дети нередко убегали на фронт, и вместе со взрослыми, вставали на защиту Родины. Во время войны ими было совершено много героических поступков и подвигов, многие дети стали героями. Одним из таких детей был 6-ти летний Серёжа Алешков (Приложение №3). Когда погибла его семья, Серёжа долго блуждал по лесу, где его полуживого обнаружили красноармейцы. Так Серёжа стал сыном полка. Он спас своего нового отца, под обстрелом позвав на помощь и приняв участие в откапывании заваленного блиндажа с командиром полка и несколькими офицерами. За это он был награждён медалью «За боевые заслуги». Что бы узнать, как она выглядела нужно сложить целое из частей и тогда мы увидим, как эта медаль выглядела. Молодцы у вас получилось собрать медаль, вот так выглядела эта награда (Приложение №4).
Подвиг совершали не только солдаты, но и женщины. Во время сражений многие бойцы получали тяжелые ранения. Медицинские сестры и санитарки выносили раненых воинов с поля боя, оказывали им первую помощь. Героические медсестры и врачи спасли жизни тысячам солдат и офицеров. Воевать на фронте, сражаться с врагами – это конечно совсем не женское дело. Но в годы войны не только сестры милосердия, но и отважные летчицы, связистки, стрелки, разведчицы приближали нашу Великую победу. Константинова Тамара Федоровна, Герой Советского Союза – лётчица. В суровые военные годы свой боевой путь начала шофёром грузовика – подвозила к фронту боеприпасы. В скором времени Тамара Федоровна начала вновь летать. С этого времени и до конца войны на самолете «ИЛ-2» заместитель командира эскадрильи штурмового авиационного полка совершила очень много боевых вылетов, нанося бомбовые и штурмовые удары по военным объектам, живой силе и технике противника (Приложение №5).
Воспитатель: Ребята, сейчас я предлагаю вам превратиться в военных летчиков –героев и поиграть в игру «Самолет».
Физкультминутка «Самолёт»:
Руки ставим мы вразлёт: (Руки в стороны.)
Появился самолёт. ("Полетели" как самолёты.)
Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)
Делай "раз", делай "два". (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Хлопаем ладоши.)
Руки в стороны держите. (Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз, (Опустили руки)
И на место ты садись! (Сели на места.).
Воспитатель: Ребята вы сейчас услышали разные истории о людях, совершивших героические поступки, а скажите, как называют человека, совершившего героический поступок?
Дети: Герой.
Воспитатель: Давайте поиграем с вами в игру «Каким должен быть герой?» Встанем в круг, бросая мяч друг другу, будем называть качества воина – защитника, героя (добрый, храбрый, отважный и т. д.)
Воспитатель: Во время войны совершено было много героических подвигов, многие воины стали героями. И таким Героям в Санкт-Петербурге установлены памятники. Предлагаю вам узнать их силуэт и назвать их. (Перед детьми представлены силуэты монумент «Родина - мать», обелиск «Город - герой», «Арка Победы», «Журавли»).
Воспитатель: О войне было сложено много пословиц и поговорок. Какие вы знаете, назовите их, как вы понимаете смысл пословиц (обсуждение лексического значения пословиц):
• Солдатское дело – воевать храбро и умело;
• Друг за друга стой и выиграешь бой;
• Где смелость, там и победа
• С родной земли умри – не сходи!
• Кто дрожит, тот и от врага бежит
• Дружно за мир стоять – войне не бывать, и другие.
Воспитатель: Долго длилась война, но 9 мая 1945 она закончилась Победой.