Особенности интеллектуального развития на уроках русского языка в начальных классах
Автор: Новгородская Татьяна Алексеевна
Особенности интеллектуального развития на уроках русского языка в начальных классах
(из опыта работы по методике Г.А. Бакулиной).
Новгородская Татьяна Алексеевна,
учитель начальных классов.
Вот уже несколько лет активно использую на уроках русского языка элементы методики Г. А. Бакулиной и вижу результаты: повысилась мотивация к обучению, ребята с интересом и удовольствием занимаются на уроках русского языка; усилилась активность учащихся, они перестали отмалчиваться, не боятся сделать ошибку, высказывая свое мнение; улучшились качественные показатели по предмету.
Эта методика направлена на достижение высокого уровня самостоятельной творческой активности школьника и мобилизацию его интеллектуальных ресурсов. Обучение строится посредством субъективизации, предусматривающей прямое и непосредственное участие учащихся в планировании и проведении всех или большинства структурных этапов урока. Ведь именно в деятельности происходит формирование субъекта, становление личности. Деятельность на уроке строится таким образом, чтобы обеспечить оптимальные условия для проявления продуктивной и осознанной активности ученика. Для этого учащимся передается ряд функций учителя. Дети, исподволь и ненавязчиво направляемые педагогом, с высокой степенью самостоятельности определяют и формулируют тему и цель урока, выявляют и озвучивают тему минутки чистописания и словарно-орфографической работы, принимают непосредственное участие в составлении учебных заданий к выполняемым на уроке упражнениям, им принадлежит первое слово в формулировании выводов и обобщений. Учитель направляет и координирует ход урока.
Основные средства субъективизации: систематическое использование антиципации (т. е. опережающего отражения окружающей действительности), развитие логического мышления учащихся, повышение речевой активности школьников.
Опираясь на методику Г.А. Бакулиной, меняю содержание процесса обучения:
-
Ввожу дополнительную лексику во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного;
-
увеличиваю использование пословиц, поговорок, фразеологических оборотов;
-
включаю в содержание уроков различных видов тексты воспитательно-познавательного характера;
-
расширяю объем работы с понятиями и терминами.
Методика реализуется на ряде принципов проведения уроков:
-
Принцип опережающего отражения в сознании учащегося предстоящей ему учебной деятельности.
-
Принцип комплексного воздействия на интеллект.
-
Принцип обоснованного ответа.
-
Эффективное выполнение вышеперечисленных принципов зависит от принципа сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.
Меняю методику проведения каждого этапа урока.
Одним из наиболее любимых мною этапов урока русского языка в начальных классах является словарно – орфографическая работа. Методическими новациями по Г.А. Бакулиной здесь выступают работа с лексическим значением слова как с понятием, использование системы комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений, введение минимобилизующей части в начале данного этапа, усиление рече-мыслительной деятельности.
Приведу пример словарно-орфографической работы во 2 классе.
(Тема «Упражнение в определении рода имен прилагательных. Родовые окончания имен прилагательных»).
-
Слово, с которым мы познакомимся, вы составите сами, расположив буквы в порядке увеличения количества точек.
а ...... о ....
д . о ..
р ... г.....
-
Верно, это слово — дорога. Это словарное слово, безударную гласную «о» нельзя проверить, нужно запомнить. Как запомнить написание? Легко запомнить, глядя на такой дорожный знак.
-
Напишите это слово в воздухе, проговаривая по слогам. Теперь запишите его в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
-
Что такое дорога?
-
Сравним наши определения с толковым словарём Ожегова (обсуждаем и иллюстрируем все 4 значения).
-
От какого слова оно произошло, как вы считаете? (Доро́га. Общеславянское слово, неожиданно родственное таким словам, как дерево или дерн, поскольку образовано от той же основы, что и дор — «расчищенное место», а восходит к глаголу дьрати — «драть». )
-
Какие фразеологизмы со словом дорога вам известны? Один из вариантов предлагает учитель, если не предложили дети: скатертью дорога ( а) пожелание счастливого пути; б) ироничное «иди куда угодно», «убирайся»).
Ребята получают конверты с заданием: составить пословицы («Самая трудная дорога та, которую ты не знаешь», «Умный товарищ — половина дороги»).
-
Какая мудрость скрыта в этих пословицах?
-
Запишите их в тетрадь.
(Далее работа идет с прилагательными в пословицах).
Использование даже элементов данной методики делает сложный процесс овладения русским языком увлекательным и очень эффективным. Формируются различные группы УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Следуя за учителем, выполняя его методические указания, ученик становится активным действующим лицом на уроке. Эта увлекательная поисковая деятельность, осуществляемая с помощью лексико-орфографических упражнений, новых подходов и приемов к традиционным учебным действиям, резко повышает интерес учащихся к учебному процессу в целом. Применение методики существенно поднимает интеллектуальный уровень учащихся, улучшает качество освоения русского языка, совершенствует орфографическую грамотность, развивает устную речь школьников.
Литература:
-
Журнал «Начальная школа» №4, 2003 («Средства субъективизации в обучении»).
-
Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка, 2 класс», Владос, 1999.
-
Г.А.Бакулина «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках обучения грамоте» Владос, 2004.
-
Г.А.Бакулина, Е.А. Обухова, Н.В. Дембицкая «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» Владос, 2006.