Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности детей средней группы "В мире стекла
Автор: Поликина Ксения Павловна
Цель: Знакомство детей со свойствами стекла.
Программные задачи:
Познавательное развитие.
1).Познакомить с рукотворным материалом - стеклом, рассказать о его свойствах и качествах;
2). Учить устанавливать причинно – следственные связи на основах опыта;
3). Развивать способности детей делать умозаключения, анализировать, сравнивать;
Речевое развитие.
4). Обогащать словарь детей: стеклянный, деревянный и др.; вежливыми словами; упражнять в словообразовании;
Активизация словаря: прозрачное, хрупкое, гладкое, шероховатое, водонепроницаемое, мелодичное.
Социально – коммуникативное развитие.
5). Развивать умение обращаться, взаимодействовать в ходе деятельности.
Художественно – эстетическое развитие.
6). Закреплять знания детей о мелодичных звуках.
Физическое развитие.
7). Упражнять в выполнении движений.
Оборудование: стеклянные предметы - стаканы, камушки, ваза; деревянная матрёшка, резиновый домик, пластмассовый кубик, цветок из бумаги, карандаши; картинки предметов из стекла.
Предварительная работа: рассматривание с детьми предметов, сделанных из различных материалов.
Ход занятия:
В: Ребята, сегодня я получила письмо, его прислала Королева Стеклянной Страны. Давайте прочитаем!
Текст письма:
«Здравствуйте, дорогие ребята!»
«Пишет вам Королева Стеклянной Страны. Жители моей страны все сделаны из стекла, и я хочу познакомить вас с ними. Если, вы будете внимательными и активными, то узнаете много интересного и нового. А для того, чтобы начать наше знакомство, вы должны выполнить задание: назвать вежливые слова».
В: Дети, вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? Тогда давайте выполним задание Королевы.
1задание: « Назови вежливые слова».
В: Молодцы! Вы столько вежливых слов знаете, что Королева,обязательно разрешит нам попасть в её страну. Давайте закроем глазки и прочтём волшебное заклинание: «Раз, два, три, в стеклянную страну попади». Ребята открывайте глазки, вот мы и очутились с вами в стеклянной стране. Давайте найдём что-нибудь интересное, (подходим к столу). Сейчас мы поиграем с вами в игру «Что из чего сделано?». Я вам буду показывать различные предметы, а вы должны отгадать из чего они сделаны (домик из резины - резиновый, матрёшка из дерева - деревянная, кубик из пластмассы – пластмассовый, фигурка из бумаги - бумажная, стакан из стекла – стеклянный). Дети, а сейчас мы с вами поговорим о стекле и его свойствах, которые всем хорошо известны.
2 задание: «Прятки».
В: Вы любите играть в прятки? Давайте поиграем? Я буду прятать матрёшку, а вы должны догадаться, где она. (Дети закрывают глаза, матрёшка прячется в стакан, дети сразу её находят). Ребята, как вы так сразу смогли найти матрёшку? (Дети отвечают, что они увидели матрёшку). А каким свойством обладает стекло, что вы сразу увидели через него матрёшку? Какое стекло? (прозрачное). Давайте скажем все вместе: «Прозрачное». Где ещё используется это свойство стекла? (Из стекла изготавливают стёкла автомашин, стенки аквариума, очки, стекла вставляют в рамы окон, лампочки, посуда и т.д.).
В: Стекло бывает прозрачное, но бывает и цветное. Найдите на картинках изделия только стеклянные и только из цветного стекла (детям предлагаются картинки с различными предметами из разного материала). А зачем делают предметы из цветного стекла? ( Предметы из цветного стекла красивые).
В: Ребята, что было бы со стаканом из стекла, если бы он упал на пол? (Он бы разбился). 3начит стекло обладает еще одним свойством. Какое это свойство? (Стекло хрупкое). Поэтому с предметами из стекла нужно относиться очень бережно.
3 задание: «Загадки».
Ребята, Стеклянная Королева приготовила нам загадки, отгадайте:
Домик стеклянный,
Для комнатных рыбок.
Как называют?
Ответь без ошибок. (Аквариум).
Я в шкафу стою пустая
И о празднике мечтаю.
Жду, когда в меня цветы
К празднику поставишь ты. (Ваза).
В: Дети, а аквариум и ваза пропускают воду? (Нет). Давайте это проверим. Наливаем воду в стеклянную ваз. Из стеклянной вазы не течёт вода. Как мы можем сказать про это свойство? Давайте скажем вместе: «Водонепроницаемое», или не пропускает воду.
4 задание: «Предметы на ощупь».
В: Ребята, а теперь возьмите в руки стеклянные камушки и определите на ощупь какие они? (холодные, гладкие, шероховатые, толстые).
Физкультминутка «Если нравится тебе, то делай сам»
5 задание: « Свойство стекла – мелодичность».
В: Ребята, есть у стекла и еще одно свойство – оно может петь т.е. издавать мелодичный звук. Ударяем по бокалу карандашом (стекло издаёт звук). Следующее свойство стекла – мелодичность.
В: Какие вы все молодцы! Но чтобы нам вернуться в детский сад, нужно выполнить последнее самое трудное задание Королевы. Посмотрите, пожалуйста внимательно, на эти заколдованные картинки, и определите, каким свойством стекла каждая из них обозначает?
6 задание. «Угадай символ для обозначения свойств стекла».
7 задание. «Расскажи о стеклянном предмете».
В: Мы замечательно с вами справились. Давайте прощаться с жителями стеклянной страны. Закрывайте глазки: «Раз, два, три, в детский сад обратно попади!»