+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Обучение выражению чувства любви к членам замещающей семьи

Автор: Мельникова Ольга Константиновна

 

     Семья в значительной мере приобщает ребенка к основным общечеловеческим ценностям, моральным и культурным стандартам поведения. В семье дети учатся социально одобряемому поведению, приспособлению к окружающему миру, построению взаимоотношений, проявлению эмоций и чувств. Воспитание ребенка в условиях замещающей семьи повышает уровень его эмоционального благополучия и способствует компенсации отклонений в развитии. Именно проживание ребенка в семье приводит к эмоциональным изменениям, стимулирует развитие. Обучение выражению чувства любви к членам замещающей семьи является наиболее сложным направлением воспитания, т. к. у детей-сирот в большей степени неразвитой оказывается чувственная сфера. В силу своего негативного социального опыта приемный ребенок привык только к отрицательным эмоциям, положительные же эмоции вызывают у него неадекватную реакцию. Он не знает, как реагировать на заботу и внимание, на яркоокрашенные события его жизни, например получение подарков, посещение аттракционов, цирка и т. д. Поэтому приемным родителям придется проявить терпение и выдержку, обучая ребенка выражать свои чувства, особенно чувства любви к членам замещающей семьи.
      При погружении в новую среду поведение ребёнка меняется, каким бы спокойным и воспитанным он ни был. Это может стать неприятным сюрпризом для приёмных родителей. Им кажется, что они уже знакомы с характером и склонностями малыша. Они встречались с ним и сформировали мнение о его темпераменте и поведенческих особенностях. К сожалению, авторитарный подход к воспитанию в детских домах не даёт полностью раскрыть черты характера ребёнка в стенах учреждения.
     Нужно учитывать стремление одинокого малыша иметь маму и папу – при знакомстве он будет вести себя максимально «хорошо и послушно».
     Перемена поведения – это один из механизмов адаптации человека к незнакомой среде, защитная реакция на уровне рефлексов. Причины:
- ребёнок не знает, чего от него ждут новые мама и папа, боится незнакомого места жительства и других сопутствующих обстоятельств;
- новый член семьи следует поведенческим привычкам, сложившимся на первичном этапе социализации в детском доме или в прежней семье.
В новой среде к приёмному ребёнку предъявляют непривычные требования, проявляют чувства, несовместимые с его представлениями о любви и семье. Изменение поведения может усугубляться под влиянием новых ощущений и обстоятельств, что может ухудшить психоэмоциональную обстановку в семье.
      Для профилактики и преодоления эмоциональных проблем ребенка важно установление между ребенком и замещающими родителями гармоничных, эмоционально близких отношений, формирование тесного эмоционального контакта. Успех во многом определяется тем, насколько членам семьи удается адаптироваться к новой системе ролей и норм поведения, освоить новые формы поведения. Психологическая совместимость ребенка и приемных родителей имеет большое значение. Чем выше степень их совместимости, тем меньше вероятность того, что в дальнейшем у ребенка проявятся эмоциональные и поведенческие нарушения. Важным условием для успешного развития детей  являются разные виды их совместной деятельности: творческая работа, досуг, ведение домашних дел.          Обучение родителей более эффективным способам взаимодействия с ребенком приводит к заметному улучшению в поведении ребенка и его самооценке. Родители, освоившие эти способы, отмечают появление уверенности в своих силах, снижение уровня психического напряжения, связанного с воспитанием ребенка, укрепление эмоционального контакта с ребенком.
       Начинать эту работу следует с рассказов о собственных чувствах, впечатлениях, особенно о чувствах, которые вызывают положительные эмоции, о собственной реакции на то или иное событие. Перед каждым праздником или посещением развлекательного учреждения ребенку можно рассказать о своих детских впечатлениях, о посещении, например, зоопарка. При этом можно рассказать забавную историю, произошедшую с мамой, папой или любым знакомым ребенком в зоопарке. Желательно рассказать и о проявлении эмоционального состояния после посещенного мероприятия, например о своем желании в детстве нарисовать или слепить понравившееся животное, можно вспомнить, как с подругой играли.
        При воспитании у приемного ребенка чувства любви к новым родителям уместны и беседы о любви любой матери к своему ребенку. Каждая мать, которая родила своего ребенка, любит его только за то, что она его родила. Она любит его безответно, безоглядно. В жизни не так часто кровные матери предают и бросают своих детей. В большинстве случаев они всю жизнь заботятся о своих детях. Их любовь основана на кровной связи со своими детьми. А приемного ребенка любят просто так, без кровной связи, потому что приемный ребенок стал родным для членов замещающей семьи. Недаром в народе говорят: «Не та мать, которая родила, а та, которая воспитала».

 

    Приемному ребенку необходимо как можно чаще говорить слова «Я тебя люблю», а также «Посмотри, какую красивую вещь тебе купила бабушка, как она тебя любит, заботится о тебе». Через какой-то промежуток времени он начнет повторять и постепенно вербально выражать свою любовь.  Особо хочется обратить внимание на телесное выражение любви приемных родителей (поцелуях, объятиях), которое следует выражать с осторожностью, учитывая потребность приемного ребенка в ласке. Надо помнить, что ласковые прикосновения были, как правило, исключены из жизни ребенка в кровной неблагополучной семье или вызывают негативные ассоциации. Поэтому он в новой семье воспринимает их с опаской. Лучше как бы невзначай погладить его по голове, поцеловать в макушку и т. д. Можно в процессе игры показать проявления своей любви через домашнего питомца или игрушку: ласково погладить ее, поцеловать, обнять, сказать ласковые слова. Лишь через некоторое время ребенок, подражая приемным родителям, копируя их слова, интонацию, начнет выражать свою любовь сначала игрушкам и домашнему питомцу, а потом только приемным родителям. Впоследствии он сам будет проявлять желание, чтобы его телесно приласкали, иногда даже настойчиво.
      При выражении своих чувств к приемным родителям ребенок будет сначала копировать поведение других детей, даже младших по возрасту. Например, увидев, как маленький мальчик с разбегу запрыгнул на руки своего папы, приемный ребенок стал таким же образом запрыгивать на руки приемной маме, не задумываясь, что в этот момент может причинить ей боль. Поэтому следует обращать внимание ребенка на поведение и взаимоотношения других детей на улице, в гостях, акцентируя его внимание на возрасте ребенка, потому что он должен понимать и возрастные нормы поведения. Постепенно у него будут вырабатываться собственные стереотипы выражения чувств и эмоций.
       У приемного ребенка очень важно воспитать чувство гордости за свою новую семью. Поэтому ему необходимо рассказывать о любых достижениях каждого члена семьи. При обсуждении семейных достижений надо подчеркивать и успехи приемного ребенка, даже незначительные, и говорить о своих чувствах по этому поводу.  Как только у приемного ребенка начнет зарождаться чувство любви к своей новой семье, будет появляться и чувство ревности, рассматриваемое как мучительное сомнение в чьей-нибудь верности, в любви. У приемного ребенка ревность будет отражением его сомнения в любви приемных родителей к нему. Для того чтобы убедиться в любви приемных родителей, а также в их дальнейших намерениях по отношению к нему, приемный ребенок может даже портить домашнее имущество, например вещь, которая представляет ценность или значимость для приемных родителей. Порча домашнего имущества может являться проверкой степени любви приемных родителей. При этом приемным родителям очень трудно понять истинные причины поведения приемного ребенка. Поэтому очень часто они начинают злиться и раздражаться. Вместо раздражения и скандала лучше проанализировать происходившие в ближайшее время события, постараться понять подлинный мотив поведения. Это поможет правильно отреагировать на проступок ребенка.