+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Проект социально-значимой деятельности "Игровая деятельность детей раннего дошкольного возраста

Автор: Димитриева Татьяна Николаевна

 

Цель  и задачи проекта:

 

 Создать условия для обеспечения психологического благополучия детей раннего возраста путём использования игровых технологий и методов. Задача воспитания, обучения и развития ребёнка раннего возраста состоят в том, чтобы стимулировать активность каждого ребёнка, вызвать его желание действовать, играть.

 

1.     Учить ребёнка устанавливать продуктивные контакты с окружающим миром, действуя со взрослым и самостоятельно;

 

2.     Развивать у детей интерес к играм и игрушкам, игровые умения и навыки. Формы игрового взаимодействия со взрослым и самостоятельно;

 

3.     Стимулировать психическое развитие ребёнка посредством игр с разными игрушками

 

4.     Обеспечить профилактику проблем развития у детей, развитие их адаптационных возможностей

 

 

 

2. Актуальность, новизна, практическая и социальная значимость проекта.

 

     

 

      Ранний возраст является самым благоприятным для развития ребёнка,  как личность человека. Уникальность раннего возраста определяется в формировании доверительных и продуктивных контактов ребёнка с миром взрослым во время игры  Актуальность данного проекта нашла свое отражение в том, что без игры не может быть полноценного умственного развития. Общеизвестно, что в дошкольном возрасте игра – основной вид деятельности, который вызывает качественные изменения в психике ребенка. Именно в игровой деятельности особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили: девочкам ближе тихие игры на семейно-бытовые темы, истинно «мужские игры» мальчиков – шумные, наполненные движением. Важно учитывать эти особенности при организации предметно-развивающей среды группы. Девочкам достаточно маленького уголка, так как они, раскладывая перед собой свои «богатства» - кукол, посуду, тряпочки, играют в ограниченном пространстве. Мальчикам необходимо более обширное пространство, как правило, неограниченное и незамкнутое, так они бегают, бросают предметы в цель, собирают и разбирают игрушки и т.д. и используют при этом все предоставленное им пространство. Игра воспроизводит стабильное и инновационное в жизненной практике и, значит, является деятельностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры – в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создает основу развития ребенка. Инновационное же идет от установки игры, которая способствует тому, чтобы ребенок верил или не верил во все, что происходит в сюжете игры. А.Н.Леонтьев доказал, что ребенок овладевает более широким, непосредственно недоступным ему кругом действительности, только в игре. Играя, ребенок обретает себя и осознает себя личностью. Для детей игра – сфера их социального творчества, общественного и творческого самовыражения. Игра необычайно информативна. Игра – путь поиска ребенком себя в коллективе сверстников, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего, повторение социальной практики, доступной пониманию. Для того чтобы игра стала эффективным средством  воспитания, необходимо совместно со взрослыми и самостоятельно включаться в игру. Игровая деятельность ребёнка , по средством которой он органично развивается, познаёт огромный пласт человеческой культуры взаимоотношений, помогает решать образовательные задачи. Поэтому все «уроки» воспитания для детей раннего возраста должны проходить в игре

 

 

 

3. Соответствие проекта направлениям государственной политики в образовании, сформулированным в основополагающих документах.

 

В соответствии с направлениями современных подходов к дошкольному образованию  воспитание – процесс, направленный на формирование качеств и свойств, определяющих необходимое обществу отношение ребёнка к игре. Воспитание рассматривается как комплексная психофизическая проблема, включающая в себя биологические, психологические и социальные аспекты. Специфика процесса социализации ребенка позволяет считать правомерной работу по воспитанию уже в дошкольном возрасте, требует продолжения и на других этапах развития ребенка. Организация игровой деятельности  должна осуществляться в аспекте целостной педагогической системы, не допускающей недооценку какого - либо из ее компонентов. Именно поэтому важен принцип интеграции задач образовательных областей, предложенных в современной педагогике.

 

Очевидно, что работа педагога в данном направлении предусматривает разнообразие форм и методов воспитания и обучения детей, которые обеспечивают разностороннее личностное развитие:

 

- здоровье и физическое развитие;

 

- социально-личностное;

 

- познавательно-речевое развитие;

 

- художественно-эстетическое.

 

          Необходимо отметить, что, несмотря на изменение направлений государственной политики, игра продолжает занимать важное, если не сказать центральное, место в жизни ребёнка раннего возраста, являясь преобразующим видом его самостоятельной деятельности.

 

          В игре происходит:

 

- развитие ребенка;

 

- развиваются его действия в представлении;

 

- происходит ориентация в отношениях между детьми;

 

- уважительное отношение к окружающим;

 

- коммуникативность, чувство собственного достоинства;

 

- навыки самоорганизации и здорового образа жизни;

 

- открытый внешнему миру доброжелательный и отзывчивый.

 

4. Срок реализации проекта: будет реализован (сентябрь 2017-май 2018)

 

5. План реализации.

 

         Сентябрь

 

- составить тематический план работы по игровой деятельности  на учебный год;

 

- подбор  методической литературы по теме;

 

        Октябрь

 

- согласовать тему с методистом;

 

        Ноябрь

 

- психолого-педагогические исследования по развитию игровой деятельности;

 

- создание предметно-игровой среды в семье и детском саду;

 

        Декабрь

 

- совместная игровая деятельность педагога и детей «Праздничное представление»;

 

       Январь

 

- беседы на тему «Зимние сказки»;

 

 Февраль

 

- народные хороводные игры, игры - забавы («Снег кружится, белая вся улица», «Зашагали ножки»)

 

       Март

 

- проведение праздника «Мамин день»

 

      Апрель

 

- организация  музыкальных и двигательных игр («Давай с тобой подружимся», «поссорились-помирились»);

 

 Май

 

- проведение итогового занятия «Вместе весело играть»;

 

 

 

6. Предполагаемые результаты.

 

     Ожидаемы в конце проекта конкретные результаты:

 

. Дети должны знать:

 

-названия образных игрушек, спортивных, театральных, музыкальных, дидактических, строительных игрушек;

 

-особенности использования разных видов игрушек;

 

-правила бережного отношения к игрушкам;

 

-названия некоторых любимых игр.

 

Дети должны уметь:

 

-эмоционально откликаться на предложение взрослого поиграть, участвовать в совместных играх;

 

-готовить игрушки и место для игры;

 

-соблюдать несложные правила игрового взаимодействия( не спешить, ждать своей очереди, меняться игрушками);

 

- играть рядом и вместе с другими детьми;

 

-использовать в игре игрушки в соответствии их назначении;

 

-подражать взрослому, действовать в игре по речевой инструкции взрослого

 

-самостоятельно инициировать игру;

 

-создать условия для игр.

 

В игровую деятельность входят адаптационные игры, игры на сенсорное развитие, развитие предметно-манипулятивной деятельности, развитие речи, ознакомление с окружающим, физическое развитие, сюжетные игры, социальное развитие, игры-развлечения, музыкальные игры.

 

 

 

7. Востребованность результатов реализации проекта:

 

Востребованность этого проекта  научить детей играть со взрослыми, со сверстниками , бережно относиться к игрушкам, а также обеспечить профилактику развития адаптационного периода, благодаря играм у ребёнка развивается речь, память, мышление, воображение.

 

 

 

  8. Опыт работы по предложенному направлению.

 

      Анализ материалов из опыта работы «Игра, как средство развития творческих способностей дошкольников» выявил положительные тенденции работы в этом направлении с учетом подхода детей раннего возраста в игре: разработаны формы и методы организации различных видов игр, создаются условия для развития умственных и творческих способностей с учетом потребностей детей раннего возраста. Вместе с тем далеко не всегда осуществляется взаимодействие взрослого и ребенка на уровне сотворчества, содействия в игровой, конструктивной и познавательной деятельности. Это деятельность является эпизодическим и второстепенным компонентом жизни детей в учреждении. Встречаются трудности в подборе объектов для творческой деятельности, ограничена сфера воспитания дошкольников. Достаточно  полного представления о сущности воспитания нет как у воспитателей, так и у родителей,  воспитание игровой деятельности  детей раннего возраста еще не стало ведущим в образовательном процессе .

 

       Создавая этот проект, я сделала вывод, что, педагогическое взаимодействие детей раннего возраста развивается в процессе игры

 

  9. Возможность и перспективы широкого распространения наработанных материалов.

 

- Анкетирование воспитателей в доме ребенка  для выявления их отношения к игровой деятельности в раннем возрасте.

 

- Знакомство педагогов дома ребенка с особенностями организации игровой деятельности детей раннего возраста.

 

- Для ознакомления педагогов по игровой деятельности детей раннего  возраста будет проведен семинар «Игровое развитие детей в раннем возрасте в детском саду».

 

      Цель: познакомить педагогов с особенностями развития детей раннего возраста в игровой деятельности, вызвать интерес у педагогов к планированию образовательного процесса в ДОУ.

 

      План проведения семинара:

 

воспитание в детском саду.

 

Мальчики и девочки.

 

Роль игры в жизни детей раннего возраста.

 

Игрушки для детей.

 

С чего начать

 

- Деловая игра «Педагогический комментарий»

 

   Цель: Актуализировать практический опыт педагогов и направить его на поиск методов и приемов воспитания и обучения детей раннего возраста.

 

- Консультации для родителей «Наш малыш, какой он?» (Особенности психического развития детей раннего возраста), «Три года: трудный возраст?» (Основные характеристики кризиса трёх лет), «Все дети разные: значение индивидуально-типологических особенностей в развитии ребенка», «Почему у ребёнка нарушается поведение? (защитные механизмы детской психики)

 

   Цель: познакомить с опытом народной педагогики. Обратить внимание на то, что родительские отношения и образцы воспитания являются теми традициями, которые передаются из поколения в поколение и играют важную роль в воспитании ребенка и в том числе в появлении и становлении у него гендерной идентичности.

 

- Предложить проведение городского методического объединения на предстоящий учебный год по теме развитие игровой деятельности детей раннего возраста».

 

 Примерное перспективное планирование занятий  по обучению игровым действиям  детей  3-го года жизни.

 

Тема занятия

Цели и задачи

Календарные сроки

Катя проснулась»

 

 

 

«Напоим Катю чаем»

В совместной игре с педагогом закреплять умение детей действовать с предметами и  игрушками. Продолжать формировать игровые действия с предметами. Учить объединять в игре с куклой  два игровых действия. Катя проснулась и  умылась.

 

Развивать у детей  желание  ежедневно  заботится о кукле. Учить  объединять игровые  действия с куклой в несложный сюжет

Сентябрь

«Оденем Катю на прогулку»

 

«Научим куклу Катю раздеваться после прогулки»

Развивать умение переносить знакомые действия с куклой в новые  игровые ситуации, выполнять действия в соответствии с ролью.

 

Продолжать учить выполнять в игре два три знакомых действия с куклой ( кукла гуляла, пришла домой, будет  раздеваться, умываться)

Октябрь

«Покатаем кукол с горки»

 

 

 

«Покатаем кукол на машине»

Приучать  детей в играх с куклами использовать  сооружение из строительного материала. Формировать умение играть вместе, совместно пользоваться игрушками.

 

Учить детей  объединяться по  двое для  самостоятельных игр. Продолжать  развивать умение переносить  знакомые  действия со  строительным  материалом в  новые  игровые ситуации.

 

Ноябрь

«Новая комната для кукол»

 

 

 

«Купание куклы Кати»

 

Продолжать   объединять  единым сюжетом игры со строительным  материалом, куклами и сюжетными игрушками. Подводить детей  к совместным играм.

 

Учить  объединять игры единым сюжетом: сначала куклу надо раздеть, выкупать. Одеть, уложить спать. Закреплять разнообразные действия с куклой. Учить играть вместе.

декабрь

«Стирка кукольного белья»

 

«Катя заболела»

 

 

Учить объединяться по  двое  для   самостоятельных игр. Способствовать становлению  сюжетной  игры   с куклой.

 

Развивать ролевое участие  детей  в игре с куклой.  Способствовать  обогащению сюжета  детских игр.

январь

«Построим куклам дом»

 

 

 

«Сделаем Кате красивую прическу»

 

 

 

 

 

Продолжать  развивать интерес  к играм с  куклой  и строительным  материалом. Учить подбирать игрушки  и атрибуты для игры. Учить объединятся  по двое трое  для совместных игр.