Методика оценки активности обучающегося в процессе дистанционного обучения.
Автор: Шабалин Юрий Васильевич
Методика оценки активности обучающегося в процессе дистанционного обучения.
Современный мир столкнулся с угрозой распространения нового коронавируса. Это сказывается на всех отраслях экономики и социальной жизни населения планеты. Отразилось это и на образовательном процессе. Обучение проходит в дистанционном формате. Педагоги и ученики взаимодействуют в сети интернет. Учителя выкладывают задания, общаются интерактивно со своими подопечными. Учащиеся выполняют задания под контролем педагогов, родителей. Какие достоинства и недостатки имеет дистанционное обучение?
Сначала о проблемах. Во-первых, участники образовательного процесса оказались не в полной мере готовы к такому переходу. Не было времени на качественную подготовительную работу. Большой объем времени занимает у педагогов процесс перевода содержание очного обучения в дистанционный формат.
Во-вторых, сложность представляла техническая неготовность интернет-ресурсов, к дистанционному формату работы с большой нагрузкой. Общие сбои фиксировались даже на агрегаторах типа "Электронной школы" или на важнейших площадках уровня "Электронного дневника". В-третьих, перевод на дистанционное обучение стал сложностью и для учащихся и для их родителей. Не все дети готовы к той степени самостоятельной работы, которую предполагает дистанционное обучение. Не каждый родитель способен выдержать объем контроля за детьми, необходимый для качественного виртуального обучения. В-четвертых, не у каждого в доме есть стабильный высокоскоростной интернет, необходимый для виртуальных уроков. А в условиях, когда и родители вынуждены работать удаленно, детям порой просто не хватает компьютеров. В особой зоне риска здесь находятся многодетные и малоимущие семьи.
Однако, дистанционное обучение имеет и некоторые достоинства.
Во-первых, оно современно и выводит педагога и обучающихся на новый уровень взаимодействия. Современным обществом востребована активная личность, способная ориентироваться в бесконечном информационном потоке, готовая к непрерывному саморазвитию и самообразованию. В такой ситуации педагог получает новую роль – проводника знаний, помощника и консультанта. Во-вторых, использование дистанционных технологий стимулирует педагога к постоянному самообразованию и саморазвитию, ведь оно предполагает умения: 1) вести поиск в различных электронных справочниках, базах данных, информационно-поисковых системах; 2) организовывать хранение информации, проводить ее анализ и выбирать адекватные формы ее представления с помощью современных мультимедийных технологий; 3) использовать полученные данные при решении конкретных творческих и проблемных задач.
В-третьих, дистанционное обучение позволяет предлагать задания вариативной сложности, с учетом способностей конкретных учеников и их склонностей.
В данной неоднозначной ситуации методологической проблемой является оценка активности ученика, как участника образовательного процесса, в возникшей необходимости дистанционного обучения. Насколько конкретный учащийся успешно овладевает навыками работы в современных реалиях, позволяет узнать оригинальная методика наблюдения. Оценкой может заняться как педагог, так и родитель обучающегося, находясь с ним в визуальном контакте.
Педагогический смысл изучения активности заключается в необходимости оптимизировать возможности обучающегося в процессе дистанционного обучения. Активность обучающегося состоит из двух компонентов: восприятие информации и практическая деятельность. Каждый из данных компонентов в предложенной методике имеет свой набор параметров оценки. Исследователь может считать средний балл, как по всей методике, так и по компонентам отдельно. Вполне можно сравнить средние значения по восприятию информации и по практической деятельности между собой. Для большей корректности сравнения количество параметров по обоим компонентам одинаково (по 9 параметров). Также следует обратить внимание на параметры, имеющие максимальные и минимальные баллы. Это полезно для последующей корректировки взаимодействия с обучающимся.
Название: «Методика наблюдения за проявлением активности обучающегося в процессе дистанционного обучения».
Цель: Определение качества работы обучающегося в процессе дистанционного обучения методом наблюдения по параметрам.
Инструкция взрослому: «Для оценки активности обучающегося необходимо заполнить
бланк с параметрами. В случае, если наблюдаемый один, то необходимо поставить любой
знак на пересечении конкретного параметра и его оценкой в баллах. Если наблюдаемых более
одного, то столбец с цифрой принадлежит одному обучающемуся, в него вносится собственно
его оценки по параметрам ».
Бланк
для заполнения индивидуально на одного обучающегося или на группу обучающихся
Параметры проявления активности |
Оценка проявления активности в баллах (от 1 до 5) |
Средний балл (при групповой оценке) |
||||
Оценка в баллах/код обучающегося |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
I. Параметры оценки при восприятии информации обучающимся.
|
|
|||||
1. Принимает дистанционный формат обучения, понимает его необходимость. |
|
|
|
|
|
|
2.Сосредоточен на восприятие информации.
|
|
|
|
|
|
|
3.Внимательно слушает объяснение.
|
|
|
|
|
|
|
4.Низкая отвлекаемость в процессе восприятия информации. |
|
|
|
|
|
|
5.Сохранение внимания при смене формата подачи материала (устное объяснение, демонстрация видео, таблиц, диаграмм, наглядности и т.п.) |
|
|
|
|
|
|
6. Готовность обучающегося на переход в диалоговый режим с педагогом. |
|
|
|
|
|
|
7. Наличие визуальных признаков понимания обучающимся поступающей информации. |
|
|
|
|
|
|
8. Сохранение внимания при завершении восприятия информации. |
|
|
|
|
|
|
9. Формулирование обучающимся вопросов, личного мнения в конце процесса восприятия информации. |
|
|
|
|
|
|
Средний балл по восприятию информации:
|
|
|
|
|
|
|
I I. Параметры оценки самостоятельной практической деятельности обучающегося.
|
|
|
|
|
|
|
1. Мотивирован на выполнение практической работы. |
|
|
|
|
|
|
2. Знает, с чего начать.
|
|
|
|
|
|
|
3. Может составить план действий.
|
|
|