+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Применения ИКТ в различных формах и видах ОО "Художественно-эстетическое развитие

Автор: Маркова Юлия Георгиевна

 

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ В РАЗЛИЧНЫХ ФОРМАХ И ВИДАХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ

 

«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

 

Маркова Ю.Г.

 

Воспитатель 1 категории МДОАУ «Детский сад №106 «Анютины глазки» г. Орск.

 

 

 

Аннотация

 

Представлено обоснование актуальности  проблемы, особенностей применения ИКТ в условиях дошкольного образования.

 

 

 

Ключевые слова:государственный стандарт, дошкольное учреждение, интерактивные технологии, активные  методы.

 

Keywords:state standard, preschool, interactive technologies, active methods.

 

 

 

ФГОС дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.

 

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»применение ИКТ раскрывает большие возможности. Красочные познавательные презентации, видеофильмы помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более яркой, интересной.

 

Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательнойпрограммой дошкольного учреждения. Очень важно, что музыкальный руководитель, используя ИКТ, имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации.

 

Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети обычно бывают более активными в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

 

К сожалению, пока нет специальной программы и методических пособий, которые помогут педагогу-музыканту в дошкольном учреждении грамотно и эффективно использовать компьютерные технологии, поэтому приходится самим осваивать этот новый вид деятельности педагога, и мы хотимпредставить собственный опыт в этом ракурсе.

 

Задачи музыкального воспитания решаются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.Средства новых информационных технологий мы включаем во все виды музыкальной деятельности.

 

Так, в разделе «Слушание музыки» используем компьютерные презентации, которые позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей,  развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления.

 

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому нами созданы электронные иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту. 

 

Применение ИКТ при выполнении музыкально-ритмических упражнений, различных танцев помогает детям точно выполнять указания педагога, выразительно исполнять движения.Качественному исполнению танцевальных композиций способствует просмотр специальных видеодисков, например«Школа танцев для детей + детская мультдискотека» для детей от 2-х лет. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков становится увлекательным и менее затратным по времени.

 

Музыкально-дидактические игры также можно организовать с применениемкрасочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента»«Кто к нам в гости пришёл?», «Музыкальный домик»«Угадай мелодию» и т.д. Принцип построения таких презентаций: задание, проверка правильности выполнения предложенного задания.

 

При обучении игре на детских музыкальных инструментах можно использовать видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объяснять, что такое оркестр, группа инструментов, знакомить с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

 

Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики.

 

Таким образом, практика работы с дошкольниками в ДОУ показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.

 

Система музыкального воспитания в детском саду предполагает не только разнообразие видов музыкального воспитания, но и вариативность форммузыкальной деятельности детей. Для любой формы музыкальной деятельности тоже существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений на утренниках, познавательные учебные фильмы, детские мультфильмы. Всё это позволяет разнообразить досуговую деятельность, привлечь внимание детей, вызвать эмоциональный подъём, создать радостное настроение.

 

Использование ИКТ происходит не только в работе с детьми. Консультации и семинары для воспитателей тоже проходят с использованием презентаций, слайд-шоу. Так, при знакомстве с оформлением музыкального уголка в группе детского сада педагоги смотрят красочнуюфотопрезентацию, где показаны разнообразныеварианты расположения музыкальных инструментов в группе, представлена видеовыставка музыкальных игрушек-самоделок для самостоятельной музыкальной деятельности детей в группе. На педагогических советах представляются мультимедийные презентации по темам «Один день из жизни детского сада»«Экспериментальная деятельность – ребенок в мире звуков»«Здоровьесберегающие технологии в работе музыкального руководителя ДОУ» и др.

 

В современной деятельности музыкального руководителя одну из важных функций имеет интернет–общение. Оно помогает обмену опытом с коллегами других регионов страны через различные образовательные и личные сайты. Они позволяют найти необходимую информацию в доступном для детей дошкольного возраста виде и в кратчайшие сроки.

 

Становится традицией включать презентации и на родительских собраниях, демонстрируя фотографии детей в повседневной жизни детского сада. В работе с родителями использую сайт детского сада, где размещаю консультации, фотографии с мероприятий, достижения воспитанников и др. Широко применяю ИКТ для музыкального и визуального оформления праздников и развлечений, на родительских собраниях, для подготовки материалов по проблемам музыкального образования детей в родительские уголки. И что особенно важно, ИКТ – технологии дают большие возможности для обработки и хранения музыкального материала.

 

Однако педагогу дошкольного образованияприменяющему ИКТ в своей работе с детьми, всегда важно помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных технологий в музыкальном воспитании дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед музыкальным руководителем детского сада. А ценности непосредственного общения с педагогом, живой музыки для малышей остаются неоспоримыми.

 

 

 

Литература

 

1. Дубогрызова Г.Технология использования компьютерных музыкально-игровых программ в практике работы с детьми / Г. Дубогрызова // Детский сад от А до Я,2009. - N4. - С.25-33.

 

2. Куликовская И.Э.Интерактивные игровые технологии в предшкольном образовании / И.Э. Куликовская, А.Е. Куликовский // Педагогика,2010. - N 10. - С. 32-38.

 

3. Рытов Д.Мастерская творчества. Музыкальные инструменты: создаем и играем / Д. Рытов // Дошкольное воспитание,2011. - N 9. - С. 73-79.