Методические рекомендации для обучения игре на ударных инструментах в детской школе искусств
Автор: Саталкин Роман Геннадиевич
Теоретическая база, необходимая для наиболее полного осмысления вопроса обучения игре на ударных инструментах в детской школе искусств разработана ещё недостаточно. Поэтому задача по улучшению качества подготовки профессионального музыканта исполнителя по классу «Ударные инструменты» на сегодняшний день является особенно актуальной.
В педагогической деятельности преподавателю следует опираться на дидактические принципы, которые должны направлять работу преподавателя и учебный процесс в целом. Помимо этого, в учебно-образовательном процессе музыканту следует стремиться к индивидуальному подходу в обучении. Педагог выбирает уникальную систему работы с обучающимся, наилучший для него темп, формы и методы решения образовательных задач, способов проверки, оценки совместной работы на основе знания личностных и возрастных особенностей обучаемого.
Воспитывать личность обучаемого рекомендуется на лучших произведениях музыкального искусства. Высокий уровень художественного репертуара, его доступность для изучения и индивидуальный подход к каждому помогут взрастить профессионального музыканта и самостоятельную личность. Программа должна включать различные стили из русской и западной классики, произведения современных композиторов, лучшие образцы народного творчества. Кроме того педагог должен учитывать индивидуальные способности обучающегося, его достоинства, недостатки и вкусовые предпочтения.
Одним из ключевых моментов в обучении может быть создание педагогом положительной мотивации для обучающихся. Репертуар, поддержание интереса к познанию, яркость подачи материала, итоги успеваемости, атмосфера в классе — вот основные составляющие данного процесса с одной стороны и состояния — с другой. Особый вклад в поддержание творческой среды и позитивного настроя могут внести мелкогрупповые занятия в сочетании с обилием форм работы в классе ударных инструментов.
Обязательным разделом педагогической работы является подготовка преподавателя к занятию: видео или аудиозапись с концертным исполнением задействованного учебно-педагогического репертуара, подбор (и редактирование) сольного репертуара, произведений для чтения с листа, игры в ансамбле. Кроме того, педагогу следует проанализировать прошедшее занятие, продумать содержание предстоящего урока, которое будет включать работу над инструктивным материалом, повторение и проверку пройденного (домашнее задание), совместную работу с обучающимся над репертуаром и задание к следующему уроку.
С первых дней обучения в классе ударных инструментов урок по специальности нужно строить комплексно. Здесь одной из главнейших задач преподавателя является воспитание самостоятельности, выявление и формирование индивидуального таланта обучающегося.
Обучение игре на ударных инструментах должно начинаться с освоения свободной постановки рук, на которой основывается всё дальнейшее развитие музыканта ударника. С первого занятия, в соответствии с программой по специальности, уточняются постановочные моменты, куда включаются и основные приёмы игры: кистевая и пальцевая техника, традиционная постановка рук, а также forte, piano, crescendo, diminuendo в простых размерах.
За первый год обучения, обучающийся должен быть ознакомлен с устройством инструментов, а также освоить постановку рук и принципы звукоизвлечения на ксилофоне. Занятия проводятся как на «подушке», так и непосредственно на инструменте. Необходимо отрабатывать одиночные удары как отдельно каждой рукой, так и в чередовании правой и левой. Выучить мажорные гаммы до 1 знака, а также трезвучия.
Занятия постановкой левой и правой рук особенно важны на начальном этапе обучения на малом барабане. Отработка одиночных ударов, а также различных ритмических упражнений (четвертей, восьмых, шестнадцатых).
В дальнейшем задачи игры усложняются и на последнем этапе обучения в школе:
- на малом барабане: упражнения для развития техники рук с обязательным включением всех основных технических элементов; упражнения на различные дробления долей, приёмы исполнения «тремоло» от рр до ff, и от ff до рр; 8-10 этюдов на разные виды техники;
– на ударной установке: различные виды фактуры аккомпанемента, полиритмические комбинации, темброво-ритмические соло;
– на ксилофоне: гаммы мажорные и минорные, арпеджио до 7-ми знаков, простейшие секвенции в мажорных и минорных ладах, 2-3 этюда на разные виды техники, 4-6 пьес в различных жанрах.
На занятиях у обучающихся иногда возникают проблемы, связанные с невозможностью добиться законченного исполнения сольной программы. Ошибка может заключаться в соразмерности подходов к изучению репертуара (ознакомление, эскизное разучивание, концертное исполнение), в отсутствии подготовки к концертному выступлению, в неспособности обучаемого дать адекватную оценку своей игре после проигрывания. Неоценимую помощь может оказать в этом случае применение технических средств обучения — запись и последующее воспроизведение собственного исполнения, сравнение своей трактовки сочинения с трактовками концертирующих исполнителей. При включении в учебно-образовательный процесс в классе по специальности мелкогрупповых занятий решение проблемы возможно в интерактивной форме в рамках отношений учитель – ученики.
При включении в занятие по специальности мелкогрупповых форм работы возможно так же решение проблем ансамблевого плана: выработка умения слушать участников ансамбля (штрихи, динамика, агогика, передача музыкального материала друг другу), развитие «ансамблевого» мышления за счёт понимания роли своей партии в фактуре сочинения.
Чаще всего ансамблевое музицирование в классе ударных – это дуэт ксилофона и фортепиано, но возможны и другие инструментальные составы:
- дуэт ксилофонов в сопровождении фортепиано;
- дуэт ксилофонов без фортепиано;
-дуэт разных ударных инструментов, например: ксилофон – колокольчики в сопровождении фортепиано, ксилофон – барабан в сопровождении фортепиано.
Взаимодействие темы (мелодии) исполняемой ксилофоном и гармонического аккомпанемента у фортепиано всегда необходимо. Соединив ритмическое сопровождение «шумового» ансамбля с мелодической линией ксилофона и гармоническим аккомпанементом фортепиано получается профессиональный ансамбль.
Обучение игре на ударных инструментах процесс трудоёмкий, требующий индивидуального подхода, как и на любом другом занятии. Обучающегося необходимо заинтересовывать, чтобы урок проходил плодотворно, в дружеской обстановке и приводил к отличным результатам.
Литература:
1. Грищенко Л. Психология восприятия внимания, памяти. -Екатеринбург, 1994.
2. Евтихиев П., Карцева Г. Психолого-педагогические основы работы учащегося над музыкально-исполнительским образом / Музыкальное воспитание: опыт, проблемы, персективы. Сб. тр.- Тамбов, 1994. С.43-54
3. Логинова Л. О слуховой деятельности музыканта-исполнителя. Теоретические проблемы. - М., 1998.
4. Снегирёв В. Методика обучения игре на ударных инструментах.- М., 2003 .
5. Современное исполнительство на духовых и ударных инструментах. Сб. тр. Вып. 103. - М., 1990.