+7 (3522) 45-16-11

admin@pedgorizont.ru

Наша лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 909 от 13.08.2014 г., 45Л01 № 0000092

Публикации

Игра на занятиях творческого объединения естественно-научной направленности

Автор: Лещик Татьяна Станиславовна

Современное дополнительное образование участвует в подготовке новой формации людей, которые органично вливаются в социум. Поэтому одной из доминирующих задач учреждений дополнительного образования, является возможность дать проявить учащимся свои таланты и творческий потенциал.

Главная отличительная черта учреждений дополнительного образования в том, что перед педагогами открыт большой выбор философии обучения и практических задач, а воспитанникам предоставляется выбор уровня сложности, вида деятельности и срока освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы в определенной сфере.

Перед педагогами дополнительного образования стоит важная задача — совершенствовать процесс обучения таким образом, чтобы на занятиях творческого объединения каждый учащийся работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития глубокого познавательного интереса.

Игра и игровые технологии, применяемые на занятиях творческих объединений, в большей мере способствуют такому развитию. Но не игра ради игры, где ребенок пассивен, где он является не субъектом игрового действия, а объектом развлечения, а игра ради ученья. Таковыми становятся игры на занятиях творческого объединения естественнонаучной направленности и органично вписываются в экологическое воспитание учащихся.  

В статье рассматриваются игровые технологии в системе экологического воспитания учащихся на занятиях творческого объединения естественнонаучной направленности. Работа представляет собой методические рекомендации, адресованные педагогам дополнительного образования, руководителям творческих объединений естественно-научной направленности.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что экология является основой формирования нового образа жизни -   жизни человека в гармонии с окружающей средой. Экологическое воспитание – это неотъемлемая часть общего образования детей. В системе экологического воспитания исключительно важную роль играет дополнительное образование, где на занятиях творческого объединения естественнонаучной направленности оно носит непрерывный, интегрированный характер, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста. В процессе игровой деятельности у учащихся не только формируется определенный объем знаний по экологии. Игра способствует приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе.

Дополнительное образование не только существенно расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале учащихся. Оно обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности, создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей.

Игра – один из самых любимых видов деятельности детей. В игре происходит освоение ими новых социальных ролей, самореализация, приобретение нового социального опыта. Игра увлекает и включает учащегося в новые для него отношения.

Игра – особый вид деятельности:

- во-первых, потому что играть приятно, играть легко, играть весело. Ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра – деятельность, предписанная самой природой развития человека;

- во-вторых, цель и содержание игры придает весомость каждому её этапу. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Такая особенность игры обеспечивает ощущение легкости. И, хотя все знают, что игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не менее говорят, что «играть», в отличии от «работать», вовсе не трудно;

- в-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, т.е. обладает возможностью приобщать учащегося к новому виду деятельности, пока им не освоенному. В игре заложена возможность незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения;

- в-четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их не трудно, а все остальное – поле для свободного проявления индивидуального «Я». В игре каждое «Я» обретает адекватную форму. Поэтому игра по природе своей диагностична;

- в-пятых, игра – самый демократичный вид деятельности: здесь нет начальников и подчиненных. Равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фабулы. Ребенок в игре оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его учебных удачах и неудачах или плохом поведении. Игра – общение равных.

Отмеченные особенности придают игре особое педагогическое значение, наделяя ее ролью чрезвычайной: 

·                    игра – фактор развития ребенка;

·                    игра – способ приобщения ребенка к миру культуры;

·                    игра – щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям;

·                    игра – ознакомление ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;

·                    игра – мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений; 

·                    игра – деликатное диагностирование социального развития ребенка;

·                    игра – профессионально-изящная форма социально-психологического тренинга;

·                    игра – способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни, ставших перед ним в реальной повседневности;

·                     игра – один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания радости жизни; 

·                    игра – простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.

Таким образом, педагогическая игра отличается от любой другой игры тем, что педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Педагоги должны понимать, что в игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы.

Вследствие этого актуальны игровые технологии в учебном процессе в учреждениях дополнительного образования.

Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, в искусстве («Толковый словарь русского языка»).

Технология обучения — это составная процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов).

Педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Выделим следующие виды игр, которые наиболее часто используются педагогами дополнительного образования:

·                    Игры-упражнения. Они способствуют познавательным способностям воспитанников, закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины, чайнворды, сканворды, брейкворды. Такие игры помогают учащимся закрепить изученный учебный материал, а педагогу выявить уровень остаточных знаний учащихся.

·                    Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала (например, заочное путешествие в тайгу, заочная экскурсия по достопримечательным местам родного края и т. п.).

·                    Сюжетные (ролевые) игры. Действия инсценируется в задуманных условиях, учащиеся играют определенные роли. Такие игры носят и профориентационный характер.

·                    Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Дети соревнуется, разделившись на команды. Эта игра очень интересная, веселая, познавательная, состоящая из различных игровых ситуаций.

Ролевые, имитационные игры называются активными методами обучения потому, что позволяют «погрузить учащихся в активное контролируемое общение, где они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими людьми». Поэтому, разрабатывая игры, необходимо постараться привлечь обучающихся в процесс подготовительной игры, это «их вдохновляет, способствуют проявлению новых выдумок детей» (по Д. Н. Кавтарадзе).

В педагогической практике игровая деятельность выполняет такие функции:

·                    развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

·                    коммуникативную: освоение диалектики общения;

·                    самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

·                    игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

·                    диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

·                    функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

·                    межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;

·                    социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

В структуру игры как деятельности органично входит: 

·                    целеполагание,

·                    планирование,

·                    реализация цели,

·                    анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

 В структуру игры как процесса входят: 

·                    роли, взятые на себя играющими;

·                     игровые действия как средство реализации этих ролей;

·                     игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;  реальные отношения между играющими;

·                     сюжет (содержание) – область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к познавательной деятельности. Реализация игровых приемов и ситуаций на занятии происходит по таким основным направлениям:

·                    дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;

·                    учебная деятельность подчиняется правилам игры;

·                    учебный материал используется в качестве ее средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

·                    успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По области деятельности в педагогических играх выделяют:

·         физические (двигательные),

·         интеллектуальные (умственные),

·         трудовые,

·         социальные,

·         психологические.

По характеру педагогического процесса.

1.обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

2. познавательные, воспитательные, развивающие;

3. репродуктивные, продуктивные, творческие;

4. коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.

По игровой среде: различают игры

1. без предметов, с предметами;

2. настольные, в помещении, на свежем воздухе, на игровых площадках;

3. компьютерные, телевизионные, с применением ТСО,

4. технические, со средствами передвижения.

Угроза экологической катастрофы на фоне господства потребительской психологии в общественном сознании обуславливает необходимость экологического воспитания юного поколения. Экологический кризис во многом кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, и поэтому выход из него связан с воспитанием у современных детей культуры взаимодействия с окружающей средой, которая, как показывает жизнь, у большинства из них находится на достаточно низком уровне:

·                     полезные эмпирические наблюдения нередко сосуществуют с потребительским, безграмотным отношением к природе;

·                     общая информированность учащихся об экологических бедствиях сочетается с пренебрежением элементарными правилами безопасного поведения;

·                     знания о необходимости охраны окружающей среды зачастую соседствует с отчужденностью от нее из-за разрастающейся урбанизации и губительных ее последствиях.

Под экологическим воспитанием подразумевается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование общей экологической культуры и ответственности.

Главная задача и цель экологического воспитания – формирование человека, который в шкале ценностей ставит охрану жизни и среды обитания на первое место.