Воспитание личности учащихся средствами изобразительного искусства
Автор: Коновалова Анна Александровна
Воспитание личности учащихся средствами изобразительного искусства
Анна Александровна Коновалова,
педагог дополнительного образования
МБОУДО «Кедровский ЦРТДЮ»
Поднятие духовности детей стоит на первом плане, и в этом дополнительная общеразвивающая программа по изобразительному искусству «Радуга» помогает в воспитании личности ребенка, в его самовыражении и самореализации.
Освоение достижений педагогической науки и практики, таких как полихудожественный подход в преподавании изобразительных искусств, обоснованный Б.П.Юсовым, дает педагогу возможность организовывать образовательный процесс так, чтобы максимально способствовать всестороннему развитию личности, формированию целостной картины мира, развитию творческого воображения учащихся, их способности переносить эмоционально-образную информацию на другие виды творческой деятельности. Основываясь в профессиональной деятельности на технологии педагогической интеграции в сфере художественного образования, в основу которой положены принцип гуманитарного синтеза и взаимодействия искусств, теория полихудожественного воспитания, концепции развивающего обучения, личностно-ориентированный и компетентностный подходы, педагог может максимально усилить воспитательное воздействие искусства на учащихся. На основе личностно-ориентированного подхода развиваются индивидуальные умения и навыки учащихся, творческая организация и способность к ее выражению художественно-изобразительными средствами. Создание педагогом атмосферы доброжелательности, эмоционального комфорта и ситуации успеха способствует личностному развитию ребенка. Дружный творческий коллектив не только помогает детям обогащать себя знаниями и умениями, но и чувствовать себя единым целым.
В работе с детьми используются беседы, обсуждение, творческие игры, экскурсии, виртуальный музей. Чтобы развить у учащихся навыки творческого поиска в работе, свободу создания своего сказочного мира в детском воображении, используя память и творческое мышление, учебные занятия проходят в рамках делового общения.
Во время общения у учащихся коммуникативные компетенции: умение высказывать свои мысли, умение слушать и слышать друг друга, умение понимать друг друга, умение с уважением относится к высказываниям других.
В образовательном процессе активно используется иллюстративный материал. С его помощью выстраиваются беседы и объяснения. Важно помочь учащимся научиться рассуждать, видеть, выделять главное в репродукциях картин. Используется свободный выбор ребят выполнять свои работы в той или иной технике. В основном это – гуашь, но и другие техники используются ребятами с желанием: уголь, граттаж, цветные карандаши, мелки, нетрадиционные техники рисования.
Учащиеся не только рисуют, но и учатся художественному моделированию из бумаги: аппликации, оригами, квилингу, бумагопластике.
На первых занятиях по рисованию мы знакомимся с основами цветоведения. Ребята знакомятся с разнообразием и богатством цветовой палитры в живописи. Учатся получать дополнительные цвета путем смешивания основных. Узнают о тёплых и холодных цветах, контрасте, о том, что цвет может быть глухим и звонким.
В ход занятий обязательно включаются произведения других видов искусств: литература, музыка, фотография. Такой синтез искусств позволяет максимально раскрыть детей для принятия прекрасного. У детей возникает образ живой природы: она жива, она дышит. Так говорят дети. В качестве творческих заданий учащимся предлагается подбирать к своим рисункам поэтические строки. Чтобы ребята видели результат своей работы, постоянно устраиваются выставки их рисунков.
Изобразительное искусство - это мир прекрасного! Духовное воспитание средствами изобразительного искусства нужно начинать с детства. Чуткость, восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в поздние периоды развития личности. Искусство предстает в виде огромного количества художественных произведений, созданных живописцами и оказывает воздействие на воспитание культуры, вкуса, гармонии.